Пять художественных «жемчужин» в NAMU
В Киеве состоялась передача произведений из коллекции Станислава СилантьеваОбычно летом в музеях Украины стоит не очередь, а тишина. Однако Национальный художественный музей Украины, который после ребрендинга все больше становится узнаваемым как NAMU, решил бросить вызов этой «традиции».
24 июля состоялась торжественная передача пяти произведений одесских и львовских концептуалистов из коллекции Станислава Силантьева и была представлена временная экспозиция.
NAMU давно известен тем, что имеет самое репрезентативное собрание украинского искусства в мире, поэтому пополнение фондов музея — это один из важнейших приоритетов. Покупать произведения самостоятельно музей часто не в состоянии, поэтому сотрудничество с художниками, коллекционерами и меценатами, которые понимают важность того, чтобы знаковые произведения нашего искусства оставались в главном художественном музее страны, трудно переоценить. Благодаря Станиславу Силантьеву, коллекционеру, научному работнику, в коллекции появятся пять новых работ — хрестоматийных произведений художников-концептуалистов Одессы и Львова: «Сибирь» (1992 г.) Станислава Подлипского, «Искуственность требует жертв» (1997 г.) Дмитрия Дульфана, «Тысячелетие живописи» (1995 г.) Юрия Соколова, «Космические офорты» Игора Подольчака, которые были представлены Мартой Кузьмой на биеннале в Сан-Паулу в 1994 году и работа Галины Жегульской, экспонентки известной международной выставки «Искусство около 1990 года».
СТАС ПОДЛИПСКИЙ. «СИБИРЬ». 1992 ГОД
Напомним, что Станислав Силантьев известен, как исследователь искусства Львова советского периода, когда во времена индустриальных трансформаций студия художника стала полноценной мастерской, а живописцы, скульпторы, архитекторы и поэты в сущности превратились в творческих рабочих, а еще как член кураторского объединения Первый пролетарский заповедник им. Жана Жореса он в сотрудничестве с Галиной Хорунжей в 2017 году представлял в NAMU проект «Львов: Союзники» — историю новой технократической эпохи, которая влияла и на общественно-культурные отношения в городе. О таком Львове во времена Независимости все быстро постарались забыть. Но творчество художников, которые, несмотря на давление советчины и попытку превратить их в рабочий механизм, проводили уникальные визуальные эксперименты, заслуживает внимания.
ИЛЛЬЯ ПОДОЛЬЧАК. «ВЗГЛЯД НАСКВОЗЬ». 1991 ГОД
— Подарок Станислава Силантьева ликвидирует «белое пятно» в собрании — отсутствие работ одесских и львовских концептуалистов, а также произведений знаковых фигур львовской художественной организации, в частности известной представительницы круга Аксинина Галины Жегульской, — объясняет заведующая отделом искусства ХХ—ХХІ века, Оксана БАРШИНОВА, почему эти произведения особенно важны для сборника Музея. — Например, офорт Игоря Подольчака существенно дополнит сборник работ художника в NAMU, а также войдет в уже имеющуюся в музее документацию известной акции «Фонда Мазоха» — «Искусство в космосе» (1993), где принимал участие отпечаток этого офорта. Ранний образец компьютерной графики в исполнении Дмитрия Дульфана — «Искусственность требует жертв» — станет еще одним медиа художника, помимо живописи и фотографии, уже представленных в музейной коллекции.
ЮРИЙ ЩЕРБАТЕНКО. «ДЕВЧАТА». 1968 ГОД
Кстати, Станислав Силантьев не первый раз передает произведения в NAMU. Он убежден, что и остальные произведения из его коллекции, которые можно будет увидеть на выставке, — высокий музейный уровень.
Кроме переданных Музею произведений в малом выставочном зале (в клеточку) будут экспонироваться и другие произведения из коллекции Станислава Силантьева, в частности: «Поздний ужин» Юрия Щербатенко (1970 г.), «Человек в открытом космосе» Вадима Богданова, (1968—1972 гг.) «Оплакивание» Ивана Франко, (1974 г.) «Сон дирижера» Леонида Войцехова (1991 г.). Экспозиция будет длиться всвего 10 дней (до 4 августа), а потому ценителям искусства нужно поторопиться.
Выпуск газеты №:
№132-133, (2019)Section
Культура