Пять вопросов Владу Троицкому
С 7 по 17 сентября в Киеве проходит 10-й юбилейный мультидисциплинарный фестиваль современного искусства «Гогольfest 2017 Ковчег»Основатель и неизменный руководитель фестиваля Влад ТРОИЦКИЙ рассказал «Дню» о наиболее интересных из запланированных событий, о ситуации вокруг нового здания Театра на Подоле и о своем видении будущего украинской культуры.
1 –Чем нынешний «Гогольfest» отличается от предыдущих?
– Новизной формата и локациями. В первую очередь, у нас в этом году много коллаборационных проектов. Нам в этом помогает театральная сеть под названием ЕТС (Европейская театральная конвенция). Они уже второй год устраивают на фестивале резиденцию для своих молодых режиссеров, которые с нашими актерами делают спектакли. Будут проекты с американцами, французами, швейцарцами, голландцами.
Вторая изюминка – «ArkSqout» – временная коммуна творческих личностей. Открыли мы ее рядом с Центром Довженко в здании, которое в настоящий момент заполнено художниками, музыкантами, актерами. Они там живут и работают. На это стоит посмотреть, ведь здание сразу после фестиваля снесут.
9-10 сентября пройдут семейные праздники на ВДНХ. Будем проводить там два больших перформанса. 9-го вместе с профессиональными архитекторами начнем собирать ковчег – конструкцию из картона высотой с четырехэтажный дом, раскрасим, а затем придет 10-метровый картонный человек и будет тянуть его за собой. При этом будет исполнено новое шоу «ДахиБрахи» «Dreams OFF». В тот же день покажем оперу американского композитора Мередит Монк. В Первом и Третьем павильонах будет работать визуальная программа, во Втором – программа для детей, мастерские костюмов и кукол. На сцене «Фонтан» при содействии Old Fashioned Radio выступят альтернативные рок-группы (9 сентября) и джазовые музыканты (10 сентября), причем в последнем случае у нас особенные гости – дуэт французских аккордеонистов Доми Эморин и Марселя Лоффлерва. Вечером 9-го также в Первом павильоне покажем израильскую оперу «Под куполом» – без преувеличений эксклюзивный проект: солист прилетит из Нью-Йорка, дирижер – из Израиля. 10-го – новое шоу фрик-кабаре «Dakh Daughters» и премьера швейцарско-украинской оперы-балета «Ковчег», музыку для которой написала «Новая опера» (с ними я ставил «Иова» и «Вавилон»), а хореографию сделал премьер балета Мориса Бежара и Королевского балета Великобритании колумбиец Оскар Шакон – реальна звезда. Этот проект потом едет в Швейцарию и Венгрию, у него большая гастрольная история. Завершит первый уикенд шоу «Утопия»: ковчег, который мы построили, взлетит в небо. Отдельно хочу выделить цирковое кабаре Terabak De Kyiv, которое объединило девушек из «Dakh Daughters» и цирковых артистов из парижского театра «Le Monfort». Премьера уже состоялась летом в Париже на Елисейских полях в зале на 2000 зрителей, и это шоу закуплено еще на 40 показов.
2 – Как удается ежегодно организовывать такое непростое дело?
– Сам не знаю. Государство помогает, но это лишь 25%. Такое искусство - сложный продукт, который трудно объяснить слушателю, нужно вкладывать невероятные деньги только в рекламу. Одно дело – продавать рок-звезд Prodigy, другое – оперу-балет. Но о чем говорить, если за эти 10 лет я никогда не знал, где будет следующий фестиваль. Поэтому регулярно бросаться в такое безумие – очень нелегко.
3 –Кличко запретил вам проводить запланированную Европейскую театральную программу на сцене Театра на Подоле. Можете как-то прокомментировать это событие?
– Здесь все очень понятно. Есть, условно говоря, идейные – те, кто идет на принцип. И есть явно заинтересованные люди, которые это подогревают. Можно уважать принципиальность, но, согласитесь, она выглядит странно, будучи сфокусированной на единственном конкретном объекте, хотя рядом стоит зеленый забор вокруг пустыря и почему-то никто против этого не протестует, и к зданиям, которые разваливаются на Андреевском, тоже никто не приковывает себя цепями. Никто не бунтует против домов, вырастающих один за другим рядом с Фуникулером, перекрывая вид на склоны: не видел рядом с ними ни одного активиста, который кричал бы, что его эстетическое ощущение страдает. Или эта высотка в Мариинском парке... А вот против единственного театра, построенного, да еще и качественно оборудованного впервые в стране за 26 лет, воюют с удовольствием. На вопрос «Почему именно против этого?» – главный аргумент «А с чего-то ведь нужно начинать».
