Прошлое не исчезает. Героически пролитая кровь не исчезает. Она трансформируется в новую форму духовной энергии, порождает человека, который должен его опеть. Прошлое воскрешается и расцветает в гении.
Евгений Сверстюк, украинский писатель, доктор философии, президент Украинского пен-клуба

Путь в бессмертие

Этот год пройдет под знаком пяти юбилеев: Семена Гулака-Артемовского, Стефана Турчака, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди и Сергея Рахманинова
19 февраля, 2013 - 11:28
ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ФОРТЕПИАНО АВТОРА КНИГИ О СТЕФАНЕ ТУРЧАКЕ — РЕКТОРА НМАУ ВЛАДИМИРА РОЖКА. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ОБЩЕНИЯ, ПЯТЬ ИЗ КОТОРЫХ ВЫЛИЛИСЬ В СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ НА ПОПРИЩЕ УКРАИНСКОГО ОПЕРНОГО ИСКУССТВА, ДАЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ БУДУЩЕМУ БИОГРАФУ И ИССЛЕДОВАТЕЛЮ НАПИСАТЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО О ВДОХНОВЕННОМ МАЭСТРО / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского с успехом прошла международная научно-практическая конференция «Оперные реформы прошлого и настоящего». О на была посвящена выдающимся юбилейным датам 2013 года. Разговор музыковеды сосредоточили вокруг таких уникальных личностей в истории оперного искусства, как Рихард Вагнер и Джузеппе Верди. 200 лет со дня их рождения широко отмечается во всем мире новыми постановками, концертными программами, публикацией монографических и научных исследований, телевизионными передачами и многими всевозможными акциями.

Конференция в Киеве началась концертом известного коллектива, возглавляемого Валерием Матюхиным, Национального ансамбля солистов «Киевская камерата». Наряду с двумя произведениями Рихарда Вагнера — вокальным циклом на стихи Матильды Везендонк, новую оркестровую редакцию которого сделал наш выдающийся композитор Евгений Станкович, и «Зигфрид-идиллией», прозвучали произведения молодых украинских композиторов Алексея Войтенко, Виталия Вышинского, Максима Шалыгина и Алексея Ретинского. Все четверо являются активными членами Киевского вагнеровского общества и вагнеровскими стипендиатами, которым выпала честь посетить всемирно известный оперный фестиваль в центре пропаганды творчества великого оперного реформатора в городе Байройте.

Среди юбиляров года, которым была посвящена конференция, — имена Сергея Рахманинова, а также двух известных украинских мастеров разных поколений, деятельность которых на ниве оперного искусства стала действительно реформаторской. Это Семен Гулак-Артемовский, который родился в один год с Р. Вагнером и Дж. Верди. Известный певец российских императорских театров, он стал автором первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем», которая увидела свет рампы на сцене Петербуржского Мариинского театра и с того времени победной поступью прошла по сценам всех украинских театров — не только оперных, но и музыкально-драматических и даже кукольных. В программу конференции вошел спектакль оперной студии Национальной музыкальной академии по произведению С. Гулака-Артемовского в постановке корифея украинского оперного искусства, выдающегося певца и режиссера Дмитрия Гнатюка. Во вступительном слове к спектаклю Дмитрий Михайлович рассказал, что «Запорожец за Дунаем» сопровождает его в течение всего творческого пути, начиная с самых первых шагов как будущего певца, через многочисленные выступления в партии Султана на столичной сцене и до осуществленных им разных режиссерских воплощений оперы.

Самый молодой из пятерки отмеченных во время конференции юбиляров года — уникальный музыкант, «солнечный маэстро», как метко окрестили украинского дирижера поклонники его необычного таланта, Стефан Турчак. Четверть века он не дожил до своего 75-летия, которое отмечается в этом месяце. К этой памятной дате издательство «Либідь» выпустило монографию ректора НМАУ Владимира Рожка, посвященную выдающемуся дирижеру. Это издание можно считать образцовым со всех точек зрения. В нем всесторонне представлена и в тексте, и в многочисленных фотографиях личность Стефана Турчака на разных этапах его стремительного всплеска к вершинам музыкального Олимпа. Наивысших похвал заслуживает сделанное с чрезвычайным вкусом художественное оформление Павла Машкова, которое вводит нас в театральную атмосферу и в пространство концертного зала. Возвышенную поэтическую характеристику незабываемому маэстро дает в сжатом предисловии Борис Олийнык. Важным дополнением к предыдущим трудам Владимира Рожка, посвященным творческой биографии Стефана Турчака, стал последний раздел книги, который носит название «Путь в бессмертие». Здесь говорится об основанном по инициативе Владимира Рожка конкурсе дирижеров, который носит имя Стефана Турчака. Благодаря конкурсу, который сначала был всеукраинским, а затем получил статус международного, в музыкальную жизнь уже вошло новое талантливое поколение молодых наследников украинского дирижера, которые достойно продолжают его дело.

Все, кому выпало счастье бывать на концертах и спектаклях, которыми руководил Стефан Турчак, запомнили эти впечатления и неповторимые переживания на всю жизнь. Стефан Турчак был пламенным украинским патриотом и настоящим зодчим украинской музыкальной культуры, воспитывал талантливых певцов, формировал художественный образ музыкальных коллективов, становился соавтором композиторов, произведения которых появлялись на театральном коне и на симфонической эстраде в его первопрочтениях. Судьбоносную роль сыграла встреча с маэстро и в биографии Владимира Рожко. Десять лет общения, пять из которых вылились в совместный труд на ниве украинского оперного искусства, дали возможность будущему биографу и исследователю стать свидетелем и наблюдателем всех этапов сложного процесса создания оперного спектакля — чуда превращения результатов кропотливой предварительной работы в новое качество, когда усилия всех сливались в едином порыве, а музыка — словно рождалась заново, вызванная к жизни энергией, волей, огненным темпераментом покорителя ее стихии — вдохновенного маэстро Турчака.

Писать о великих дирижерах — дело вовсе не легкое. Из всех творческих профессий профессия дирижера самая таинственная. Музыку пишет композитор, результаты его труда зафиксированы в нотном тексте. Каждый музыкант-исполнитель играет на своем инструменте и демонстрирует мастерство, которое непосредственно оценивают слушатели. А инструментом, на котором играет дирижер, является целый коллектив музыкантов, который он должен объединить и повести за собой. Владимир Рожок смог так живо и всесторонне воспроизвести в тексте монографии неповторимую личность Стефана Турчака, потому как рано понял его масштаб и значение, увлекся его талантом, как музыкант-практик и дирижер, хормейстер по специальности — смог проникнуть в потайные уголки творческой лаборатории художника, а как ученый — проследил его творческий путь как важную составляющую всеобщего процесса развития украинского театрального и музыкального искусства.

На презентации новой книги присутствовали жена Стефана Турчака — выдающаяся певица Гизелла Ципола, его дочь Оксана и внучка Елена, а также поэты Борис Олийнык и Павел Мовчан, академик Николай Жулинский, известный хормейстер, герой Украины Анатолий Авдиевский, генеральный директор издательства «Либідь» Елена Бойко. Во всех выступлениях сквозным мотивом проходила уверенность, что такие великаны нашей культуры, каким был Стефан Турчак, уходя в вечность, остаются с нами в новых своих ипостасях. А высокую миссию человека, который так преданно лелеет и бережет память о незабываемом маэстро, достойно выполняет народный артист Украины, доктор искусствоведения, профессор Владимир Иванович Рожок.

Марина Черкашина-Губаренко, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