Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Профанация

В «Год детского творчества» новации чиновников разрушат систему внешкольного художественного образования, которая признана одной из лучших в мире!
09 апреля, 11:40
«КАЧАНОВКА. ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС им.ЧАЙКОВСКОГО»/ ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В редакцию «Дня» обратились читатели (преподаватели, деятели сферы образования и культуры, родители учеников), которые бьют в набат: власть планирует оптимизацию учреждений культуры и внешкольного образования. Это касается как библиотек, клубов, музеев, театров, академических и национальных творческих коллективов, так и начального звена профессионального художественного образования — школ эстетического воспитания. Эта «революция», однозначно, будет иметь разрушительные последствия. Большое количество преподавателей и-за закрытия учреждений образования и сокращения их численности окажутся на улице, а те, кому повезет остаться после «чисток», будут больше работать, но за меньшую зарплату.

Для школ эстетического воспитания рекомендуется сократить количество часов «Типовых учебных планов», что негативно отразится на качестве образования учеников. При этом все финансовые проблемы внешкольных заведений образования сферы культуры будут возложены на плечи родителей! И это при том, что 2013 год объявлен в Украине «Годом детского творчества»!

Руслан Ольховский, отец ученика 4-го класса Киевской ДМШ № 28, возмущен новациями: «Мой сын Павел три года учится играть на фортепиано. Сейчас за обучение мы платим 150 гривен. На сегодня эта сумма адекватная, но если нужно будет платить тысячу гривен (я уже не говорю о четырех) — я не готов. Наш семейный бюджет этого не выдержит! Я не понимаю властей предержащих. Создается впечатление, что нашему государству не нужны интеллигентные и культурные дети. По-видимому, нужны невежды, необразованная толпа, которыми легко руководить. Если будет толпа, а не индивидуальность, то реорганизаторы своего добьются. Сокращение школ, кружков, уроков — это очень печально. Я уверен, что родители и все, кто рассуждает здраво, этого не допустят. У меня есть альтернативное предложение: в два раза сократить аппарат чиновников, которые готовят такие бессмысленные и даже вредные документы — вот вам и деньги в бюджете на обучение детей найдутся».

— Решения, которые рекомендует принять правительство, разрушат систему внешкольного эстетического образования, признанную одной из лучших в мире, — уверена Алла ЧЕРЕДНИЧЕНКО, преподаватель Вишневской детской школы искусств (единственное сегодня внешкольное учебное заведение в городе — спутнике Киева, где живет более 36 тысяч человек!). А это приведет к тому, что уже через несколько лет у нас и вовсе не будет культуры. Государственная политика, продекларированная в Законе «О внешкольном образовании», осуществляется на принципах «доступности внешкольного образования гражданам Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, языковых или других признаков. К тому же внешкольное образование является составляющей системы непрерывного образования и направлено на развитие способностей учеников, удовлетворение их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении». Но, к сожалению, это только декларации. В случае осуществления намерений чиновников одновременно исчезнут музыкальные, художественные, хореографические школы, после них — институты музыки, музыкальные академии, опустеют филармонии, музыкальные театры, театры оперы и балета. Это произойдет потому, что не будет воспитанных начальным звеном профессионального художественного образования слушателей, поэтому слушать академическую музыку, смотреть классические постановки будет некому... Я хочу отметить, что школа эстетического воспитания — это не только учебно-воспитательное заведение. Многие дети приходят сюда с проблемами неврологическими, терапевтическими, двигательного и речевого аппарата, но, занимаясь музыкой, они становятся гармоничными людьми, находят отдушину, раскрывают свой талант и даже излечиваются! Уроки музыки — это не только пение или игра на музыкальном инструменте, а еще и возможность ребенка расширить мировоззрение, познакомиться с образцами национальной и мировой музыкальной культуры: произведениями Лысенко, Леонтовича, Баха, Гайдна, Моцарта, Шуберта... Напомню, ученые доказали, что, слушая произведения композиторов-классиков, человек не только чувствует душевное тепло, а излечивается даже от врожденных болезней! Культура и искусство воспитывают людей интеллигентных, ведь 80% лауреатов Нобелевской премии в детстве учились музыке. Музыка развивает интеллект. Если мы не дадим ребенку раскрыться, то не получим процветающую страну!»

Проанализировать ситуацию и обозначить возможные пути решения болезненной проблемы «День» попросил председателя Всеукраинского совета директоров школ эстетического воспитания, директора Киевской ДМШ № 35, заслуженного работника культуры Украины Александра Григорьевича ШАЛИТА.

