Путешествие во времени
В Киеве открылся Третий Italia Festival Barocco, вызвавший восторг меломанов
Национальная филармония Украины гостеприимно предоставила пространство этому музыкальному фестивалю, основанному и с большим успехом проведенному в 2014 г. в рамках совместного итальянско-украинского проекта по случаю председательства Италии в Совете ЕС. На этот раз форум привлек внимание поклонников музыки итальянского барокко особой насыщенностью и изысканностью концертных программ, разнообразием мероприятий и участием именитых гостей: ансамбли Il Coro D’Arcadia и La Venexiana, а также солисты: сопрано Мария Кристина Кир, Роберта Мамели, Франческа Ломбарди Маццулли, контра тенор Раффаеле Пе, скрипач Алессандро Чикколини, клавесинист Лука Оберти, органист Маурицио Салерно, теорбист и дирижер Лука Пьянка. Каждый из этих исполнителей имеет солидную творческую биографию, хорошо известен у себя дома и пользуется широкой популярностью во многих странах мира и, в частности, в Украине. Ряд мастер-классов итальянских специалистов по барочному вокалу и игре на разных инструментах, а также научные доклады, без сомнения, привлекут внимание студентов НМАУ, где они и будут проходить.
Концерт, открывший фестиваль, стал для посетителей своеобразным музыкальным путешествием во времени и имел символичное название «Далеко от лица милого». С музыкой знаменитых композиторов XVII—XVIII вв. — отца и сына Алессандро и Доменико Скарлатти киевлян познакомил замечательный ансамбль по исполнению старинной музыки Il Coro D’Arcadia. Название коллектив унаследовал по задумке его основателя — известного скрипача Алессандро Чиколлини от так называемой «Аркадской академии» (объединение музыкантов и поэтов, среди которых были А. Корелли, Дж. Боночини и собственно оба Скарлатти, ставшее центром защиты итальянского искусства от маньеризма конца XVII века и пропаганды простоты и естественности в раскрытии человеческих чувств). Особенно теплый прием достался солистке ансамбля Марии Кристине Кир, которая в первом отделении пленяла слушателей безукоризненным чувством стиля кантат А. Скарлатти, где изюминкой являются именно арии, преисполненные благородной кантилены, иногда пасторальной наивности, иногда живой непосредственности. Бархатный голос певицы без малейшего намека на форсирование (чем, кстати, часто злоупотребляют некоторые певцы) воспринимался своеобразным дополнительным инструментом, очаровывая исключительной пластичностью и чистой «инструментальной» шкалой обертонов.
Второе отделение программы познакомило слушателей с произведениями двух именитых венецианцев — Томмазо Альбинони и Антонио Вивальди, который обрел мировую известность благодаря своему знаменитому произведению для струнного оркестра «Времена года» и сегодня часто звучит в самых неожиданных аранжировочных версиях. Безукоризненный акустический ансамбль солистки и собственно инструментального коллектива Il Coro D’Arcadia, исключительная сбалансированность звучания всех шести участников вызвали шквал эмоций у собравшихся.
Приятно, что итальянский барочный фестиваль, арт-директором которого является известная музыкальная деятельница Нанси Милезис Романо — настоящий адепт барочной музыки, органично влился в пространство ежегодного столичного мероприятия «Киевская весна», которое продолжается в эти дни. Фестиваль проходит при поддержке Посольства Итальянской Республики и Итальянского института культуры в Украине, Министерства культуры Украины.
Выпуск газеты №:
№85, (2016)Section
Культура