Перейти к основному содержанию

Прорыв...

Пример Одессы в лице Театра и Фестиваля — должен стать заразительным
05 сентября, 15:34

В настоящее время слово «реформа» в профессиональной украинской музыкальной среде звучит как ругательство. Однако реформа, сделанная харизматичными, талантливыми или гениальными музыкантами, — всегда двигала музыкальную культуру вперед. Так случилось в свое время и с оперной реформой Вагнера. А открытие именно вагнеровской постановкой международного оперно-балетного фестиваля «Бархатный сезон в Одесской Опере», по сути, является истинной реформой для Украины музыкальной. И хотя речь идет о незаурядном событии — премьере «Лоэнгрина» Р. Вагнера на одной из лучших оперных сцен, а непутевая реформа минкульта касается, на первый взгляд, рутинного вопроса — детского начального музыкального образования, — фестиваль в Одессе косвенно доказал, что эти явления глубоко связаны между собой.

ПРИВИВКА ВАГНЕРОМ

Итак, имеем еще одного «Лоэнгрина» в Украине — в Одессе, который появился в одном году с Львовским и в разгар резонансных акций протеста музыкального сообщества против нахальной попытки уничтожения художественного образования как такового. Это однозначный прорыв и признак реформирования современного музыкального театра, признак зрелости руководства этих театров, наличия желания двигаться вперед и наконец становиться в единый контекст с европейскими оперными театрами. И сигнал «реформаторам»: культурная Украина уже другая, она кардинально изменилась именно снизу, вопреки, а не благодаря, сознание обновилось настолько, что появились силы действенно отстаивать свое цеховое и ставить Вагнера.

Симптоматично, что именно в свой юбилейный пятый год существования Одесский фестиваль рискнул открыться именно вагнеровским произведением, поставив на кон все силы театра, его творческий и менеджерский потенциал, ведь ни для кого не секрет, что Вагнера на украинских оперных сценах долгие годы будто не существовало (не считая донецкого «Летучего голландца» 2013 года). Поэтому люди, связанные жизнью с музыкой, поздравляют друг друга, как с днем рождения или Днем Победы.

Вы спросите, а почему именно возникает ассоциативная параллель премьеры с «реформаторскими протестами»? Одним из пунктов реформы от минкультовских чиновников является отмена для детей первых лет обучения уроков сольного вокала и существенное уменьшение индивидуальных часов на специальность под прикрытием беспокойства об их здоровье. Конечно, среди тех, кто взялся за реформирование такой тонкой сферы, как детское начальное художественное образование, нет ни одного человека с музыкальным профессиональным образованием (тогда бы они знали, что дети начинают играть и петь иногда раньше, чем говорить). И тем более, они не в состоянии постичь того же Вагнера в контексте мировой исполнительской практики и набор профессионального инструментария, чтобы его открыть себе, зрителю, рекомендуя детям учиться на пресловутой в контексте реформы «Несе Галя воду». Их чиновническая, примитивная близорукость и бескультурье не видят так далеко, например, как формирование репертуарной политики современного украинского оперного и балетного театра, международная копродукция, новейшие мировые стандарты исполнительского мастерства от солиста к оркестру и, в конечном итоге, выстраивание концепций и контента тех или иных международных фестивалей, рожденных именно в Украине. Если бы они мыслили категориями устойчивого развития, осознавали перспективы и последствия, то понимали бы, что без того, что в настоящее время дает начальное музыкальное образование и круг людей, которые его исповедуют, — Вагнера на украинской сцене не было бы и в 2019-ом. Ведь певцы — не обучены его петь, оркестр, не в состоянии сыграть, дирижер — постичь эту музыку, а все вместе — не воспитаны культурно, чтобы замахнуться на Вагнера — объективно одного из самых сложных для исполнения композиторов всех времен и народов. Вагнеровская музыка — это время и время овладения — репетиций, навык заниматься, тяжелая работа над собой — изучение не только немецкого языка, но и погружение в совсем другой музыкальный стиль и школу исполнения, его «тембровую драматургию». И если раньше Вагнера не ставили десятилетиями из-за определенного идеологического аспекта, в настоящий момент его отсутствие в репертуаре — вопрос профпригодности труппы и ее руководства. Не секрет, что Львовская и Одесская постановки прошли и продолжают проходить, родившись уже на свет, мощное «тихое» сопротивление внутри коллективов: они себя реформируют и испытывают Вагнером изнутри. Обе постановки имеют некоторые недостатки, но факт появления этих сценических произведений — уже не в состоянии остановить эволюционное движение в этих театрах и появление нового музыкально-театрального контекста в Украине.

В Одесском «Лоэнгрине», поставленном в формате semi-stage, с определенными купюрами в партитуре и пока еще осторожным нащупыванием путей к зрителю в режиссерской трактовке образов и философии произведения (Павел Кошка), — выделилось несколько оптимистичных тенденций.

Оркестр Одесской оперы под руководством дирижера-постановщика Игоря Шаврука на сегодня лучший в плане оркестровой интерпретации Вагнера.

Есть так называемые «вагнеровские голоса» по тембру и своим возможностям — мощная певица и потрясающая актриса Татьяна Спасская (Ортруда), романтичный, целостный, живой Александр Шульц (Лоэнгрин), артистичный приглашенный солист Днепр-Оперы — Александр Форкушак (Тельрамунд).

Хор Одесской Оперы под руководством Валерия Регрута — хоровой прорыв в вагнеровский мир с огромным профессиональным бэкграундом, имеющейся музыкальной логикой и выразительностью, ощутимым желанием петь такую музыку.

В опере «Лоэнгрин» Вагнер предпринял первые шаги в формировании оперной реформы, которые воплотились полностью в тетралогии «Кольцо нибелунга». Поэтому следующая вагнеровская премьера в Одессе уже прорисовывается. Актуальность тем — даже не обсуждается. Пример Одессы в лице Театра и Фестиваля — должен стать заразительным. А пришествие Лоэнгрина на спасение Эльзы — надежда, вселение веры и сил, вечная борьба со злом, пример божественного и бескомпромиссного служения добру — особый символ для всех, кто стоит на защите интересов будущих украинских вагнеровских исполнителей, которыми будет гордиться весь мир. Ведь «опыт прошлого заключают в себе законы будущего», — Эдуард Шюре.

ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ

Одним из правильных темпо-ритмических принципов формирования фестивальной афиши в этом году было поставить после инъекции Вагнером лечебную терапию сольным камерным фортепианным концертом экс-художественного руководителя Одесской Оперы, а ныне профессора университета Искусств Folkwang (Германия), лауреата многих международных конкурсов, выдающегося пианиста и дирижера Бориса Блоха. «В силуэтах зала Одесской Оперы: взгляд со сцены» вместе с феноменально тонким и виртуозным пианистом. Рояль — на авансцене, зритель — на сцене, лицом к исполнителю и открытому пустому зрительному залу. Программа — признание в любви Театру, Городу, Людям Театра, Музыке.

Шопен, Лист, Бузони, Рахманинов. Блестящий артистизм, аристократизм, чистота, прозрачность звука, культура музицирования — ощущение, что мы пили музыку и вдыхали театр...  Фестиваль дал возможность экспериментировать с жанром камерного концерта. Даже когда исполнение безукоризненное, эталонное — пару деликатных нюансов и концерт превращается в мастерски срежиссированный мини-спектакль.

Мы же на фестивале!

БАЛЕТ, БАЛЕТ, БАЛЕТ!

Европейская и уже сугубо одесская традиция — масштабный балетный Гала под открытым небом. Живая вода, целебная музыка, пластика тел и пластика здания Оперы, свет, фонтан и фейерверк — вот все, что нужно для фестивальной атмосферы в городе у самого моря в бархатный сезон.

Классика и модерн, невесомость солистки Австралийского балета Мельбурна Наталии Куш и страсть солистов Национальной оперы Украины Наталии Мацак и Сергея Кривоконя, острохарактерность Андрея Писарева и премьерство Елены Добрянской, скромная обворожительность мужества и безукоризненность линий солиста American Ballet Theatre, Royal Opera House, Bayerische Staatsoper, Dutch National Ballet Мэтью Голдинга и красивый ансамбль артистов балета театра. А еще хор на балконе, оркестр на отдельной сцене, смена «пажеской стражи» трех дирижеров, блеск и ритуалы классического балета, демократичность и откровенность сontemporary. Фестиваль должен поражать и дарить ощущение счастья.

***

Фестиваль искусств «Бархатный сезон в Одесской опере» с каждым годом набирает обороты и кристаллизирует свое лицо (обязательное присутствие украинской музыки в афише, ежегодная продуманная до мелочей импровизация на заданную тему), не забывая при этом анализировать и обобщать только что наработанное (дискуссии на темы современного музыкального театра с ведущими музыковедами и журналистами, критиками и творческими личностями). Умелое использование внутреннего финансового и административного ресурса без надежд на минкульты и укрфонды дает абсолютное право уже сравнивать этот «Бархатный сезон» с самым старым оперным фестивалем в Европе — Munchner Opern-Festspiele, который готовится исключительно командой Bayerische Staatsoper, а не нанятым менеджментом под проект со стороны, на чем акцентировала внимание музыковед, критик, член Международного Вагнеровского общества и опытный фестивальный исследователь Анна Ставиченко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать