Путь к миру через... войну
Чем завораживала премьер-министр Израиля Голда Меир?Биографическим исследованием американской писательницы, доктора исторических наук Элинор Баркетт заинтересовалось харьковское издательство «Віват». Ее книга «Голда» знакомит читателя с малоизвестными фактами жизни Г.Меир, подчеркивает роль личности в истории. К созданию русскоязычного издания в серии «Биографии и мемуары», помимо редакторов «Віват» присоединились переводчик Руслана Сторожук, художник-оформитель Виктор Засыпкин.
Голда Меир (ивр. גּוֹלְדָּה מֵאִיר , фамилия по мужу Меерсон. Родилась Голда Мабович 21 апреля [3 мая] 1898, Киев, Киевская губерния, Российская империя, умерла 8 декабря 1978, Иерусалим, Израиль) — израильский государственный деятель. Одна из основателей государства Израиль, 4-й премьер-министр Израиля с 17 марта 1969 по 1974 год.
ПОБЕГ ЗА ОКЕАН
Автор книги пытается проанализировать, что же побудило еврейскую семью искать лучшей доли за океаном, и не только Мабович, но и десятков тысяч их соплеменников, которые в начале прошлого века стремились как можно скорее покинуть Российскую империю.
В книге «Моя жизнь. Автобиография» Голда подробно описала ужасы, которые вытерпела семья Мабович во время своего непродолжительного проживания в Киеве. Крайняя нищета и невозможность улучшить материальное положение, постоянные притеснения еврейского меньшинства города со стороны российских властей, крайней формой которых стали погромы с увечьями и убийствами, были основными причинами бегства за океан. Как только появилась первая возможность, ее мать с двумя маленькими дочерьми на руках отправилась в заветную Америку, где их уже ждал отец.
Оказавшись в чужой стране в совсем юном возрасте, Голда быстро приспособилась к незнакомой среде. Не зная ни слова по-английски, она за короткое время выучила язык, что в будущем очень помогло в дальнейшей политической карьере. Помимо обучения в начальных учебных заведениях Голда настойчиво занималась самообразованием, часами зачитывалась различными книгами, предпочитая философские и исторические труды. По мнению Элинор Баркетт, большое влияние на формирование мировоззрения будущего политика оказал Теодор Герцль — идейный вдохновитель создания израильского государства, основоположник сионистской идеологии. Все изложенные им теории, направленные на развитие Государства Израиль, с течением времени приобрели первостепенное значение в жизни Голды Меир. Очень скоро ее общественная активность, направленная на социальную защиту еврейского меньшинства Милуоки и соседних городов, подготовка членов «Поалей Цион» к отъезду в Палестину для развития еврейских поселений, а также сбор пожертвований для переселенцев были замечены партийным руководством организации. В частности, в книге упоминаются Бен-Цви — будущий президент Израиля и Давид Бен-Гурион — будущий премьер-министр и министр обороны Израиля, которые посетили Милуоки во время их вояжа в США в 1916 году. Знакомство двадцатилетней Голды с людьми, авторитетными в еврейских кругах Америки, а также с теми идеями, которые они пропагандировали на многочисленных митингах, окончательно утвердило ее в мысли: нужно кардинально менять свою судьбу, полностью посвятить себя служению еврейскому государству, которое зарождалось на территории одной из многих заморских колоний Британской империи — Палестины.
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ
Летом 1921 г. после тяжелого и изнурительного путешествия через океан Голда Меир и члены ее семьи наконец ступили на израильскую землю. Оставить комфортную Америку ради убогих еврейских поселений на территории подмандатной Палестины в управлении Соединенного Королевства, мог решиться только идейно сознательный человек, каким была 23-летняя Голда. Против переселения категорически возражал ее муж Моррис, но, в конце концов, подчинился неуступчивой жене. Непростые брачные отношения между Моррисом Меерсоном и Голдой Меир, а еще ее внебрачные отношения с другими мужчинами неоднократно становились предметом очень тщательного анализа Элинор Баркетт. Все это, безусловно интересно, но интерес вызывают серьезные вещи.
Первые дни и месяцы на Земле Обетованной показались чрезвычайно сложными. Не хватало элементарного, начиная с пресной воды и заканчивая электричеством, чтобы освещать нищенское жилье и кормить малолетних детей. К тому же Голда никак не могла найти занятие по душе в городе с поэтическим названием «Весенний Холм» в Тель-Авиве, чтобы оно полностью удовлетворяло амбиции. Чтобы хоть как-то прокормить семью в условиях тотального дефицита, она согласилась давать уроки английского языка. И еще не известно, как бы сложилась ее судьба, если бы не случайная встреча с Давидом Ремезом (после провозглашения страны Израиль он был первым министром транспорта, министром образования). Именно благодаря его вмешательству, как считает американская писательница-биограф, у Голды Меир наконец началась настоящая политическая карьера, вершиной которой стало избрание ее премьер-министром весной 1969 года.
Вторым человеком, который так же сыграл важную роль в постепенном восхождении к вершине власти, стал третий президент Израиля Залман Шазар. Злые языки утверждали, что между ним и Голдой возник роман, что способствовало укреплению ее позиций в израильских профсоюзах, где она отвечала за внешние связи. Как утверждает Э.Баркетт, отличное владение двумя языками, английским и идиш, а к тому же прекрасное понимание американского образа жизни делали Голду Меир незаменимой в выполнении специфических задач не только в США, но и в европейских странах, где еврейские общины имели заметное влияние на местный истеблишмент. Выполняя роль эмиссара с широкими полномочиями, руководители Рабочей партии Израиля, членом которой Голда стала, поставили перед ней конкретные задачи. Речь шла, прежде всего, о формировании общественного мнения о необходимости выезда евреев в Палестину, что должно было увеличить количество населения иудейского вероисповедания пропорционально местным арабам-палестинцам. В то же время ей поручалось организовать сбор средств среди еврейской общины Америки и стран Западной Европы для строительства новых поселений, закупки вооружения в целях самозащиты, приобретения различного оборудования для промышленности и сельского хозяйства.
С этой миссией Голда Меир справилась блестяще. Ей поверили еврейские деловые круги США, Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии — стран, откуда в Израиль начали поступать миллионы и миллионы долларов. За короткий период израильская армия стала самой мощной на Ближнем Востоке, сыграв важную роль в защите государственного суверенитета в военных конфликтах с соседними странами, в частности во время арабо-израильской войны (1947-1949 гг.), Синайской войны (1956 г.), Шестидневной войны (1967 г.), войны на истощение с Египтом (1967-1970 гг.) и, особенно, во время войны Судного дня (1973 г.).
«ВОЕВАТЬ ДО ПОБЕДНОГО КОНЦА»
Таким было жизненное кредо этой патриотки, которая в сложных условиях противостояния с арабами выбирала дорогу к миру через справедливую войну.
Элинор Баркетт указывает на врожденное красноречие Голды Меир, которое не раз помогало ей уже на дипломатическом поприще. Для наглядной иллюстрации ораторских способностей автор вспоминает ее выступление на одной из сессий ООН, где она давала объяснения относительно похищения израильским Моссадом (ведомство разведки и специальных задач) бывшего офицера гестапо Адольфа Эйхмана — изверга, который скрывался в Аргентине, спасаясь от наказания за массовое уничтожение евреев в годы Второй мировой войны. Дипломаты в сессионном зале ООН были до глубины души потрясены ее выступлением. Напомнив участникам заседания о жертвах еврейского народа в годы Холокоста, выступающая решилась возложить вину за гибель шести миллионов евреев на правительства европейских стран, которые во время войны отказывались предоставлять убежище беженцам из оккупированных нацистами территорий.
Автор книги подметила в манере общения Голды Меир существенную деталь, в частности ее попытки говорить максимально откровенно во время официальных выступлений, на заседаниях правительства или международных переговорах, с коллегами в быту, предпочитая правду, какой бы она ни была, а не завуалированный обман, как это часто делали и делают политики.
