Перейти к основному содержанию

«Противление злу искусством»

Под таким лозунгом прошли «Харьковские ассамблеи-2015»
16 октября, 14:16
В ОПЕРЕ «СЕЛЬСКИЕ ПЕВИЦЫ» РОЛЬ ДОНА БУЧЕФАЛА ИСПОЛНИЛ МОЛОДОЙ ПЕВЕЦ НИКИТА МАРИНЧАК

Международный фестиваль классической музыки проводится в Харькове с 1991 года. И все 22 года существования «Ассамблей» их возглавляет вдохновитель и организатор музыкального форума Татьяна Веркина (ныне ректор Харьковского университета искусств им. И. Котляревского). Основная идея «Харьковских ассамблей» — просветительская деятельность и интеграция украинского музыкального искусства в европейское пространство.

Традиционно выбирают «героя», вокруг которого формируется художественная программа. В этом году это три юбиляра-классика

Г. Гендель, И. С. Бах и Д. Скарлатти (330-летие со дня рождения этих композиторов эпохи празднует в этом году весь музыкальный мир).

Встреча с музыкой, которая несколько веков воплощает общеевропейские идеалы человечности и достоинства, обусловила идейную и художественную направленность фестивальных концертов. Звучали произведения не только юбиляров, их идейных последователей, но и опусы современных авторов.

На открытии «Ассамблей» приятным событием стала оркестровая миниатюра «Сюрпризы от Скарлатти» иранского композитора Эхcана Таваккола, который сейчас учится в аспирантуре Харьковского университета искусств. Остроумное, стилистически совершенное и оригинально оркестрованное, это музыкальное приношение стало приятным сюрпризом для слушателей. А через несколько дней еще один сюрприз посетителям форума преподнес композитор Владимир Птушкин, который написал специально для фестиваля оркестровое произведение «Экзерсисы по Генделю».

Еще одна тенденция «Харьковских ассамблей» имеет актуальное направление — аутентичное исполнение, то есть соблюдение такого характера звучания, которое бы воспринималось подлинным и через три века после написания произведений. В программе звучала, например, старинная блок-флейта и клавесин. Керстен Эккерт, немецкий специалист по барочной музыке, и его партнерша из Харькова Мария Бондаренко играли произведения Баха так, что можно было себя представить в атмосфере настоящих концертов эпохи великого маэстро.

Гостей на фесте было много, в том числе уже известных харьковчанам зарубежных музыкантов — дирижер и скрипач Юрий Насушкин (Испания — Украина), виолончелист Денис Северин (Швейцария), певцы Кристиан Хильц, Рихард Реш (Германия) и Сергей Стильмашенко (Франция). Впервые посетили Харьков дирижер Виталий Ковальчук (Украина — Германия), фаготист Роман Резник и арфистка Дельфин Константин Резник (Норвегия).

Даже в списке участников можно увидеть тенденцию в ретроспективе «Ассамблей», что особой радости не вызывает. Бывшие наши соотечественники, которых легко узнать по фамилиям, меняют страну проживания и достигают за рубежом гораздо лучших художественных и чисто жизненных показателей, чем в нашей стране.

Это касается не только инструменталистов, для которых сегодня открыты все двери в филармонических учреждениях и консерваториях Европы, но и вокалистов. Возможно, их — в первую очередь. Сегодня в Оперной студии Харьковского университета искусств принимают участие певцы, которые вскоре могут украсить оперные сцены далеко за пределами Украины. Это показал и спектакль по редко исполняемой опере «Сельские певицы» композитора Валентина Фйораванти, которого признавал сам Джоаккино Россини. Нужно отдать должное наставникам молодых певцов, которые не ограничиваются в репертуаре произведениями, стоящими на горе нотных полок.

На фоне оттока творческих кадров из Украины неоспоримые успехи воспитанников Харьковского университета искусств имени

И. Котляревского воспринимаются уже не с таким энтузиазмом, как десять или двадцать лет назад. Для кого готовят высококвалифицированных музыкантов их заботливые педагоги? Как будет складываться судьба талантливых молодых людей после окончания творческого вуза? Такие вопросы неоднократно возникали в художественных гостиных во время обсуждений и просто в кругу неравнодушных к этим проблемам специалистов.

Кстати, в рамках «Ассамблей» была представлена книга стихов известного музыковеда, профессора Национальной музыкальной академии Украины Марии Черкашиной-Губаренко. Это стихи о том, как помогает в жизни поэзия и музыка. О том, что «музичні струмені душі» «з тенет нас вирвуть сірої буденності і прагматичної жорсткої повсякденності».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать