Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Простые вещи спасают кино

Украинский фильм «Живая ватра» — среди лучших на престижном фестивале в Канаде
14 мая, 11:23
ОДИН ИЗ ГЕРОЕВ ФИЛЬМА — 10-ЛЕТНИЙ ВАНЯ МИХАЙЛЮК / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОСТАПОМ КОСТЮКОМ

Документальная картина Остапа Костюка «Живая ватра» (короткое интервью с режиссером выходило в «Дне» — см. Любовь Якимчук, «Мужество без войны», 27.08.2014) об овчарах украинских Карпат получила второй по значимости Специальный приз жюри (Special Jury Prize) и премию в 5000 долларов на канадском фестивале неигрового кино Hot Docs. «Живая ватра» признана победителем в категории «Международный полнометражный документальный фильм».

Hot Docs проходит в Торонто и является самым большим североамериканским форумом документалистики. Ежегодно здесь демонстрируют более 180 лент со всего мира. Жюри отметило, что «Живая ватра» сочетает «живописную операторскую работу с внимательным, чутким взглядом, причудливым, переменчивым музыкальным оформлением и идеальным, нередко игривым монтажом». Лента также стала одной из лучших в программе DOCU/УКРАИНА на фестивале Docudays UA, прошедшем в Киеве в марте этого года.

Герои «Живой ватры» — 82-летний Иван Бесащук, 10-летний Иванко Михайлюк и его крестный отец, 39-летний Василий Тонюк. Василий, суровый и собранный мужчина, управляет горным пастбищем Радул, оставшимся единственным из 78 пастбищ района, где занимаются овцеводством. Бесащук ходил с отарами в горы 40 лет, а теперь, овдовев, доживает жизнь один в доме и предается воспоминаниям. Иванко только осваивает азы овцеводства. Живая ватра — огонь, добытый трением дерева и поддерживаемый на протяжении четырехмесячного горного сезона. Обряд зажигания ватры проводился на Гуцульщине до середины ХХ столетия. Его упоминание в фильме — символ сегодняшнего упадка овцеводческого ремесла. Остап более 10 лет исследовал гуцульскую культуру, а сами съемки длились четыре года.

Не будет большим открытием сказать, что сельская тематика, родственная отжившей стилистике «поэтического кино», является в каком-то смысле проклятием нашего экрана. При том, что Украина давно превратилась в урбанизированное, индустриальное государство, значительная часть режиссеров с упрямством, достойным лучшего применения, до последнего времени искала вдохновения либо в героическом прошлом, либо в сельской живописности. Причем от возраста это не зависело — заскорузлые штампы об истинной пейзанской Украине равным образом владели и студентами кинофакультета, и седовласыми патриархами.

Остап Костюк на первый взгляд придерживается старых путей: неспешные пейзажные съемки, фольклорный быт. Однако чем дальше развивается повествование, тем становится понятнее, что автору важны две вещи: визуальная среда (оператор Александр Поздняков недаром упомянут в вердикте жюри) и личности героев. Четко и чисто отрабатывая на монтажном столе, режиссер не пытается выстроить особую драматургическую структуру — просто использует то, что у него есть: виды Карпат, движение отар, подробности быта, изменение света в кадре, смена настроений маленького Ивана, болтовня деда Ивана; детская непосредственность и старческая искренность безотказно киногеничны, и Костюк это прекрасно осознает. Еще одно преимущество — звуковая дорожка, на которой непротиворечиво соседствуют атмосферная электроника киевского композитора Аллы Загайкевич, народные напевы соло и хором, эстрадные песенки под аккордеон, колокольчики отар, церковные колокола, блеяние овец, кукарекание петухов, трембиты, шум ветра.

Это еще не художественная антропология, но уже и не надуманная псевдоэтника. Остапу все же удалось сотворить собственную незатасканную поэтику из сто раз показанного материала. Интересно посмотреть, какими будут дальнейшие шаги этого режиссера.

Прокат «Живой ватры» в Украине запланирован на осень 2015 года.

Справка «Дня»

Остап Костюк — режиссер, актер, музыкант. Родился в 1979 г. в Коломые на Ивано-Франковщине. Окончил исторический факультет Львовского национального университета им. И. Франко и актерскую студию Театра им. Леся Курбаса. В 2011 г. в сотрудничестве с Александром Поздняковым дебютировал в кинорежиссуре с короткометражным фильмом «Ману и капуста», который получил награду RADi (Agence du Court Metrage) во Франции. «Живая ватра» — его полнометражный дебют.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать