Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Прощай, «Кин IV»

15 июня войдет в историю украинского театра. Анатолий Хостикоев вспоминает, как рождалась легендарная постановка
14 июня, 10:45
САМ ПРИНЦ УЭЛЬСКИЙ (АЛЕКСЕЙ БОГДАНОВИЧ) НАЗЫВАЕТ ДРУГОМ НЕПРЕВЗОЙДЕННОГО АНГЛИЙСКОГО АКТЕРА ЭДМУНДА КИНА (АНАТОЛИЙ ХОСТИКОЕВ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

«Кин IV» — знаковый спектакль. С одной стороны, мы чувствуем гордость, потому что это были 20 лет аншлагов! А с другой — грусть, потому что все когда-нибудь заканчивается... и Анатолий Хостикоев с коллегами Национального театра им. И. Франко в субботу в последний раз сыграют легендарный спектакль, который он поставил по пьесе известного драматурга Григория Горина (украинский перевод сделал Ярослав Стельмах). Декорации и костюмы создал художник Андрей Александрович-Дочевский, танцы поставил прекрасный хореограф Борис Каменькович, номера фехтования актеры оттачивали вместе с Владимиром Абазопулом.

Спектакль «Кин IV» исповедальный: о жизни в театре, профессии актера, о счастье и боли... Кстати, Анатолий Георгиевич выступает в трех ипостасях: как актер, режиссер и музыкант — в финале он фантастически исполняет соло на ударных инструментах (в постановке использована музыка ВИА «The Beatles»). На премьере трагикомедии, состоявшейся 9 июня 1999 года, роли исполняли ведущие франковцы: Алексей Богданович (Принц Уэльский), Наталия Сумская (Анна Демби), Алексей Петухов (Соломон), Любовь Кубюк (Елена) и другие, но нерв всего действа все же сосредоточен в образе Кина-Хостикоева, который играет на разрыв аорты... Кстати, драматург Григорий Горин, когда посмотрел киевскую версию своей пьесы, назвал ее лучшей постановкой, а Хостикоева — «украинским Кином». Напомню, этот спектакль — первая режиссерская работа Анатолия Георгиевича, а роль легендарного английского премьера Эдмунда Кина — лучшего интерпретатора шекспировских пьес, умершего на сцене, была одной из знаковых в репертуаре мастера (за этот спектакль Хостикоев получил театральную премию «Киевская пектораль» за лучший режиссерский дебют).

О том, как появилась эта постановка и в чем был ее секрет, потому что все показы на протяжении двух десятилетий всегда  сопровождались зрительскими криками «Браво!» — наша беседа с Анатолием Хостикоевым.

«ТАК В ЖИЗНИ БЫВАЕТ — ВРОДЕ БЫ СЛУЧАЙНО, А НА САМОМ ДЕЛЕ — ЗАКОНОМЕРНО!»

— Началось все с того, что тогдашний художественный руководитель Театра им. И. Франко Сергей Владимирович Данченко спросил у меня: «Почему ты в интервью СМИ говоришь, что у тебя нет работы»? А я ответил, что мечтаю о достойной роли наподобие Энея. Тогда Данченко указал на кучу пьес на своем рабочем столе и предложил выбрать любую. Глаза разбегаются — какую взять? Сергей Владимирович предлагает «Кин IV» Григория Горина, — вспоминает Анатолий ХОСТИКОЕВ. — Мы только провели чтение, и Данченко заболел. Проект фактически  прикрыли, а время идет. Как-то звонит по телефону Валентина Борисовна, жена Данченко, и слышу, как она предлагает мне самому поставить спектакль. Я удивился, потому что не режиссер, а актер и хочу играть, но Сергей Владимирович заверил, что эту пьесу нужно почувствовать и все у меня получится, а в случае чего — он  рядом.

Я стал анализировать: кто мой герой? Это история о судьбе его величества Актера, в которой настоящая жизнь иногда оказывается комедией, а игра на сцене превращается в трагическую реальность. Напомню, в основе пьесы Горина — факты и выдумки из биографии великого английского актера эпохи романтизма, любимца публики Эдмунда Кина (1787—1833 гг.). Он был настоящим королем сцены, но вне театра его жизни была наполнена тайнами и загадками... Считают, что стиль его игры повлиял на многих актеров. Он отличался эксцентрикой в поведении, склонностью к скандалам, много пил...

По сюжетом, в мире, где господствует вымысел, бьются живые сердца разных героев: величественного принца Уэльского, непоправимой интриганки Эми Госуилл, удивительной Анны Демби, рассудительного Соломона и многих других. У нас собралась классная актерская команда: Алексей Богданович, Полина Лазова, Любовь Кубюк, Наталия Сумская, Алексей Петухов. Я не режиссер, но по-актерски могу понять коллег. В тексте есть одна ключевая фраза Анны Демби, которая говорит Кину, что ходит на все его спектакли, он прекрасно играет, но заметила, что он часто пьяным выходит сцену... как-то девушка встретила актера  в кафе, когда сидел спиной к людям и смотрел  в стену, и тогда она поняла, что Кин очень одинокий человек. Герой как бы расчувствовавшись вдруг спрашивает: «Адрес ресторана»? То есть Кин сыграл сентиментальность и слезы... А девушка отвечает «Ливерпуль, стрит, 17»...

Знаете, когда мы с Натальей (Сумской) ехали после репетиции в машине, я признался, что не знаю, какая должна звучать музыка в постановке, а она подсказывает — хіт liverpool The Beatles-You’ll Never Walk Alone («Ты никогда не будешь одиноким»). Я аж подскочил. Где взять ноты? Наталью пригласили на интервью на радио, она рассказала о том, что рождается новый спектакль и мы ищем инструментальную музыку liverpool The Beatles. Прошли сутки после эфира, и около театра меня уже ждал интеллигентный мужчина, передал бабину для магнитофона с записью композиций The Beatles в исполнении Лондонского Королевского симфонического оркестра. Этот музыкальный  шедевр мы использовали в спектакле, а Виктор Георгиевич, который сделал этот щедрый подарок, стал нашим другом. Так в жизни бывает — вроде бы случайно, а на самом деле — закономерно!

«ДЛЯ АКТЕРА РОЛЬ КИНА — ОГРОМНЫЙ ПОДАРОК СУДЬБЫ»

— У меня есть музыкальное образование — играю на баяне и аккордеоне, но всю жизнь хотел научиться играть на барабанах.  Когда Кин читает строки из «Короля Лира» Шекспира, то я почувствовал, что мне не хватает ритма. Внутренний (в пьесе) есть, а внешнего, чтобы передать это на сцене, — не хватает. Подумал, что нужно, чтобы мой герой, читая поэзию,  играл на ударной установке. Осталось две недели до премьеры, начал искать, кто меня научит играть на барабанах. Пошел в Киевскую консерваторию, ходил по классам и слушал. Вдруг слышу, кто-то классно выбивает ритм. Дождался конца занятий и познакомился со студентом Геннадием Хлопотовым. Предложил ему во время, когда я буду читать текст из «Короля Лира», чтобы он аккомпанировал на барабанах. Хочу, чтобы ты почувствовал ритм стихотворений Шекспира. И такая импровизация классная получилась! Прошу парня, чтобы научил меня так играть за неделю. Гена кричит, что учился этому восемь лет, а я отвечаю, что у меня нет времени, а есть семь дней! Предлагаю соединить в композиции из концерта Eybiroud The Beatles. Пригласил парня прийти в театр, чтобы он посмотрел несколько спектаклей с моим участием и понял, что я должен экстремально быстро научиться играть на барабанах. Мы начали занятия, которые начинались ежедневно (в балетном классе театра) в 7.00, и мы с Геной барабанили на ударной установке до половины одиннадцатого. В 11.00 проходила репетиция другого спектакля, а в два часа дня я продолжал уроки на барабанах до 18.00. Потом после окончании вечернего спектакля я еще два часа опять барабанил! И через неделю неожиданно для всех вышел и сыграл!

РАЗГОВОРЫ НА ДАЧЕ ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ И ФОТО НА ПАМЯТЬ О ВСТРЕЧЕ: АНАТОЛИЙ ХОСТИКОЕВ, ГРИГОРИЙ ГОРИН И НАТАЛЬЯ СУМСКАЯ, 1999 Г. / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА А.ХОСТИКОЕВА

Возможно, потому, что спектакль рождался на энтузиазме, с драйвом, он уже 20 лет украшал репертуар нашего театра. Для актера роль Кина — огромный подарок судьбы, и я счастлив, что благодаря С.Данченко я попробовал свои силы и в новой ипостаси — режиссуре...

АВТОРА! АВТОРА!

— Может, это покажется странным, но почему-то автора пьесы Горина дирекция франковцев не пригласила на премьеру. Мы сыграли пять спектаклей на аншлагах и как-то читаем в тогдашней популярной газете «Советская культура» интервью с Григорием Израйлевичем, где он рассказывал о своем произведении, которое написало в 1991 г. по мотивам драмы А.Дюма «Кин, или Гений и беспутность». Эту пьесу ставили в разных театрах, в частности Московском им. Маяковского (главную роль там играл Александр Лазарев) и Горин признался, что киевской постановки не видел.

Наталья нашла телефон драматурга, и мы его приглашаем, даже предлагаем купить билеты. Он засмеялся и сказал, что впервые актеры обращаются с таким предложением, и сам купит билет и прилетит в Киев. Наталья встретила Горина в Борисполе, привезла в театр, а билетов на спектакль нет! Мы тогда предлагаем, чтобы драматурга посадили на приставной стул. Но когда главный администратор увидел крепкое телосложение Григория Израилевича (его рост 193 см, плечи — как у культуриста!), то из резерва выдал билет в директорский девятый ряд.

Наш спектакль начинается с того, что Кин отменяет спектакль. Я каждый раз находил разные причины для этого, а в тот вечер объявил, что спектакль не состоится, потому что к нам приехал автор и все, кто хочет получить автограф, то Горин — в зале. Зрители ринулись к Григорию Израилевичу. Я вижу, что ситуация уже вышла из-под контроля и действительно мы срываем постановку,  тогда призываю публику: «Все все! Садитесь на места, мы начинаем действо»! Спектакль получисля очень теплым. Горин вышел на сцену, сказал слова благодарности, опускается занавес, мы, актеры, стоим, а драматурга, под ручки куда-то забирают чиновники Министерства культуры (опомнились и реши попиариться!). Коллеги удивляются — почему пришли минкультовцы? Они не приглашали, не встречали! Я звоню по телефону Горину и спрашиваю, где он? А Григорий Израилевич отвечает, что привезли в какой-то и сказали, что вы очень устали и не можете со мной встретиться. Через несколько минут Горин перезванивает, называет гостиницу, где сейчас находится, и просит его забрать. Мы с Натальей приехали и повезли Григория Израилевича на свою маленькую (5 соток) дачу на Десне. До самого утра общались.

Он по кусочкам разобрал наш спектакль. Горин говорил: «Я видел все постановки «Кина IV», во многих городах и странах. Лучше, хуже... но твой спектакль меня поразил... ты — хулиган, Хостикоев... объединить актера Кина... Шекспира... Beatles... Короля Генриха... Отелло... Горина.., монолог Короля Лира под «Abbey Road»..., барабаны и финальный выход в СВЕТ, в ВЕЧНОСТЬ... Давай за тебя!... Не веришь?... Смотри... пишу рецензию... прямо на моей книге... от взволнованного автора»!!!

В пьесе король Георг любит театр, обожает Кина и даже мечтает умереть в ложе. Однако он же приказывает Кину оставить актерскую профессию, на что тот отвечает: «Не он мне приказывал стать актером, не ему дано запрещать. Потому что мой главный зритель — там, на небесах!».

Знаете, Горин столько интересных историй рассказал. В память о той встрече остались фотографии. Я ему признался, что мечтаю сыграть Дон Кихота, а Горин пообещал, что напишет сценическую версию. Он хотел провести в Москве фестиваль спектаклей, поставленных по его произведениям. «... название скромненькое — Горинский Фестиваль! Ха... Ха... Ха!!! Обязательно приглашу ваш спектакль... Можем поозорничать... Лазарев с партнершей сыграет в вашем спектакле, а вы с Наташей в спекткле Театра Маяковского... Елки-палки ! Шесь утра ! Я опаздываю в аэропорт! Толя, ты умеешь быстро ездить? Помчались»...

Смерть Горина перечеркнула все планы. Григорий Израилевич умер 15 июня 2000 г. от инфаркта через три месяца после своего 60-летнего юбилея.

На этот раз спектакль мы посвятим автору, а будут играть: Алексей Богданович, Татьяна Олексенко-Жирко, Алексей Паламаренко, Любовь Кубюк, Полина Лазова, Алексей Петухов и другие.

Меня часто спрашивали — в чем секрет долголетия «Кина IV»? В том, что в его основе лежит прекрасная пьеса, а ее автор был наделен исключительным даром. Он мог взять за основу старинный, известный всем сюжет и наполнить его современным содержанием. Пьеса «Кин IV» — острая, очень глубокая, а тема вечная — власть и художник. Горин знал театр изнутри, и потому все его произведения имеют длинную творческую судьбу. На первый вигляд, его тексты сначала кажутся смешными, но они всегда скрывают острую тему для размышлений. На горинские спектакли зрители ходят поколениями. Жаль, что Григория Горина нет, но я помню о том, что имел возможность познакомиться с этой неординарной личностью. Светлая память!

НОВИНКИ БУДУТ, НО ПОЗЖЕ

— Отдельная, но яркая страница вашей биографии — это Театральная компания «Бенюк-Хостикоев», которая на протяжении многих лет именно в «мертвый сезон» дарила премьеры зрителям, но уже несколько лет — пауза.

— Мы начинали в 1999 году, — напоминает А. Хостикоев. — Тогда украинских антреприз вообще не было. Начали «Швейком» (первая версия постановки состоялась еще в 1996 г., а вторая — в 2004 г.), потом была комедия «Синьор из высшего общества», драма «О мышах и людях», рок-опера «Белая ворона», музикально-драматический спектакль «Задунаец за порогом», а в 2011г. мы представили комедию «Люкс для иностранцев». Работали все годы очень интенсивно, гастролировали с аншлагами по всей стране. Сейчас появилось немало неформальных театров, и это очень хорошо. Мы тоже ищем новые пути в творчестве и будем ставить не эпатажные, а понятные публике спектакли. Пока играем старые постановки, а новинки будут, но позже. Я написал пьесу в жанре трагикомедии. Герои — мужчина и три женщины. Это будет жизненная история, которая, надеюсь, не оставит безразличными зрителей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать