Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Поздний Бетховен — новое прочтение музыки гения

26 мая, 20:53
ДМИТРИЙ ОНИЩЕНКО / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Впервые во Львове в одной концертной программе было исполнено пять последних сонат Бетховена! Этот концерт прошел в рамках Международного фестиваля «Виртуозы».

Фортепианные сонаты от 28-й по 32-ю написаны в течение последних 10 лет жизнь композитора. Их исполнение очень сложно технически: это большие произведения, наполненные богатством музыкальных тем и сложным развитием; в каждом из них композитор всякий раз по-новому решает проблемы драматургии и фортепианной фактуры. Чтобы их сыграть, нужно иметь не только очень хорошую память и безукоризненную виртуозность, нужно уметь так спланировать исполнение, чтобы властвовать над вниманием слушателя, раскрывая ему интонационное содержание произведения. И самая главная трудность — само содержание: переживания, философские рассуждения и религиозные представления гениального композитора, который достиг наивысшего понимания мира, но трагически отделен от окружающих их глухотой и непониманием, мог высказать собственные мысли только в этих звуках.

Длительное время считалось, что эти произведения вообще непригодны для исполнения, а их участь — оставаться абстрактными знаками на бумаге, — слишком уж они отличались от того, что привыкли играть и слушать в XIX веке. И пианисты последующих эпох, да и самые выдающиеся наши современники, хоть ставят себе не раз задание выучить все 32 сонаты Бетховена, но не решаются объединить в одной концертной программе больше трех последних опусов. Непреодолимой преградой здесь является огромная соната № 29. Ее монументальный цикл из четырех частей преисполнен причудливых поворотов, мрачных глубин, драматичных порывов и тягостных размышлений. Завершает произведение объемная фуга — сверхсложная полифоническая форма, наполненная изобретательными замысловатыми превращениями основной темы, и в то же время очень энергичная и динамичная. Это колоссальное музыкальное полотно требует для своего исполнения большой физической выносливости, мощного интеллекта и душевной глубины — качеств, которые так нечасто совмещаются в одном лице пианиста. А вступление 29-й сонаты к концертной программе из пяти поздних сонат делает исполнительскую задачу просто непосильной. Преодолеть ее брались только самые выдающиеся виртуозы истории — такие, как Ференц Лист и Ганс фон Бюллов.

Чрезвычайно амбициозное задание поставил перед собой один из известных молодых украинских пианистов Дмитрий Онищенко, он постиг глубину музыкальных замыслов, воплотил их с огромной убедительностью и силой чувств. Музыкант сумел раскрыть неповторимый характер и настроение каждой из пяти сонат, и в то же время обнаружить то общее, что объединяет произведения позднего Бетховена. В этом чрезвычайно важной оказалась полифония — многоплановость подтекста и самой музыкальной ткани, ведь в каждой из этих сонат композитор использует сложное полифоническое развитие. Так, с огромной значимостью прозвучал и запал в душу слушателей совсем короткий эпизод медленной части 29-й сонаты, в котором, будто пророчество, впервые появляется тематическая интонация, положенная позже в основу заключительной прощальной части сонаты № 32. Внимательно вчитываясь в текст автора, пианист раскрывал новые оттенки содержания. В исполнении Дмитрия Онищенко программа пяти сонат получила собственную драматургию. Кульминацией напряжения и борьбы стала могучая 29-я соната, которая произвела на слушателей наибольшее впечатление. А к концу концерта каждый раз более понятным становился ход мыслей композитора, направленный от борьбы к умиротворению и просветлению, в воссоздании которого не последнюю роль сыграло содержательное использование пианистом богатой тембровой палитры.

Слушатели концерта после двух с половиной часов чрезвычайно серьезной музыки чувствовали себя не уставшими, а возвышенными и счастливыми, они единодушно выразили пианисту свое восхищение продолжительными овациями.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать