Путешествия свободного человека
Пять залов Национального музея во Львове им. А. Шептицкого взорвались яркими красками «Другими берегами» Ольги Петровой
Впервые город Льва увидел такую масштабную экспозицию живописного творчества известной киевской художницы. Потому что во Львове Ольга Николаевна была известна как график (Петрова училась на факультете графики Украинского полиграфического института им. И. Федорова). В частности, известна в Украине и мире ее серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, из-за которых в начале 1970-х О. Петрова попала под негласное запрещение, издательства прекратили давать ей заказы. Ее метафорическое и преисполненное мощных философских переосмыслений творчество было квалифицировано как антисоветский «сюрреализм». Но это уже в прошлом.
Выставка «Другие берега»— это не только яркая живописная ода красоте и многообразию мира, которая порадует глаз и душу уставшего от будничных забот прохожего. Это в первую очередь — манифест свободы, художественное откровение представительницы поколения, которое под давлением советчины не боялось жить и думать самостоятельно и, как могло, боролось за собственное «я». Эти «непослушные» сохранили ощущение внутренней свободы. Когда в начале 1990-х упал «железный занавес» и появилась возможность путешествовать по миру, Ольга Николаевна была одной из тех украинских художников, которые начали своим творчеством покорять страну за страной.
Путешествия по Европе, Азии, Ближнему Востоку художница воплотила в мощных и колористических образах. Пять залов — пять живописных циклов — менее всего заметки путешественника: автор каждый раз вживается в ауру, в духовную доминанту каждой страны. Это переживание свободного мира с кистью в руках.
Открывает экспозицию образ французской провинции: Лазурный Берег, Ницца, Антиб, а дальше — Прованс с его суровыми камнями и горячим цветом виноградников. Сады и витражи готических соборов, синее море с серебристыми бликами на поверхности, подвижные паруса яхт — все это приметы счастья, которые художница умеет сохранить на полотне. Образ Прованса и галльский темперамент подчеркивается в полотнах активной гаммой. А горные пейзажи, альпийские карнизы с засекреченными тропинками, которые нависают над обрывами, написаны в серебристой тональности, которая по душе более романтично настроенным зрителям.
«НОЧЬ В СЕВИЛЬЕ»
Испания для каждого — своя, а для Ольги Петровой — особенна как страна мечтателя Дон Кихота, что будет всегда странствовать по этой каменистой земле. Для художницы главное — наблюдение и понимание характера народа, его сдержанности, степенности и в то же время скрытой вулканической страстности. Автор раскрывает образ страны через мотивы сакральных фресок Каталонии, кодирует дух народа в мощном символическом образе быка и колористических впечатлениях от мавританской Андалусии.
Горизонтально-панорамные полотна, написанные в прохладной серебристо-голубой гамме, отображают пустынную бесконечность, масштаб чужого, неизвестного, но волшебного арабского Востока с его сказками «Тысячи и одной ночи». Сама художница отмечает, что этот мир — вымышленный. Это образ заманчивого «шелкового пути» с Украины в Индию, преисполненного ароматами специй, смеха красивых женщин и бесконечной пустыни, которая воплощает образ Времени.
«ФРЕСКИ КАТАЛОНИИ»
Япония открылась Ольге Николаевне как удивительная земля. Самые древние столицы ХV — XVII вв. — Нара, Киото, Осака, крепости самураев, старые камни в архаичных захоронениях, священные бамбуковые леса, рисовые поля и самое драгоценное — храмные комплексы с их символическими садами и водоемами, с горными тропами, которые ведут к таинственным водопадам, к спрятанным в чаще лесов мудрым и добрым богам Японии. От чувственной экспрессии в полотна пришел фовистический колорит, вовсе не свойственный японской традиции.
Норвегия как земля, где доминирует вода, встретила Ольгу Петрову свинцовым небом, шквальным ветром и проливным дождем. Для художницы это был шок, потому что фовизм ее палитры здесь был ни к чему. Но победила магия норвежских ландшафтов, история викингов и что-то мистическое, что проглядывало сквозь туман и не покидало сознания художницы. В написанной серии полотен реальные впечатления от страны объединились с легендами и сюрреалистическими образами. Человек на фоне гор и фиордов растворяется как кикимора. Все охватывает тишина, вода и отражение в ней.
Привезти во Львов, который славится чрезвычайно мощной школой колористов, откровенно фовистическую выставку было смелым жестом. Впрочем, львовская публика чрезвычайно одобрительно восприняла экспозицию. Выставку открывали директор Национального музея им. А. Шептицкого Игорь Кожан, его заместитель по научной работе Оксана Била, ректор Львовской национальной академии искусств Владимир Одрехивский, профессор, искусствовед и художник Роман Яцив, художники Борис Буряк, Роман Демцю, Николай Шимчук с Евстахией Шимчук и другие. Сверхзадача каждой выставки для Ольги Петровой — передача духовной ауры той или другой культуры, «Другие берега» — яркое тому подтверждение.
Львовяне и гости города имеют возможность увидеть экспозицию «Другие берега» до 10 ноября.
СПРАВКА «Дня»
Ольга Николаевна Петрова — художник, искусствовед, доктор философских наук, член Национального союза художников Украины, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия» и Института проблем современного искусства. Работает как художник, историк и критик искусства (автор 5 монографий и 800 статей). Ее творческий метод как художника — экспрессионизм, метафоризм, нефигуративизм.
Работы художницы сохраняются в коллекциях Министерства культуры Украины, Национального союза художников Украины, музеев Киева, Львова, Черновцов, Чернигова и др., в Музее искусств Грузии, галерее «Ситракут» (Калькутта), музее «Яд Вашем» (Иерусалим), библиотеке Британского музея (Лондон), Художественном центре «Муза» (Осака), в галереях и частных коллекциях Киева, Москвы, Лондона, Ноттингема, Амстердама, Калькутты, Торонто, Будапешта, Осаки.
Выпуск газеты №:
№203-204, (2018)Section
Культура