Проявление невидимого
Сегодня известному артисту Юрию Тимошенко исполнилось бы 80 лет
Что рассказывать сейчас об их с Штепселем всенародно-всесоюзной популярности. Это лишнее. Это даже не «Кролики» (также двуязычная пара), и уж точно не Верка Сердючка, двуязычная сама по себе. Хочется — немного о другом. В той паре (Штепсель—Тарапунька) Тимошенко был украиноязычным простачком, а Березин — русскоязычным резонером. Но ведь то была немыслимая, кажется, для тех времен вещь — русскоязычный «старший брат» был малюсеньким, а украиноязычный «младший брат» — здоровым козачищем! Как же так? Не вытанцовывается идеологически. Почему-то этого никто не замечал. Я спросил об этом у народного артиста Николая Мерзликина — он знал обоих, работал с ними в концертах. Николай Иванович сказал: «Знаете, у Тимошенко был такой мощный талант, что этого нюанса просто никто не замечал. Талант Тимошенко, по-видимому, влиял на ход чиновничьих мыслей — как влияет глушилка на радиопередатчик! Вот что примечательно: он был комик, но когда заходил в высокие кабинеты — никогда не позировал перед начальством, наоборот, начальство позировало перед ним! Артист — мощный, самого широкого диапазона. Мне кажется, его авторы записывали текст вслед за ним, а не он заучивал за ними. Такая себе украинская комедия дель арте... Это была особая эстрада — изысканная, вкусная, точная, остроумная, неожиданная. Он, по-видимому, чувствовал свой талант, и это давало ему духовную независимость самого высшего сорта...»
Что здесь прибавишь? Я же его никогда не видел! Но я его видел — ибо я его слышал.