«Поводыря» с успехом представили в Италии
Чем запомнился Международный кинофестиваль в городе Бари![](/sites/default/files/main/articles/01042015/10kino2.jpg)
Bari International Film Festival — молодой и амбициозный. Молодой не только по возрасту, но и по своей популярности среди молодежи. Она составляет весомую часть тех 70 000 зрителей, которые ежегодно посещают фестиваль. Именно на молодежь делает акцент президент форума, метр итальянского кинематографа — Этторе Скола.
В этом году Бифест прошел уже в шестой раз. Основной его площадкой стал роскошный театр Петруцелли — настоящая жемчужина итальянской архитектуры, построенная в 1903 г., театр был подожжен злоумышленниками в 1991 г., но благодаря настойчивости общественности города снова открыл свои двери в 2009-м. Здесь проходят главные события Бифеста, а пресс-конференции — в Театре Маргарита (в целом фестивальные фильмы можно было посмотреть в 12 кинозалах города).
Форум награждает кинематографистов Платиновой наградой имени Федерико Феллини за за особый вклад в развитие кинематографа. В этом году ее получил итальянский режиссер, продюсер и актер — Нанни Моррети. Жюри выбирает лучший итальянский фильм прошлого года. Есть номинация первой и второй режиссерской работы, а также — международная панорама, куда в настоящее время была приглашена лента «Поводырь» Олеся Санина.
Несмотрря на большое количество украинцев, которые работают в Италии, мы остаемся для итальянцев (и не только для них) загадочной, малопонятной страной, поэтому открытие трагических страниц нашей истории помогает пониманию потрясений современности. Продолжительные аплодисменты фильму «Поводырь» в театре Петруцелли свидетельствует о том, что этот сложный процесс узнавания продолжается. И искусство играет в нем конструктивную роль. На заключительной гала-церемонии феста Олесь Санин сказал: «Я благодарю жюри и зрителей фестиваля за особое внимание к украинскому фильму. Но я был бы действительно счастлив, если бы на этой сцене в следующий раз стоял мой друг и коллега, украинский режиссер Олег Сенцов, который по безосновательным обвинениям арестован и обвиняется Россией в терроризме. Я благодарю всех вас за солидарность и прошу: рассказывайте правдивую историю об Олеге Сенцове людям. Я верю и знаю, что правда сильнее пропаганды, а камера более сильное оружие, чем пуля. Слава героям»!
Бифест-2015 сделал особый акцент на праздновании 90-летия Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI), которую в 1925 г. основали журналисты из Парижа и Брюсселя. Сегодня в организацию входят более 70 стран мира. О вступлении Украины официально объявил генеральный секретарь организации Клаус Эдер в
2011 г. на Одесском международном фестивале. Жюри FIPRESCI состоит не менее чем из трех и не более чем из девяти членов, которые обязательно должны быть из разных стран, имеет свой специальный приз и действует на многих кинофестивалях. С 2011 г. в работе жюри принимает участие украинская кинокритика, их деятельность координирует Александр Шпилюк. В Бари проходит ежегодная генеральная ассамблея организации.
Свое 90-летие FIPRESCI отметило рядом мастер-классов выдающихся мастеров кино, что стало центральным событием Бифеста. Ален Паркер, Нанни Моррети, Жан-Жак Анно, Коста-Гаврас, Этторе Скола, Анджей Вайда, Эдгар Рейтц и Маргарет фон Тротта были награждены Платиновыми наградами FIPRESCI. «Никогда еще в истории мировых фестивалей, которую я знаю очень хорошо, — сказал Феличи Лаудадио, директор Бифеста и бывший директор Венецианского фестиваля, — не проводилась такая серия мастер-классов одного за одним выдающимися мастерами кино».
Особым вниманием пользовался Этторе Скола — маэстро, как к нему обращаются итальянцы. Классический фильм режиссера «Особый день» (номинация на «Оскар» в 1977 г.) собрал полный театр уже в 9 утра. Была представлена отреставрированная Национальной кинобиблиотекой копия. Герои ленты: уволенный за политические взгляды и сексуальную ориентацию радиожурналист и домохозяйка (Марчелло Мастрояни и Софи Лорен) — случайно встречаются 8 мая 1938 г., когда весь Рим спешил на парад в честь приезда Гитлера в Рим, посмотреть как дуче Муссолини встречает фюрера. Режиссер лаконично и выразительно изображает психологическое состояние общества, которое боготворит диктатора. На многочисленные вопросы молодежи, как великим итальянцам удалось создать великое кино, Скола ответил просто: «Мы очень любили свою страну и хотели ее изменить, и нам это удалось»...
Выпуск газеты №:
№56, (2015)Section
Культура