Радиоприемник, игрушки и голос из зала
Современные композиторы должны быть изоретательнымиЗавершился ХV юбилейный Международный фестиваль Киевской организации национального союза композиторов Украины «Музичні прем’єри сезону». Еще до начала состоялись несколько концертов под общим названием «Навстречу фестивалю». В концертах, которых было более двадцати, принимали участие самые разные музыкальные коллективы: симфонические оркестры, хоровые капеллы, камерные ансамбли и другие, более необычные группы, которые в течение недели выступали во всех пригодных (и не очень) для этого местах. Учитывая, что концерты нередко начинались в разных концах Киева с интервалом в один час, а то и одновременно, посетить их все, увы, было невозможно. Впрочем, изящный и удобный буклет с программами всех мероприятий позволял ориентироваться в фестивальном пространстве, но и это не всегда спасало ситуацию...
На фестивале были представлены произведения как классиков отечественной и зарубежной музыки (например, Бортнянского и Баха), так и ныне здравствующих композиторов в возрасте от 21 года до 80 лет в таком количестве, что упомянуть их здесь, к сожалению, не представляется возможным. Кроме щедрого «ассортимента» украинской современной музыки, киевляне смогли познакомиться и с творчеством композиторов США, Канады, Голландии, Швеции, Франции, Италии, Швейцарии, Австрии, Великобритании, Словакии, Польши, России; звучали произведения композиторов из Ливана, Греции, Китая… В рамках фестиваля также состоялись различные конференции, презентации новых изданий: музыковедческих работ, музыкальных произведений, аудиокассет, компакт-дисков; проект «Электроакустика», пленум «Слово и музыка — украинское измерение», заключительный концерт всеукраинского конкурса юных композиторов «Живая музыка» и открытие детского хорового Международного фестиваля «Співає Київ весняний». Одним словом, как профессиональным музыкантам, так и любознательным слушателям было чем «поживиться».
Судьба современных композиторов незавидна: ведь уже в начале ХХ века музыковеды, философы и композиторы размышляли об упадке культуры вообще и музыки в частности, о кризисе классической гармонии… Увы, искушенного слушателя ХХI века трудно удивить. Не так уж просто создать что-то действительно новое и интересное после того, как написаны великие шедевры музыки прошлого. Молодой композитор М. Абакумов, чьи произведения также звучали на фестивале, однажды вычислил с помощью компьютера, что 12 тонов звукоряда дают, если не ошибаюсь, около 87 тысяч возможных сочетаний. Подозреваю, что с момента возникновения наиболее распространенного в профессиональной музыке 12-тонового звукоряда они практически исчерпались. Так что в рамках традиционной тональной системы вряд ли можно создать что- то, чего еще не было. Ведь в искусстве не бывает «хорошо забытого старого»; все, что заслуживает внимания, звучит, живет и находится в постоянном концертном обиходе.
Конечно, ограничиваться культурным наследием былых времен и отвергать современное искусство не стоит. Но мало кто из современных композиторов может похвастаться одаренностью, равной гению Баха или Моцарта — поэтому в музыке нашего времени так много вторичного. Итак, учитывая прежние достижения профессиональной классической музыки, да и современную эстраду — конкуренция между композиторами ХХI века просто ошеломляющая. Современный автор, даже талантливый, практически лишен возможности зарабатывать на жизнь своей профессией и даже исполнять свои произведения перед публикой. Однако вселяет надежду энтузиазм, с которым одаренные люди стараются пропагандировать свое творчество. Композиторы ХХ — ХХI веков проявляют невероятную изобретательность, обращаясь к «синтетическим» жанрам, — электронике и другим не менее оригинальным средствам самовыражения.
Пожалуй, можно отметить, что современные композиторы старшего поколения, несмотря на своеобразие музыкального языка, все же стремятся адаптировать свои художественные замыслы для публики — то ссылаясь на традиционные жанры, то подробно излагая литературную программу произведения. Этого не скажешь о молодых авторах, творчество которых в этом году было представлено на фестивале особенно широко. Их отличает дерзость, разнообразие звуковых эффектов, отсутствие какого бы то ни было самоограничения в художественных средствах. Что касается реакции публики — слушатели горячо поддерживали композиторов-современников. Особенное оживление, как правило, вызывали проступающие в музыке черты фольклора, танцевальные или джазовые интонации.
Фестиваль показал, что в рамках этого проекта (а стало быть, в композиторском творчестве нашего времени и современной концертной реальности) мирно сосуществуют традиционные (скрипка, альт и так далее по партитуре), современные (например, синтезатор, компьютер) и экзотические (волынка, трембита) музыкальные инструменты, жанры и формы; структурная четкость — с импровизационностью. Можно отметить и тяготение к целостности, всеохватности, сочетанию разных видов искусства: сразу возникают ассоциации с древними славянскими обрядами и более поздними, близкими к театру, жанрами. В качестве примера можно привести ораторию В. Степурко «Киево-Могилянская академия» по сочинениям учеников-выпускников Академии или авторский концерт С. Зажитько, в котором, кроме певцов и инструменталистов, принимали участие актеры, чтец, радиоприемник, голоса из зала, игрушки… Нередко на концертах использовались возможности освещения, игра цвета, чтобы усилить драматургическую выразительность; так что зрители вместе с артистами «встречали рассвет» и «погружались на дно морское» в Колонном зале Филармонии.
Организаторы фестиваля позаботились и о том, чтобы «поместить» произведения в обстановку, соответствующую их содержанию: например, духовная музыка звучала в Трапезной церкви Киево-Печерской лавры; в храме св. Василия Великого, Михайловском Златоверхом и Владимирском кафедральном соборах. Случалось и так, что один и тот же зал преображался в зависимости от исполняемой там музыки. В один вечер, переполненный публикой, он переливался огнями; празднично и пышно звучал оркестр; на следующий же день в интригующей и уютной полутьме кажущегося теперь небольшим зала с немногочисленной аудиторией общались лишь несколько артистов.
Хотелось бы уделить внимание не только авторам музыки, но и ее исполнителям, хотя некоторые из композиторов представляли свою музыку на фестивале сами. Часто на подготовку к концерту отведено совсем немного времени (особенно это касается оркестровых произведений), потому произведения современных авторов, откровенно говоря, в окончательном концертном исполнении звучат не совсем так, как предполагал автор. Надо сказать, что несмотря на все сложности подготовки современного произведения к выступлению, да еще и с учетом пожеланий автора, большинство выступлений отличались высоким качеством игры, ансамблевым взаимопониманием, культурой звука, точностью интонирования.
Самое точное слово, определяющее впечатление от фестиваля — любопытство. Многих он заставил подумать о судьбе современной украинской музыки.
Выпуск газеты №:
№92, (2005)Section
Культура