Рабов в рай не пускают, или вечера и дни в городе около Диканьки
Размышления после фестиваля документального патриотического кино в Полтаве
Фестиваль «Кинодок» прошел всего только во второй раз (первый раз — два года назад, в Чернигове). Его идея — обзор фильмов, которые стремятся воспроизводить непростые исторические обстоятельства современной Украины. Следовательно, в программе (главным отборником, так сказать, программным директором был кинокритик и киноэксперт Владимир Войтенко) доминировали фильмы, сделанные на материале событий на Майдане 2013—2014 годов и войны на Востоке Украины.
ХОРОШИЕ, ПЛОХИЕ, ЗЛЫЕ
Я имел честь возглавлять жюри, в состав которого входила классика отечественной кинорежиссуры Михаил Ильенко и Валентин Сперкач. В довольно сильной программе мы выделили два фильма — «После смерти» Владимира Тихого и Юрия Грузинова (последний является и оператором) и «Буратино» Дмитрия Стародумова (обе картины выпущены киностудией «Вавилон 13»). Первый получил Гран-при, второй — второй по значимости приз.
Обе ленты поразили прежде всего плотностью предстваленного материала, интенсивностью потока аудиовизуального материала. Смерти на Майдане, отчаяние и вместе с тем холодное спокойствие людей, которые решили идти до конца, защищая свои идеалы — 15-минутная картина Тихого и Грузинова, без наименьшего пафоса, раскрывает суть тогдашних событий. «Буратино» — это система залпового огня, которая руками российских наемников уничтожает мирные здания на украинской территории Донбасса. Точные и максимально выразительные портреты людей, которые живут под огнем и не теряют человечности.
В фильме «Бой за Фасад. Цена независимости» молодого полтавского режиссера Дмитрия Гонтаренко (3-й приз фестиваля) звучит красноречивая сентенция: «Рабов в Рай не пускают». Если бы ее усвоило побольше украинцев — наша жизнь была бы другой. В ленте репортажные съемки боев состыкованы с философскими размышлениями относительно войны и ее последствий. Вышел довольно интересный и содержательный микст, о цене свободы, прежде всего внутренней. Человек, который борется за независимость своей нации, в итоге расширяет пространство свободы в самом себе.
Среди победителей фестиваля фильмы «Хороший, плохой, злой» Дмитрия Сухолиткого-Собчука (события на Майдане в драматичном прямом столкновении разных представлений о сути конфликта), «Стена» Сергея Волкова (Берлин, митинг пророссийских сил и образ стены, которая все еще разделяет людей), «Домой» Дмитрия Коновалова (о драматичных обстоятельствах возвращения участников АТО в родные пенаты), «Кода» Анны Корж (выразительный, экспрессивный портрет старой учительницы музыки).
Фестиваль, чьим основателем и руководителем является Анна Левковская, был поддержан руководством Полтавской области, прежде всего ее губернатором Валерием Головко. Поэтому возникло пожелание, чтобы именно в Полтаве фестиваль получил постоянную прописку. Будет так или нет — увидим. Мне лично хотелось бы. Очень понравилась Полтава, в которой столько знаков прошлого и столько надежд на будущее.
«ЧТО-ТО ГОГОЛЕВСКОЕ!»!
Действительно так — Полтава, несмотря на бои местного значения (в день открытия фестиваля горрада отправила в отставку мэра Александра Мамая), произвела очень хорошее впечатление. Тихий, спокойный город, центр — просто сплошной комфорт: кафе, небольшие ресторанчики, зоны отдыха, много детей, для которых немало мест, где устраиваются (очевидно, в выходные дни) всевозможные развлечения. Краеведческий музей содержит огромное количество памятников истории, а когда их представил директор музея Александр Супруненко, они заиграли и заискрились каким-то колдовским светом. Только ради этого музея стоит побывать в Полтаве.
А еще же, напомню, музейный дом является признанным архитектурным шедевром авторства знаменитого Василия Кричевского, в стиле украинского модерна. Удивительно красивое здание! А выйдя из музея, вы видите не менее знаменитый памятник Тарасу Шевченко работы Ивана Кавалеридзе. Построенный в 1926 году, из железобетона, в конструктивистском стиле. Подойдя к памятнику довольно поздно вечером, я с удивлением увидел нескольких детей, которые ползали по геометрическим плоскостям сооружения (ну да, удобно), обнимая великого поэта за шею или садясь ему на руки. Трогательная картинка!
ЗНАМЕНИТЫЙ ПАМЯТНИК ТАРАСУ ШЕВЧЕНКО РАБОТЫ ИВАНА КАВАЛЕРИДЗЕ. ПОСТРОЕННЫЙ В 1926 ГОДУ, ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА, В КОНСТРУКТИВИСТСКОМ СТИЛЕ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Просмотры фестивальной программы проходили в кинотеатре Wizoria (бывший «Колос»), который является абсолютно современным как по интерьеру, так и по технологическому оборудованию. Помещение построено, в стиле нео-ренессанса, еще в начале ХХ века как Полтавский просветительский дом имени Николая Гоголя. Именно здесь в 1903 году — по случаю открытия памятника Ивану Котляревскому — съехались ведущие украинские писатели, знаковое событие в истории нашей литературы. Напротив кинотеатра — чудесная кофейня, такая похожая на львовские. По качеству кофе тоже.
А еще мы побывали в Яреськах, том же селе, где Александр Довженко снимал фильм «Земля» и эпизоды еще нескольких своих фильмов. Фантастическое место, сердцевина Украины как таковой. Именно Яреськи великий мастер считал квинтэссенцией нашей славной Отчизны. Камера гениального оператора Даниила Демуцкого воспроизвела мир Яресек как некий Рай Господень, Космос, где все совершенно — деревья гнутся от плодов, земля пухнет от урожаев, тела женские вызывают воспоминание о полотнах Рубенса, и вообще о барочных мотивах в пластике. А небеса — небеса весь это земное пространство освящают, наполняя светом и каким-то вдохновенным озоном!
Первое впечатление по прибытии — обычное село, которых в Украине сотни. Сады, притеняющие селянские усадьбы, солнце, изо всех сил бьющее по этим просторам. Вот только где же подсолнухи, которые со времен «Земли» символизируют именно украинство? Их нет. В полях, правда, есть, а вот во дворах, около заборов что-то не видно. Может, отцвели уже... А так хотелось увидеть.
В ЭПИЦЕНТРЕ УКРАИНСКОЙ НООСФЕРЫ
Однако благодаря заведующей местным краеведческим музеем Натали Дзюбы и заместителю директора местной школы Нине Аксельрод мы мало-помалу начали входить в мир Яресек. Ведь здесь родилась мать самого Николая Гоголя! Намоленное место, получается. Когда-то, увидев «Звенигору» Довженко, Сергей Эйзенштейн воскликнул: «Что-то гоголевское!» И здесь тоже стало появляться ощущение, что мы находимся в центре украинского космоса.
Это космическое чувство усилилось в тот момент, когда нас привели на Сорокалитову гору (здесь будто бы жил когда-то казак по фамилии Сорокалит). Гора над обрывом, внизу течет живописный Псел. Впечатления просто фантастические! Странно, что Довженко не снял ни одного кадра с этой горы — очевидно, не придумал для этой локации сюжет. Однако же именно здесь понимаешь, почему Яреськи были выбраны для съемок, — по совету, кстати, Василия Кричевского.
А вон там Бутова гора, где была, оказывается, дача Владимира Вернадского, того самого, который развивал теорию Ноосферы (о взаимодействии человеческой деятельности и процессов, происходящих в природе, Космосе). Выдающийся ученый жил здесь на протяжении 1913—1917 годов, я об этом ничего не знал.
Что касается матери Николая Гоголя, Марии Косяровской. По хорошо известной легенде, Василий Гоголь-Яновский свою будущую жену увидел во сне, еще мальчишкой. В 14-летнем возрасте он узнал тот образ в семимесячной девочке, Марие. И понял: это его судьба. Ждал 13 лет, и таки настоял, чтобы они обвенчались. Да, ей было всего лишь четырнадцать. Маленькая жена дважды беременела, и дважды все заканчивалось выкидышами. И тогда — все еще юная Мария пошла в Свято Николаевскую церковь, что в Диканьке. Чтобы попросить, чтобы вымолить здорового ребенка.
Мы побывали в той церкви. По еще одной из легенде она появилась магическим и колдовсим образом. На одном из пеньков в лесу около Диканьки появляется икона Святителя Николая. Ее увидели и перенесли в церковь. Оттуда она исчезает, и ее видят опять на лесному пеньке. И так происходило несколько раз. В итоге на том месте, в лесу, построили храм. Деревянный. На пенек поместили метровый дубовый крест, который находился в алтарной части. Вот сюда и пришла Мария Гоголь-Яновская и просила, чтобы ребенок родился, обещала — будет мальчик, назовет его Николаем. Так и произошло.
Вся Полтавщина — край чудес, украинской магии. Так что не удивительно, что здесь корень отечественного магического реализма — в литературе, кино, пластических искусствах. А сказать проще — это Рай Господень. Куда не велено пускать людей с рабской сукровицей.
Выпуск газеты №:
№173, (2018)Section
Культура