— На выполнение поручения Кабинета Министров Украины 28 января Министерство финансов направило Министерству культуры письмо, где приводятся предложения, направленные на уничтожение культуры в Украине, — объясняет А. ШАЛИТ. — Чиновники предлагают «предоставить полномочия местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления осуществлять реорганизацию и ликвидацию (!) общеобразовательных учебных заведений в сельской местности, основанных на коммунальной собственности с учетом демографической ситуации». Тезис понятен. Местные бюджеты не выдерживают нагрузки на содержание школ эстетичного воспитания, поскольку финансирование происходит по формуле на душу населения, что, кстати, противоречит Закону Украины «Об образовании», которым определено финансирование учебных заведений в расчете на одного ученика.

Сегодня, когда труд преподавателя почти сравнялся по оплате с неквалифицированными работниками, дико звучит предложение относительно сокращения часов учебного плана, увеличения количества учеников в группах, увеличения количества часов на одну педагогическую ставку и т. п. Эти предложения противоречат законам Украины «Об образовании», «О внешкольном образовании». О предоставлении каких качественных услуг, гарантированных государством, идет речь, если предлагается уменьшить количество часов учебного плана, увеличить количество учеников в группах, норму часов на одну ставку? В этом же письме предлагается установить «экономически обоснованный, на уровне не ниже себестоимости, размер оплаты за обучение детей в школах».

— И сколько (после новаций, предложенных чиновниками) придется платить родителям за учебу детей в школах эстетического воспитания?

— Себестоимость обучения (в сущности — перевод школ на полный хозяйственный расчет) состоит из стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотвод, свет, канализация; оплата труда техперсонала и преподавателей плюс канцелярские расходы, средства на проведение текущих и капитальных ремонтов помещения и т. п.). Мы просчитали, что для того, чтобы содержать Киевскую ДМШ № 35 (здание 2 700 кв. м), платить заработную плату преподавателям и админперсоналу, производить текущие и капитальные ремонты, нужно установить месячный размер оплаты на уровне 3,5 — 4 тыс. грн. (и это при том, что минимальная зарплата на сегодняшний день составляет 1147 грн!). Смогут ли родители платить такую сумму? Нет! А еще нам предлагают увеличить объем нагрузки преподавателей и внести эти изменения в законодательство. Сейчас норма часов на одну ставку — 18 в неделю, а предлагается увеличение. Это уже нарушение статьи 20 Конституции Украины, которая говорит о том, что «не допускается сужение прав и свобод граждан» (мы не имеем права увеличивать норму рабочих часов и уменьшать размер оплаты).

А как вам такой пассаж — «оптимизация общего количества часов учебных планов в школах эстетического воспитания с целью уменьшения их количества». Например, ваш ребенок учится в музыкальной школе. Учебным планом определенно два часа в неделю на уроки по специальности (фортепиано, скрипка, баян и т. п.), а после «оптимизации» будет один урок! Или вам предложат изучать на выбор сольфеджио или музыкальную литературу, а второй предмет — за дополнительную плату.

— Объясните, речь идет о ликвидации, сокращении или объединении сети учреждений культуры?

— И первое. И второе. И трете. «...Объединение учебных заведений, заведений культуры и физической культуры с учетом демографических показателей, уровня миграции, рынка труда и т. п.». Это письмо касается не только школ, но и музеев, и библиотечной системы, и парков культуры, и других. Я не знаю, здраво ли рассуждают чиновники, которые вносят такие абсурдные предложения, ведущие к уничтожению всей сети учреждений культуры? Особенно это больно бьет по малокомплектным школам в сельской местности. Если раньше органы самоуправления были обязаны изыскивать возможность их финансирования и содержания, то новации развяжут руки нерадивым чиновникам. Авторы письма, по-видимому, не понимают, что своими «предложениями» они нарушают Закон Украины «О культуре» (он был принят в марте прошлого года). В нем говорится о том, что все без исключения заведения культуры, которые существовали на время его принятия, автоматически включаются в базовую сеть. Предлагается также проводить выплаты надбавки за выслугу лет, денежного вознаграждения за добросовестный труд, материальной помощи на оздоровление, повышение зарплаты, все, что сегодня гарантируется 57 статьей Закона Украины «Об образовании», в пределах финансового ресурса. А у нас уже сегодня такой финансовый ресурс, который не позволяет платить зарплату в полном объеме! Финансовые органы до сих пор не понимают разницу между количеством работающих педагогических сотрудников и количеством педагогических ставок. Для школ эстетического воспитания утверждены «Типовые учебные планы», которыми определен государственный стандарт начального специального художественного образования. Для выполнения этих планов (проведение уроков по всем предметам) необходимо, например, 86 педагогических ставок, а преподавателей в школе работает 55. Финансовые органы сокращают финансирование до количества физических лиц, что не позволяет выполнять государственный стандарт образования. Вот вам и финансовый ресурс! Более того, финансируются исключительно защищенные статьи бюджета — заработная плата и энергоносители. На остальные статьи денег нет.

Сегодня начальное художественное образование — это единственное звено, которое готовит абитуриентов для продолжения профессионального образования в высших учебных заведениях І, ІІ уровней аккредитации. Дальше они идут в институты, академии, творческие коллективы... Акцентирую на том, что внешкольные заведения образования Министерства образования Украины готовят участников художественной самодеятельности, развивают способности учеников, но не дают профессиональной подготовки.

— Какая сегодня зарплата у преподавателей?

— Зарплата преподавателя зависит от нескольких факторов. Первый — образование. Второй — стаж работы. Третий — тарифная ставка, установленная по результатам аттестации. Средняя педагогическая ставка в нашей школе сегодня равняется 2829 грн, а заработная плата колеблется от 1700 до 5000 гривен. И это с учетом так называемой «муниципальной надбавки», объявленной председателем КГГА Александром Поповым (в размере 20%), но по Подольскому району эта надбавка достигает около 10%, а в некоторых районах столицы меньше 7%! В большинстве же регионов Украины подобные надбавки вообще не платятся.

После ликвидации в г. Киеве районных советов наши заведения принадлежат территориальной общине Киева, поэтому финансовые потоки распределяет городская власть. Сколько мы не просили городскую власть пересмотреть вопрос финансирования в зависимости от количества заведений образования в районе, а воз и ныне там. В самом маленьком районе Киева — Подольском — на 190 тыс. населения — восемь школ эстетического воспитания (одна-единственная в Киеве хореографическая школа, две художественных, причем одна из них уникальная — декоративно-прикладного искусства, детская школа искусств им. Стефана Турчака, три музыкальных — №№ 12, 31, 35). Эти школы известны не только в Киеве и Украине, но и за рубежом, ведь их воспитанники являются лауреатами и дипломантами всеукраинских и международных конкурсов. Но сегодня район получает от города на сто ставок меньше, чем нужно на выполнение учебного плана!

— Александр Григорьевич, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вас услышали и такая разрушительная «реорганизация» не состоялась?

— Для начала чиновники Министерства финансов должны определить, сколько нам нужно средств и сколько сегодня выделяется на содержание заведений внешкольного образования, изменить формулу финансирования. Перейти от финансирования заведений образования сферы культуры с норматива «на душу населения» на норматив «на одного ученика». Сегодня нас финансируют по остаточному принципу. Поэтому зарплата вроде бы повышается, а фактически она стоит на месте! Последние десять лет ситуация только ухудшается. Нормативные документы не пересматриваются. Хотя Верховная Рада принимает новые законы, Министерство стоит на месте (аппарат меняется, а дела — нет).

Начиная с 2000 года (год принятия Закона Украины «Об образовании»), мы предлагаем внести изменения в 14 главу Бюджетного кодекса — проводить финансирование внешкольных учебных заведений сферы культуры из расчета на одного ученика, как предусмотрено 61 статьей Закона «Об образовании». В 2004 году ВР приняла изменения в Бюджетный Кодекс, но тогдашний Президент В. Ющенко наложил на него вето. Хотя расчет формулы и обстоятельные предложения были представлены специалистами Института научных исследований Минкультуры, Министерство финансов на них не реагирует. Поэтому, как говорят, «имеем то, что имеем»...

Сегодня Министерство финансов от имени государства решает быть или не быть культуре. Хотя во всех законах, принятых Верховной Радой, речь идет о сохранении и развитии сети заведений внешкольного образования. Кстати, недавно на сайте Президента Украины В. Януковича были изложены его новые социальные инициативы. Пунктом 2.4 определенно «увеличение охвата детей внешкольным образованием с 40 до 70 процентов»! И одновременно Минфин выносит решение, которым не увеличивает, а уничтожает сеть!

Сейчас областные советы директоров школ эстетического воспитания, коллективы, родители учеников обращаются с письмами в Администрацию Президента, к депутатам, к членам комитета Верховной Рады по вопросам духовности и культуры относительно планов такой «реорганизации». 18 апреля состоится Пленум ЦК профсоюза работников культуры, и наряду с другими будет обсуждаться и этот вопрос. Попробуем инициировать проведение парламентских слушаний по вопросу сохранения внешкольного образования. Хотелось бы надеяться, что нас услышат. Хотя у меня есть горький опыт (дважды выступал с парламентской трибуны во время проведения парламентских слушаний в 2005 и 2008 гг., но до сих пор, к сожалению, ничего так и не изменилось)! Политики нас слушают, но культура — это не приоритет в стране, с нее денег не получишь, наоборот, в нее нужно много вкладывать, поэтому вопрос так и остается открытым. Сегодня нет законов о меценатстве, спонсорстве. Мы бы могли искать поддержку из других источников финансирования, ведь государство не хочет этого делать, но законы не действуют и наши руки связаны. А проблема стоит острая, и ее нужно решать!

Надеемся, что Президент Украины сравнит свои «новые социальные инициативы» с реальными действиями правительственных чиновников и, возможно, сделает выводы!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать