Перейти к основному содержанию

Работа над ошибками

14 октября, 00:00

Холеный, породистый и — да! — невероятно талантливый супермен и суперпрофессионал вдохновенно шаманствовал в окружении трогательных в своей беспомощности стажеров (среди них, кстати, — известные актеры и режиссеры киевских и львовских театров, публике так и не представленные). Под темпераментным руководством гуру с энтузиазмом вершилась имитация экстаза энергетического резонанса. Зритель, разнородный, но отнюдь не случайный, имитировал резонанс эстетический. А зря. Сугубо профессиональный тренинг по системе Гротовского и собственной методике Гладия на самом деле апеллирует вовсе не к чувству прекрасного. И уж вовсе не предполагает бурных оваций и экзальтированного официоза в финале открытой импровизации. Это — не театр эстетского престижа. Это, если хотите, анатомический театр, вскрывающий физиологию актерства, препарирующий духовные возможности его тела.

Этот вообще-то скромный, хотя от того и не менее ценный, подарок изголодавшимся по лабораторному искусству профессионалам, почему-то был преподнесен устроителями с амбициозной претензией и оргастическим восторгом национального возрождения.

Культовый персонаж продвинутой театральной тусовки 80-х, в последние лет пятнадцать Гладий на родине гость редкий, но желанный. В свое время легенда об опальном «Стойком принце» в тогда Молодежном, а ныне Молодом театре придала ему в глазах почитателей ореол эстетического диссидентства. Став пророком в своем отечестве и, поскольку таковых в оном не бывает, покинув его, он тем самым обрек и себя, и нас. Слава ученика, а потом и «первой скрипки» в ансамбле московского мэтра Анатолия Васильева, а затем и успешная самостоятельная театральная деятельность в сильно удаленном зарубежье, — всего этого более чем достаточно, чтобы поразить скудное воображение провинциалов, не так ли?

В сущности, процветающий, по общему мнению, на Западе Григорий Гладий к сегодняшнему дню украинской культуры причастен той же мерой, что и, скажем, Геракл к авиакатастрофе в Салониках.

... Недавно в Киев из Германии приезжал, выдавленный из Украины засильем нищеты и тупости Валерий Бильченко. Тоже, кстати, ученик Васильева. Созданный им Экспериментальный театр все еще пытается жить в стенах все той же Киево-Могилянской академии. Впрочем, Бильченко уехал слишком недавно и пока что преподает и ставит в Берлине, не претендуя на роль миссионера.

Из Германии же приезжал пару недель назад Марк Нестантинер, к слову сказать, режиссер-постановщик того самого «Стойкого принца», принесшего Гладию столь стойкое реноме опального новатора. Приезд Нестантинера ознаменовался более чем скромной презентацией литературно-художественного журнала «Крещатик» (последний оплот русскоязычных графофилов Западной и Восточной Европы), изданного возглавляемым им же благотворительным фоном имени Сергея Параджанова. Фондом, не имеющим в Украине ни помещения, ни средств, и осуществляющим свои проекты в основном за счет социальных пособий эмигрантов-энтузиастов.

Между прочим, Нестантинер не был даже упомянут Гладием в недавнем интервью журналу «Итоги» при весьма пространных ретроспекциях о «Стойком принце», перепечатанных «Киевскими Ведомостями». С начала нынешнего сезона Марк Нестантинер возглавляет театральную школу в Мюнхене и вряд ли в ближайшее время созреет для того, чтобы тешить щедрую «неньку» бесплатными аттракционами.

На самом деле нынешнее поколение тридцати-сорокалетних, по большому счету нынешним театром (да и не только театром) так и не востребованное, обретающее творческую зрелось в мясорубке сменяющихся эпох, могло бы разыграть целую шахматную партию из «черных» и «белых» культовых фигур своего творческого отрочества. Могло бы создать антологию «Легенды и мифы постзастойной Украины», в которой все сплошь — если не боги, то герои.

Но большинства из них давно уж нет на нашем зыбком Олимпе, на котором уж слишком экзальтированно любят встречать блудных сыновей, возвращающихся на белых конях.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать