Перейти к основному содержанию

Pro Art открыл новые имена виолончелистов

На карте международных конкурсов появился новый город — Хмельницкий
24 мая, 17:10
ТРЕТЬЯ ПРЕМИЯ (МЛАДШАЯ ГРУППА) У РАШВАЛ ФЛАВИИ (УКРАИНА)

В Хмельницкой областной филармонии состоялся Первый международный конкурс Pro Art. Соревновались 40 молодых виолончелистов из 16 стран в возрасте от 12 до 23 лет.

Конкурс открылся концертом с участием членов жюри — Рафаэля Пиду (Франция), Дениса Северина (Швейцария), Катажины Полонек (Польша), Шу И-Бинга (Китай), Артема Полуденного (Украина). Также в судейской команде были председатель Национального союза композиторов Украины Игорь Щербаков и известный композитор, виолончелист Юрий Ланюк.

Следует отметить, что в мире международных соревнований виолончелистов проводится немного. О своих впечатлениях от

Pro Art-2017 «Дню» рассказали организаторы и члены жюри.

«ФОРМАТ ТРИЕННАЛЕ»

Александр ДРАГАН, генеральный директор Хмельницкой областной филармонии, председатель оргкомитета конкурса:

— Хорошее здание держится на фундаменте. Так же и в организационных, творческих проектах. Наверняка музыканты все знают, что во времена бывшего СССР Хмельницкая филармония была центром итоговых отборов-прослушиваний на международные конкурсы. Членами жюри были светила исполнительской школы, в частности, Богодар Которович. Многие музыканты, которые сейчас являются звездами, начинали здесь свой путь. Затем эта традиция прервалась. В прошлом году мы ее попытались возродить. Провели Всеукраинский конкурс молодых исполнителей Pro Art в трех номинациях — скрипка, виолончель и фортепиано (в четырех возрастных группах). Председателем жюри был известный композитор Игорь Щербаков. Важным условием стало то, что старшие участники последний тур должны были играть с оркестром. Но это оказалось сверхзадачей для оркестра, потому что подготовить такое количество аккомпанементов в трех номинациях было очень трудно. Поэтому мы решили в дальнейшем выбрать формат триеннале: в этом году — конкурс виолончели, в следующем — скрипки, а затем фортепиано. В результате теперь имеем пять обязательных концертов, которые играет оркестр, а возрастов — три.

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ ПОЛУЧИЛ КАРИБАЕВ САЛАВАТ (КАЗАХСТАН)

Благодаря нашим европейским партнерам конкурс приобрел статус международного. Мы нашли очень приличное материальное обеспечение в плане премий, что дает основания говорить о конкурсе как одном из ведущих в Украине. Конечно, есть недостатки. Мое личное разочарование, — что в финал не дошло больше украинских детей, хотя участников из Украины было очень много.

Должен отметить: все конкурсанты прошли предварительный отбор — их прослушивали члены жюри на YouTube. Количество желающих принять участие в соревновании была невероятным. Дети, которые приехали в Хмельницкий — очень сильные.

16 стран-участниц: Украина, Швейцария, Франция, Германия, Китай, Польша, Румыния, Болгария, Грузия, Казахстан, Армения, Австрия, Австралия, Латвия, США, Беларусь. Это — очень серьезное международное представительство!

— Была хорошо сделана реклама через интернет. Члены жюри в основном являются и концертирующими музыкантами, и педагогами. Где-то за полгода до конкурса был разработан информационный флаер, и они его как через интернет, так и непосредственно контактируя с коллегами, учениками, пропагандировали. Поэтому мы и имеем такое важное международное представительство.

Важен также фактор личности — Дениса Северина, который занимается подопечными. К нему ездят дети из разных уголков Украины. Лучших он рекомендует на обучение за рубежом в Берне и Женеве, где сам преподает, и не только туда. Он даже беспокоится о трудоустройстве молодых музыкантов ...

О ПРОГРАММНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И КОНКУРСАНТАХ

Тарас МАЛЫК, художественный руководитель Хмельницкой областной филармонии, член оргкомитета:

— Какие программы играли дети на конкурсе? Я заметила, что в младшей и средней группах были обязательные произведения, а в старшей — нет ...

— В старшей группе мы предложили на выбор произведения Баха, поскольку они являются показательными для виолончели.

Денис СЕВЕРИН, профессор Женевского университета музыки:

— К тому же, в старшей группе была предложена классика ХХ века для виолончели соло — это сознательный выбор?

— Да! Прежде всего, выбирая позицию «виолончель-соло», я хотел избежать проблем с аккомпаниаторами в старшей группе. Это — очень деликатный момент. Бывает так, что музыкант прибывает в последний момент, а ему пианист не подходит, или пианисту кандидат не нравится, — и мы решили, что этого не допустим. Так, для других случаев остался концертмейстер один на всех — Роман Лопатинский (для тех, с кем концертмейстер не приехал). Мы этот принцип оставим и в дальнейшем.

В программах исполнялось что-нибудь украинское?

— Эпизодически. Может быть, в следующий раз мы сделаем так, чтобы обязательным было какое-то небольшое украинское произведение. Обязательные произведения должны быть все же на выбор, чтобы участник мог себя показать в том, что у него получается лучше всего. Это такая дипломатическая, деликатная форма.

Как вы объясните тот факт, что в финал в старшей группе не попал ни один украинский участник?

— Честно говоря, к сожалению, таким был уровень украинских конкурсантов. Жюри действовало максимально объективно. Надеюсь, что это станет темой для размышлений педагогов. Однако в младшей и средней группах есть проблески, что вдохновляет.

Произошли ли на конкурсе открытия молодых талантов?

— Безусловно! Достаточно вспомнить одних юных румын!

Александр ДРАГАН добавляет:

— Завораживает, что это — дети. Например, маленький армянин Микаэль Караханян — у него такая харизма, энергия, я уже сейчас представляю себе его как зрелого музыканта на сцене. Он пойдет дальше. Сам говорит: «Я буду идти вперед, заниматься, работать над собой».

Итак, самым большим открытием конкурса стала румынская школа?

Денис СЕВЕРИН:

— Нет! Просто их уровень сопоставим с Германией, Швейцарией. Там замечательные, фантастические педагоги ...

Александр ДРАГАН:

— Денис! Отметь какой-то позитив!

Денис СЕВЕРИН:

— Да все это конкурс — сплошной позитив от А до Я! Множество детей, студентов, все довольны, хотят приехать в следующий раз, им нравится организация, они благодарны, получили путевку на будущее ...

Если ваш следующий конкурс скрипичный, то какое там будет жюри? Уже известно?

Александр ДРАГАН:

— Прежде всего, будем делать акцент на тех людей, которым не безразличен город Хмельницкий. Здесь родился всемирно известный скрипач Андрей Белов. Хмельницкое училище окончил Тарас Яропуд. И т. д... Мы просто с завтрашнего дня начинаем работу над следующим конкурсом. Он состоится, даже если не будет таких больших премий. Мотивация, возможно, станет другой, но в любом случае мы это будем делать на организационном, творческом уровне ... Пригласить представительское жюри — не проблема. Если будет хорошее жюри и приличные премии, то конкурсанты приедут.

Победителями Pro Art-2017 стали:

Младшая группа — первая премия — Ценц Тобиас (Германия); вторая премия — Караханян Микаэль (Армения), Мухтарулы Азамат (Казахстан);

 третья премия — Бланду София-Иоанна (Румыния), Рашвал Флавия (Украина);

Средняя группа — первая премия — Cекачи Ян (Румыния);

 вторая премия — Габриель Бернес (Франция), Петер Сокач (Украина);

третья премия — Саламатов Жанель (Казахстан).

Старшая группа — первая премия — Карибаев Салават (Казахстан);

 вторая премия — Зирбо Корнелиус (Румыния);

 третья премия — Ванг Гийоме (Австралия).

Кроме звания лауреата, они получили денежные премии в размере от 10 до 30 тысяч гривень.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать