Перейти к основному содержанию

Примирение через 40 лет?

Милану Кундере вернули гражданство Чехии, которого он был лишен коммунистической властью
11 декабря, 18:24

«Наследие» советских времен и до сих пор напоминает о себе, даже в тех странах, где оно длилось недолго. Чешский, а теперь и французский писатель Милан Кундера, эмигрировавший из коммунистической Чехословакии в 1975 году, а в 1979 году власть лишила его гражданства. Обычно о Милане Кундере вспоминают как об авторе книги «Невыносимая легкость бытия», но не стоит забывать, что ему также принадлежит текст «Трагедия Центральной Европы» (1983), в котором он утверждает, что Центральная Европа является «украденным Западом», Европой, а не частью СССР.

К концу 80-х его тексты в Чехословакии были запрещены по понятным причинам. Впрочем, когда коммунистическая власть пала, конфликт не угас, а, кажется, наоборот, обострился. Последний свой роман на чешском языке «Бессмертие» писатель написал в 1990 году. После этого его тексты выходят на французском языке, а чешским издателям все труднее получить разрешение, чтобы перевести произведения на родной для писателя язык. Сложно разобраться, с чего все началось: почему гражданство вернули только теперь, через 40 лет, и почему писатель сам не обратился в соответствующие учреждения, чтобы снова стать гражданином Чехии.

В любом случае, кажется, что сейчас отношения улучшаются. Посол Чехии во Франции Петр Друлак вручил Милану Кундере свидетельство о гражданстве. Шаг к этому был осуществлен еще в прошлом году, во время встречи премьер-министра Чехии с писателем. Пока в СМИ отсутствуют комментарии уже 90-летнего автора по восстановлению его гражданства, хотя, возможно, это вызвано тем, что уже длительное время он вообще редко общается с прессой.

Литературовед Олег КОЦАРЕВ так подытожил ситуацию: «История с возвращением чешского гражданства Милану Кундере - прежде всего личное дело писателя, личный символизм, если вспомнить его непростые взаимоотношения с различными формами чешской и чехословацкой государственности. В измерении же публичном это как попытка «закрыть долг» перед выдающимся чехом (здесь всплывает непростой вопрос, насколько может и должно сегодняшнее государство нести ответственность, скажем, за подсоветскую Чехословакию второй половины двадцатого века, из которой Кундера эмигрировал и чье гражданство потерял?). А заодно мне здесь видится полусознательная попытка так же на знаковом уровне «финализировать» конфликты времен холодной войны. Такая симпатичная магия. Но финализировать ничего не получается - обстановка в мире никак не смягчается, и это понимают даже те, кто не хотят замечать украинско-российской войны. Ну и, конечно, перед нами очередная версия вечного сюжета «художник и власть», так как, насколько могу судить по сообщениям чешских медиа, инициатива возвращения гражданства исходила от премьера Андрея Бабиша, фигуры крайне непростой, отношение к которой в Чехии очень поляризовано. Мог ли живой классик, метафорически говоря, принимать паспорт из рук такого политика? Стоило ли вообще с ним встречаться, общаться? Это сейчас обсуждают чешские читатели и граждане».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать