Перейти к основному содержанию

Пророчества музыкального гения

Известный маэстро Федор Глущенко по-новому «прочитал» произведения Дмитрия Шостаковича
12 мая, 16:53
В КИЕВЕ С УСПЕХОМ ВЫСТУПИЛ ЗНАМЕНИТЫЙ ДИРИЖЕР ФЕДОР ГЛУЩЕНКО / ФОТО СЕРГЕЯ ПИРИЕВА

Среди примечательных музыкальных событий, вошедших в резонанс с актуальными проблемами сегодняшнего дня, стал вечер из произведений Дмитрия Шостаковича, состоявшийся в Национальной филармонии. Десятая симфония мастера и Второй виолончельный концерт прозвучали под руководством полюбившегося киевляна и широко известного в мире дирижера Федора Глущенко в исполнении Национального симфонического оркестра Украины. Украсило программу выступление талантливого киевского виолончелиста Александра Пириева. Психологическая глубина и скрытый трагический подтекст отличали «прочтение» Второго виолончельного концерта, который композитор создал в год своего шестидесятилетия с расчетом на интерпретаторский талант и масштаб личности Мстислава Ростроповича, которому произведение и было посвящено. Сегодня это произведение воспринимается по-новому, как голос композитора, обращенный к грядущим поколениям. Речь идет и об ответственности за защиту высоких духовных ценностей, и о миссии искусства в выявлении общественных болезней, в развенчивании сознательно насаждаемой лжи и фальшивого энтузиазма развращенной толпы.

Имя Шостаковича ассоциируется во всем мире прежде всего с его симфониями, в частности Седьмой «Ленинградской», премьера которой состоялась 5 марта 1942 г. В летопись Второй мировой войны они вошли как произведения огромной обличительной энергии и обобщенного виденья масштаба пережитого человечеством катастрофического разрушения гуманистических ценностей. Образ войны как античеловеческой машины уничтожения предстал здесь без каких-либо украшений и вызвал параллели с грозными всадниками Апокалипсиса. Наряду с поражающими картинами наступления зла и кровавого урожая, который собирала смерть, музыка рассказывала о несокрушимости человеческого духа, способного выстоять в самых сложных испытаниях. В монологах отдельных инструментов слышался голос одинокой души, в особом тембровом колорите словно воспроизводилась атмосфера холодных опустошенных городов и неотапливаемых помещений, бесконечность ночных часов без сна на фоне заснеженных пейзажей.

Шостаковичу довелось столкнуться с коварством, предательством, произволом партийных чиновников, с агрессией профессиональной среды. Переживание этих страшных времен нашли воплощение в Десятой симфонии, написанной в 1953 году. При этом автобиографическая тема переплелась в ней с конфликтами социального и общечеловеческого характера. В музыкальную ткань композитор ввел тему-монограмму, составленную из нотного аналога латинских букв его инициалов DSCH. Этот короткий мотив выступает в разных вариантах, в том числе в гротескно-заостренном танцевальном ритме. Есть здесь и дугая несколько загадочная тема-символ, которая неоднократно словно останавливает музыкальное развитие или накладывается на него как выразительный сигнал. Она также имеет автобиографичные истоки и связана с зашифрованным через нотную запись именем женщины, которая в то время была духовно близка автору. Сочетание личных переживаний с ощущением надругательства над человеком как таковым, ужасов ГУЛАГа и публичных судилищ превращает музыку симфонии в обличительный документ огромной силы эмоционального влияния.

В интерпретации Федора Глущенко были четко прочеркнуты все яркие образные контрасты, драматичные линии и конфликтные узлы произведения, а также выявлен его эпический размах. Как зловещий шабаш зла прозвучала сыгранная на одном дыхании вторая часть. Богатством смысловых нюансов, переходами от глубокой сосредоточенности до самоиронии, сложным взаимодействием двух мотивов-символов героя и одинокого голоса-сигнала его аними-души отличалась третья часть. Наконец неожиданностью изменения настроения от лирического размышления до вспышки мнимой веселости, бурной энергии и безумных ритмов поразил финал, за которым вырисовывался агрессивно-настырный образ самонадеянной путинской России. Так, сложная и глубокая музыка симфонии Шостаковича прозвучала в блестящей современной интерпретации Ф.Глущенко как предсказание состояния общества, оказавшегося неспособным на покаяние, осознание трагических последствий сформированного тоталитарным режимом и имперскими амбициями подавления свободы, попрания правды и человеческого достоинства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать