Путешествие к Александру Саенко
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030306/442-5-3_0.jpg)
Небольшая, но красиво оформленная книга с золотистыми буквами на обложке, автор которой — дочь мастера, заслуженный деятель искусств Нина Саенко, увидела свет в конце 2002 года. Недавно состоялась ее презентация в Украинском доме.
Имя Александра Ферапонтовича Саенко известно не только в Украине, но и в мире: его 100-летний юбилей был внесен в календарь памятных дат ЮНЕСКО. За свою долгую жизнь (1899 — 1985) А. Саенко создал более 500 произведений живописи, графики, монументальных панно, гобеленов, выбоек, керамики, которые вошли в сокровищницу украинской культуры и заняли заметное место в мировом искусстве. Становление его как художника приходится на начало прошлого века, отмеченного усиленным формотворчеством в европейском искусстве. Он получил блестящее образование в Петербургском императорском училище, Киевской академии искусств, но свои творческие поиски связал с народным творчеством в группе художников-новаторов 1920-х, руководимой В. Кричевским и М. Бойчуком. Как известно, бойчукисты подверглись репрессиям от советской власти, а А. Саенко, оставшийся в живых, надолго был изъят из истории нашего искусства с клеймом «формалиста» и «националиста». Однако он продолжал идти по избранному пути и создал новое направление в монументальном искусстве. Он применил технику инкрустации соломкой, увиденную в народных предметах обихода, к созданию значительных декоративных панно. Как отметил академик И. Дзюба: «Он был одним из тех, кто особенно повлиял на формирование киевской школы монументально-декоративного искусства и декоративно- прикладного искусства и утверждал понимание монументальной живописи как создание духовной среды человека, национально-эстетической атмосферы».
Верность высоким творческим идеалам тесно переплетается с личными чертами характера А. Саенко. Всю жизнь он мужественно преодолевал недостаток, приобретенный в двухлетнем возрасте: из-за тифа, от которого умерли его близкие, он был лишен слуха. Он жадно «глотал» книги, газеты и другую визуальную информацию, чтобы не отставать от событий в мире, хорошо понимал собеседников по губам и даже умел с ними вслух разговаривать. А друзей у него было немало, и среди них известные деятели культуры, приезжавшие к борзнянскому мастеру за душевным теплом, «поетичністю Саєнкового золотого стебла» (М. Стельмах).
Выпуск газеты №:
№42, (2003)Section
Культура