И здесь, по моему мнению, всем стало хуже. Те люди, которые страдают от его внешнего вида, будут страдать и дальше, потому что я уверен, что никто не найдет деньги на еще одну перестройку. Так он и останется. «Гогольфесту», конечно, подложили свинью. Город остался без единственного на самом деле современного театрального пространства. Театр остался без локации. Я не понимаю, кто выиграл, хотя бы один человек, кроме тех, кто руководствуется принципом: «А баба-яга против». Вот такое тщеславие – добиться, чтобы всем было плохо? Кроме этого, я мотивации не вижу. Хотя может существовать менее явный мотив – политический или финансовый.
4 – Как война повлияла на фестиваль?
– Достаточно серьезно, потому что у меня было немало друзей в России. Но многие из них просто реально сошли с ума, и с ними стало невозможно разговаривать, не то чтобы делать что-то совместно. А гайки там все закручиваются – тот же процесс Гоголь-центра чего стоит... И на этом фоне особенно тревожно, когда наши активисты начинают вести себя по образцу путинских опричников. В диалоге, кто будет более нетерпимым, выиграть невозможно. Это путь в бездну.
5 – Каким вы видите будущее украинской культурной отрасли и ваших личных проектов?
– У нас абсолютно нет социального заказа на высокую культуру. Есть государственный сервис культуры, но чему он соответствует, кто оценивает его уровень, с чем это сравнивается? Нет методологии. Соответственно, получается реакционная официальная культура, очень совковая по сознанию, исключений мало. Даже у образованного класса отсутствует понимание, что именно гуманитарная сфера, а не экономика, является двигателем реформ для преобразований в стране. Ведь циничное общество, в котором нет этических принципов, очень нестабильно. Через что-то должен транслироваться этический императив. Раньше это выполняла религия, в настоящий момент это культура, однако она теперь этого не выполняет. Далее: не ведется никакая адекватная работа для формирования качественной культурной репрезентации Украины в мире. Сейчас выдвигают идею Института Украины как нашего культурного посольства. Но, судя по тому, что здесь тоже нет ясных формулировок и четких критериев, это будет очередное неэффективное и коррумпированное освоение средств. Остается надеяться, что гражданское общество, которое медленно формируется, в конечном счете поймет, что без создания достойного культурного контекста ни у кого из нас не будет никаких перспектив. Но, к сожалению, это не приходит быстро. Нужна определенная зрелость мировоззрения.
Можно сеять там, где прорастает. Возможно, нужно просто сузить поле. Вот, у меня есть прекрасный театр «Дах», я там себе сею, и вырастают волшебные цветы: «ДахаБраха», «Dakh Daughters», «Новая опера», или наши дебютанты «Це Шо» - кукольное кабаре, которое сразу с премьеры пригласили в тур по Америке. Молодые люди, недавние выпускницы и выпускники университета имени Карпенко-Карого, с социальными, острыми, провокативными текстами. С оперой «Иов» мы едем в Нью-Йорк в январе. С этим все хорошо. Да и сам фестиваль у нас очень оптимистичный. Я верю в людей, но вокруг нас – инерционная, заскорузлая машина. И она очень агрессивно защищается.
Справка «Дня».
«ГОГОЛЬfest» – ежегодный мультидисциплинарный международный фестиваль современного искусства, большинство событий которого до 2010 года происходило в Киеве в помещении музея «Мистецький Арсенал». Программа фестиваля состоит из пяти направлений: театр, музыка, кино, литература и визуальное искусство. Фестиваль основан в 2007 году благодаря частной инициативе режиссера и руководителя Центра современного искусства «Дах» Владислава Троицкого.
Владислав ТРОИЦКИЙ (26 ноября 1964, Улан-Удэ, СССР) – украинский театральный актер, режиссер, драматург и телеведущий. Окончил Киевский политехнический институт (радиотехнический факультет, 1987), а также аспирантуру при нем (1990). В 2002 окончил также Российскую академию театрального искусства (в прошлом – «ГИТИС»), режиссерско-актерский факультет. В 2003–2009 преподавал в Киевском государственном университете кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого (актерский курс Л. Танюка). В 1994 учредил театр «Дах». В 2000 открыл актерскую школу. В 2004 создал этно-хаос-группу «ДахаБраха». С 2012 принимает участие в постановках выступлений группы Dakh Daughters. Короткое время в 2013 возглавлял Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества. Лауреат премии «Киевская пектораль» (2001 и 2002 гг.) Живет и работает в Киеве.
Выпуск газеты №:
№158-159, (2017)Section
Культура