Пропало все, но надежда не угасает!
Несколько впечатлений об Одесском международном кинофестивалеФорум открылся словно в спешке — церемония открытия в Оперном театре была обозначена какой-то суетливой скоростью презентации гостей и фестивальных программ. Представлять было что. Международный конкурс, два конкурсных соревнования украинских фильмов (короткого и длинного метра), украинские гала-премьеры и гала-премьеры лент других стран. Кроме того, ретроспективы: Фестиваль фестивалей (где представлены заметные работы с мировых фест-соревнований), Неделя русского кино (здесь действительно интересные, сильные работы). 90-й годовщине со дня рождения Сергея Параджанова посвящена ретроспектива его фильмов, в которую вписывается и конкурсный игровой фильм «Параджанов» украинки Елены Фетисовой и француза Сержа Аведикяна. Кроме того, в Литературном музее уже открыли выставку параджановских работ из музея в Ереване.
Не забыли и одесситов — в программе «Одесские кинематографисты представляют» это ленты молодых кинематографистов. С особым интересом ожидается показ нового фильма Киры Муратовой «Вечное возвращение». Киру Георгиевну, кстати, уже видел несколько раз, она дисциплинировано посещает многие просмотры. Потому что просто любит кино — и не только свое, как достаточно большое количество кинематографистов, вот и вся разгадка.
Для слушателей Летней школы проводят мастер-классы кинематографисты, чьи имена не нуждаются в представлении: режиссеры Ульрих Зайдль, Эмир Кустурица, Иржи Менцель, известный продюсер, он же председатель жюри международного конкурса Александр Роднянский, Йос Стеллинг...
ЛЮДИ, ЗВЕРИ И ПЧЕЛКИ В ЦВЕТУ
Уже во второй раз в Одессе будут проходить презентации проектов фильмов украинского производства, или тех, которые должны быть в ко-продукции с Украиной. В них включены также панельные дискуссии, мастер-классы относительно вопросов продюсирования, маркетинга. Во вторник и среду состоялись первые такие презентации.
По сути дела, Одесский кинофестиваль превращается в главное событие украинского киногода. Не в последнюю очередь благодаря большой программе отечественных кинокартин. Потому что международный конкурс в основном составляют фильмы, замеченные и отобранные на других фестивалях. Поэтому проблематично приглашать сюда серьезную иностранную прессу — все это журналисты уже видели. Следовательно, наиболее интересной является собственно украинская программа и программа русских лент.
На открытии фестиваля запомнилось выступление Роднянского и его твердая вера в то, что вскоре в украинском кино будет создан необходимый, для полноценного развития, контекст. В выступлении президента фестиваля Виктории Тигипко поразила цифра: якобы на отечественный конкурс было предложено около двухсот (!) фильмов. Каких именно, не уточнялось, и, следовательно, можно понять так, что мы стоим на пороге расцвета нашей киноиндустрии. Излучать оптимизм относительно ближайших перспектив украинского кино у нас стало едва не модой. Однако основания для этого пока еще достаточно скромные. Позитивные и обнадеживающие сдвиги безусловно есть, но вряд ли стоит так спешить с громкими заявлениями. Так как пока еще и фильмов маловато (двести — это, вероятно, со всеми двух-пятиминутными лентами, но это не индустрия), и показывать их особенно негде — кинотеатров у нас нет, во многих городах, особенно небольших, их нет вообще.
Словно для иллюстрации оптимизма организаторы выбрали фильмом-открытием американскую ленту «Надежда не угаснет» молодого режиссера Джеффри Чендора (хотя в оригинале она называется All is lost, «Все потеряно», или же, если ближе к нашему политическому лексикону, «Все пропало»). Герой картины, старый владелец яхты (в этой роли — знаменитый актер Роберт Редфорд), которая попадает в головокружительные приключения после катастрофических разрушений своего судна. История очень напоминает рассказ «Старик и море» Эрнеста Хемингуея — о несокрушимости человеческого духа в борьбе с природой. Эффектно, иногда трогательно — однако не более того.
Событием, которое ознаменовало вхождение в «фестивальные воды», стало для меня выступление Эмира Кустурицы со своим оркестром (сербский режиссер и к тому же хорошо известный музыкант) на знаменитой Потемкинской лестнице, под открытым небом. На открытии Кустурица получил приз «Золотой Дюк» за выдающийся вклад в киноискусство. Он сказал, что благодаря фестивалю Одесса для него — это Исаак Бабель («Первая иностранная книга, которую я когда-то прочитал, была написана Бабелем»), Александр Довженко («Лучший для меня режиссер немого кино») и Потемкин (очевидно, речь шла именно о лестнице, навеки прославленной Сергеем Эйзенштейном в «Броненосце «Потемкине»»). Кустурица вспоминает Довженко далеко не первый раз, и в самом деле некоторые его фильмы, очевидно, берут начало в творчестве Довженко.
На следующий день на той же Потемкинской лестнице показали, в сопровождении живой оркестровой музыки, одну из наиболее выдающихся лент «немого» кино «Восход солнца / Sunrise» Фридриха Мурнау. Несколько тысяч зрителей, словно завороженные, полтора часа следили за ходом событий ленты 1927 года рождения. История любви и измены, которая едва не случилась и едва не привела к семейной катастрофе... Вот вам пример фильма на все времена и для всех зрительских категорий. Своего рода сказка о Дюймовочке (героиня ленты — миниатюрная женщина с кукольным личиком актрисы Джанет Геймор) и о коварстве злой феи, приезжей мещанки, которая пытается соблазнить добропорядочного фермера (Джордж О’Брайен). Ага, щ-щас — ничего ей не перепало, несмотря на все благоприятные будто бы обстоятельства, вплоть до ужасной бури на озере... Справедливость победила, победили любовь и доброта.
А уже первая конкурсная картина, американский фильм «Влюбиться до смерти» Фредерика Бонда (шведа по происхождению), продемонстрировала, как в современном кино разыгрывают сказки о любви и смерти. Лента была в большом конкурсе Берлинского фестиваля, она скорее напоминает полнометражный видеоклип, с безукоризненным ощущением темпоритма. История парня, который после смерти матери и благодаря ее мистическим уговорам отправляется в Бухарест. А там уже огромное количество сногсшибательных приключений — своеобразный криминальный «цирк на дроті». Кровь здесь льется рекой, труппы устилают приключения героя — наслаждайтесь, зрители, красотой смерти.
В воскресной конкурсной программе — лучшая пока еще, по моему мнению, лента «Ланчбокс / Dabba» молодого индийского режиссера Ритеша Батра. Эпистолярный роман двух людей разных поколений, который разворачивается на фоне хорошо прописанного быта индийцев. У обоих едва ли не все — «пропало» или пропадает. У нее — семья, которая разрушается на глазах в результате измен мужа. У него — сама жизнь сходит на нет, пришла пенсия, и он выбежал на последние метры жизненной дистанции. Однако сама жизнь показана в своей обворожительности, люди здесь — креативные и карнавальные, поэтому надежда здесь не только не угасает, а под финал действительно материализуется, становится чем-то реальным.
Конкурсные ленты понедельников: «Пчелка / Miele» — полнометражный дебют актрисы Валерии Голино (ко-продукция Италии и Франции), где так же как и в индийской картине сходятся в непростом диалоге молодая женщина и немолодой человек, а также «Люди и звери / Domestic» молодого румына Адриана Ситару. Собственно, это произвольный перевод титульного названия фильма, где действительно все домашние — и люди, обитающие в пространстве своих квартир и лестничных площадок, и звери, которые так же упрямо заполняют то же пространство...
Во вторник и среду конкурсную программу продолжили фильмы «В цвету» грузинки Нани Эквтимишвили и немца Симона Гросса (о событиях 1992 года в Грузии), польский «Автоинспекция» Войтека Смаржовского (коррупция, причем жесткая, есть и в Польше) и «Параджанов» Фетисовой и Аведикяна...
ТЕРПЕЛИВЫЕ ФАНАТЫ И ПАРАДЖАНОВ
В понедельник зрители получили возможность посмотреть новую картину Валентина Васяновича «Креденс». Год назад в Одессе было его «Обычное дело», которое приняли очень тепло. Хотя в прокате фильм прошел достаточно скромно...
«Креденс» в чем-то продолжает предыдущую ленту режиссера. Так же в центре интеллигент, но на этот раз по имени Орест (Андрей Саминин), львовский виолончелист. Все события происходят во Львове в канун Рождества и Нового года в семье, даже шире — семье, где все слишком эксцентрические и нередко несчастные, и на работе, где у Ореста нарастают конфликты. Спокойный ход событий в начале все больше обостряется. И когда сначала бабахнуло только одно «ружье», то под занавес их намного больше, и они устраивают целый фейерверк — эмоций и поступков. Судя по реакции зрительского зала, фильм большинству понравился. Это подтвердил и разговор зрителей с режиссером и актерами после фильма.
В воскресенье в Литературном музее открыли выставку коллажей Параджанова. А после показом «Теней забытых предков» начали и ретроспективу классика. Исполнительница роли Марички, легендарная актриса Лариса Кадочникова, рассказала интересные подробности об истории создания фильма. К сожалению, техническое качество показа было ниже критического. Тусклый экран, проблемы с воспроизведением звука... Однако огромная аудитория (по большей части молодежная) все это терпеливо выдержала.
На следующий день показали фильмы Параджанова, которые мало знакомы зрителям: дебютный «Андриеш» и несколько короткометражных лент. С качеством показа на этот раз было все хорошо. Однако удивило то, что фильмы не сопровождались ни единым комментарием, без которого не все можно понять. Скажем, относительно «Киевских фресок», которые так и остановились на этапе проб... Что-то не очень сложилось с этой ретроспективой, а жаль. Радует только большое внимание зрителей — на Параджанове свободных мест пока еще не было.
Фото с сайта oiff.com.ua
Выпуск газеты №:
№123, (2013)Section
Культура