Может из-за этого несколько позже у нее возник серьезный конфликт с Бен-Гурионом, когда по его требованию Голда Меир всячески дезавуировала или отмалчивалась относительно израильского тайного ядерного проекта под кодовым названием «Димон». Поскольку на Западе им все чаще стали интересоваться не только журналисты, но и правительственные круги США — главного поставщика разнообразного вооружения для армии Израиля. Проектом «Димон» занимался тогдашний генеральный директор министерства обороны Израиля Шимон Перес. И хотя для общественности говорилось о теоретических разработках ядерного реактора для атомной станции, строительство которой планировалось в пустыне Негев, одновременно возникло желание, хотя бы кустарным способом, изготовить собственное ядерное оружие. В критические дни войны 1973 года, когда войска Египта и Сирии реально угрожали стране, говорят, что Голда Меир сделала две, как она считала, принципиальные для себя вещи. Первое, и об этом пишет в книге американская писательница, она конфиденциально приказала ее отравить в случае ранения или других непредвиденных обстоятельств, чтобы живой не даться в руки фанатиков-арабов. И второе, что, к сожалению, нигде документально не подтверждено, это то, что она распорядилась применить ядерное оружие против врага в случае возникновения реальной угрозы оккупации Израиля войсками противника...
Перед тем как Голду Меир утвердили премьер-министром Израиля, она была первым послом Израиля в СССР, министром труда и социального обеспечения, министром иностранных дел. Факты, которые непосредственно касаются Голды Меир и ее роли в этих ипостасях, действительно поражают, побуждают посмотреть на давно прошедшие события под другим углом зрения. В свое время Голде Меир посчастливилось познакомиться с женой тогдашнего министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова Полиной Жемчужиной (еврейка по происхождению, настоящее имя которой Перл Карповская). Элинор Баркетт в деталях описывает, как состоялась между ними встреча на дипломатическом приеме в Кремле в сентябре 1948 года. Общаясь на идиш, Жемчужина расспрашивала у Голды Меир о кибуцах, молодежном движении «Бейтар», природе Израиля. А еще она попросила важную гостью обязательно посетить крупнейшую синагогу в Москве, где ее ждет местная религиозная община. Через несколько недель после описываемых событий Жемчужину арестовали и обвинили в государственной измене... Но события вокруг пребывания Голды Меир в советской столице на этом не закончились. По совету Жемчужиной она пришла в синагогу, где состоялся очень теплый прием со стороны местной еврейской общины. Вместе с тем, именно в течение дипломатической каденции Голды Меир, которая длилась всего шесть месяцев, в Москве закрыли Еврейский Антифашистский комитет, газету «Эйникайт», издательство «Дер Эмес», была арестована группа известных деятелей еврейской культуры. Можно безошибочно вычислить, кто был инициатором этих репрессивных мер — Иосиф Сталин, антисемитизм которого в последние годы жизни приобрел гипертрофированный характер, и, возможно, появление Голды Меир в Москве спровоцировало такую цепную реакцию.
ОШИБКИ И ПРОСЧЕТЫ
Были ли за время политической карьеры у Голды Меир ошибки и просчеты? Были, потому что сама специфика ее политического существования состояла из побед и поражений на вершине властного олимпа. За годы ее премьерства национальная экономика выросла на 35%, ряд положительных изменений касался увеличения инвестиций, которые поступали в страну, подъема в металлургической и металлообрабатывающей отраслях, сокращения уровня безработицы за счет развертывания строительства дорог и инфраструктурных объектов, восстановления репатриации в Израиль, что способствовало массовому появлению в различных сферах экономики высококвалифицированных кадров. К крупнейшим неудачам Голды Меир за весь период премьерства, как считает автор, можно отнести провал начальной фазы войны Судного дня, когда из-за недооценки сил противника тогдашним министром обороны Моше Даяном погибло более двух тысяч израильтян. Эти жертвы вспомнили депутаты Кнессета — парламента Израиля, когда встал вопрос отставки Голды Меир с должности премьер-министра в апреле 1974 года.
Голда Меир, занимая ответственные государственные должности, повлияла на формирование эффективной внутренней и внешней политики Израиля, положительный результат которой ощущается и по сей день. Она проявила железную волю, когда одновременно боролась с неизлечимой онкологической болезнью и врагами родины до последней минуты своей жизни. Вклад Голды Меир в историю ХХ века настолько весом, что ее ставят в один ряд с такими политиками первой величины, как Маргарет Тэтчер, Конрад Аденауэр, Рональд Рейган, Нельсон Мандела, Франсуа Миттеран, Индира Ганди. И она этого заслуживает.
Section
Культура