Прекрасный вид на...
О премьерном показе сатирической комедии «Бельведер», которая состоится 5 марта впервые на большой сцене, рассказывает известная актриса Лариса РуснакНапомним: почти год назад, в марте, накануне карантина в театральной мастерской «Сузір’я» представили премьеру спектакля «Бельведер». Одноименную пьесу современного драматурга Анатолия Дяченко поставила талантливая творческая чета — Алексей Скляренко и Екатерина Степанкова, которая выступает и как актриса, исполнив роль Ся; сценография и костюмы Ирины Горшковой, художник по свету и звукорежиссер — Александр Крышталь. Произведение, которое было написано почти три десятилетия назад, оказалось настолько пророческим, что его следует признать сверхактуальным. Действие происходит на... мусорной свалке, где живут симпатичные «бомжихи»: романтическая Та (Лариса Руснак) и реалистка Ся (Екатерина Степанкова). «Апартаментное гнездышко» — старое авто без колес и телефонную будку, приспособленную как душ, Та возвышенно называет «бельведер» (в переводе с итальянского означает «прекрасный вид»), и это как смех сквозь слезы, так как на смрад вокруг не обращает внимания и грезит о... море. Две женщины по разным причинам оказались на краю жизни, между собой они то ссорятся, то мирятся, но однажды на их территории появляется мужчина (Тот Самый — Ахтем Сеитаблаев), который падает внезапно, как подкошенный. И что делать с трупом, как спрятать, чтобы не сесть за решетку за убийство?
Интрига держит зрителей до последнего момента в напряжении, потому что на сцене работает звездное трио мастеров: Руснак — Степанкова — Сеитаблаев. Это спектакль, который не оставляет зрителей равнодушными, и он побуждает к размышлениям («День» №51-52 от 20 марта 2020 ).
И вот постановка обретает новое дыхание, а еще — новая сценическая площадка на большом зале НМАУ. Мы встретились с Ларисой Руснак, чтобы подробнее узнать, как идет подготовка к большой весенней премьере 5 марта.
«ДЛЯ БОЛЬШОЙ СЦЕНЫ НУЖНЫ ЖИРНЫЕ МАСЛЯНЫЕ ШТРИХИ, А ДЛЯ МАЛОЙ — ЛЕГКАЯ АКВА-РЕЛЬ»
— Скоро спектакль «Бельведер» состоится впервые на большой сцене. Вы чувствуете разницу, на какой сцене играть — большой или камерной?
— Да, это другие законы. На маленькой сцене зритель очень близко, он видит твои глаза, даже малейший жест, жест — это как играть крупным планом. Все надо шить тонкими нитями. Это другие принципы, другая игра. В большом зале нужно, чтобы не просто услышали твой текст, но и суметь донести свое мнение до самой галерки... Я сравнила бы это с тем, как рисовать акварелью или маслом. Для большой сцены нужны жирные масляные штрихи, а для малой — легкая акварель.
— Есть ли у вас ритуалы перед выходом на сцену?
— Какого-то конкретного ритуала нет. В каждом спектакле по-разному. У нас есть один спектакль, где мы собираемся, беремся за руки и проговариваем отрывок текста или песни, чтобы срезонироваться друг с другом. Каждый спектакль — это ребенок, который «рождается» в разных условиях, в разных ситуациях. К тому же в каждом театре свои традиции, поэтому в каждой ситуации это очень индивидуально.
НЕ ВЫДУМКА, А СОВРЕМЕННОСТЬ
— Вы играете Ту — расскажите о вашей героине, близка ли она вам?
— Иногда я даже думаю, что это обо мне. Иногда в голову приходит: ну, неужели я такая же лег-комысленная, как она. Но потом понимаю, что она не легкомысленная. Она верит и искренне желает, чтобы все вокруг было прекрасным, она придумывает собственный мир. Она все пони-мает и видит, но для того чтобы выжить в тех условиях, она придумывает себе яркий приятный мир вокруг, на месте свалки видит море. Когда-то моя мама сказала: «То, что ты играешь, — то и в твоей жизни». Поэтому когда я впервые зашла в новую квартиру на Выдубичах и увидела Днепр — невероятную красоту вокруг, — я обрадовалась, но... под самым домом у нас оказалась мусорка. Там стоит старая машина, в которой живут бездомные. Они устроили себе там полноценное жилье. Среди них есть и беременная женщина. Представьте себе всю трагичность положения. И вот когда я это увидела, то поняла, что «Бельведер» — это не выдумка, это точно о нашей сегодняшней жизни.
— Ваша героиня — большая мечтательница, похожи ли вы с ней?
— Я достаточно реалистичный человек. Но для себя я создаю такой мир, в котором мне приятно жить. В этом мире есть и хорошее, и плохое. Добрые люди и злые. Но все равно мы резонируем с тем, что внутри нас. Поэтому я выбираю из этого мира, в котором происходит абсолютно все, именно то, что мне подходит.
— О чем мечтает Лариса Руснак сегодня?
— Локдаун немного выбил меня из колеи, и я очень хотела бы вернуться к активной жизни, к своей форме. Хочу вернуться к спектаклю «Кураж», который очень сложный физически (постановка в репертуаре Театра на Липках). Хочу, чтобы мы не выпадали из жизни и жили дальше спокойно, без стрессовых ситуаций, чтобы можно было свободно работать и творить.
— Как вы считаете, кому будет интересен спектакль «Бельведер»?
— Я думаю, что здесь для всех будет пожива. Он и смешной, и трагический. И для женщин, и для мужчин, и для разных поколений. То, что происходит в спектакле, — сейчас узнаваемо для всех. Здесь такое разнообразие приемов и инструментов в этом спектакле... Он очень хороший музы-кально, интересен пластично, эстетично. Он разноцветен. Там очень много комедии, и одновременно он о нашей современности.
«ДЛЯ МЕНЯ АДА РОГОВЦЕВА — ПРИМЕР БЫТИЯ В ЭТОМ МИРЕ»
— Вы играете в трех спектаклях с Адой Роговцевой: «С теми, кого люблю», «Простые вещи», «Свидетельство о жизни». Расскажите, как вы познакомились и как работается с Адой Николаевной на одной сцене?
— Это удивительно! Для меня это замечательный подарок в жизни. Впервые мы познакомились, когда я вместе с ее сыном Костей училась на параллельных курсах, и как-то раз он пригласил меня к ним домой. Позже меня в свою работу «Кураж» пригласил Алексей Скляренко. Тогда мы начали уже теснее сотрудничать с Катей Степанковой, и так мы уже начали играть с Адой Николаевной. Она очень трудолюбивая. Я видела, как она отыграла спектакль, потом сразу ехала на съемку ночью, потом на другую съемку, затем снова бежит на спектакль, возвращается на съемку... потом прилегла на кровать, и я понимаю, что это ее первые пять минут передышки за последние двое суток. Затем снова: «Ада Николаевна, в кадр!» И она снова идет и работает дальше. И когда мне, бывает, могло мысленно пронестись: «Ляля, как дотянуть до конца этого дня?» — то сразу вспоминаю Аду Николаевну, беру себя в руки и иду работать. Для меня Ада Роговцева — пример бытия в этом мире. Просто быть рядом — это большое счастье.
«ТЕЛОМ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ ВСЕ, ЧТО НЕ СКАЖУТ СЛОВА»
— Расскажите о постановке «Кураж» Алексея Скляренко в Театре на Липках.
— Я очень счастлива, что удалось возродить этот спектакль. Я знаю, как трудно было Алексею собрать актеров, ведь все, кто играет в спектакле, это актеры из разных театров. Я думаю, что этот спектакль просто божественен, а Скляренко — он просто непревзойденный хореограф.
— Это уже не первый ваш опыт в пластическом спектакле. Как вам играть спектакль пластикой тела, в отличие от драматических спектаклей?
— Когда ты полностью доверяешь телу, то оно очень точно может выразить то, что ты чувствуешь в этот момент. Телом можно выразить все, что не скажут слова. У тебя нет канонов, тебя не держит какая-то форма. Но это большой труд. Мне очень нравится балет, и меня это вдохновляет на работу с пластикой.
— В телепрограмме «Лото-забава» вы проработали 19 лет, а в театре были у вас роли-долгожители?
— Ну вот, «Наталка Полтавка» в Театре им. И. Франко идет у нас уже 15 лет, и мы в ней прекрасно себя чувствуем. А с «забавой» мы еще не попрощались окончательно.
— Есть ли для вас любимые роли или все-таки все роли — как дети, и любимых нет?
— В государственном театре есть роли, которые ты должен играть, и со временем ты к ним привязываешься. Ты можешь чего-то не принимать, но со временем начинаешь понимать и привыкать. Это работа над собой, это внутренний вызов. Каждый спектакль дорог по-своему.
— Приоткройте творческие планы на ближайшее время...
— Сейчас с Ахтемом Сеитаблаевым мы начали репетицию «Лесной песни» на татарском языке. Вскоре, возможно, в мою жизнь вернется один интересный телепроект. А ближе — это большая премьера нашего «Бельведера», которая состоится впервые на большой сцене Киевской консерватории, и я искренне приглашаю всех на это яркое событие.
Партнер проекта театральный портал Theatre.love
Выпуск газеты №:
№34-35, (2021)Section
Культура