Раскроется ли опять шкатулка Пандоры?
В Харькове состоялась мировая премьера балета-пророчества на музыку ВагнераВ любом театре существует предпремьерная традиция: вшивать с другой стороны занавеса цветную ленту, которую необходимо разрезать, прежде чем занавес раздвинется. В Харьковском национальном театре оперы и балета им. М.Лысенко за сезон коллекция таких лент превысила обычные нормы — потому что подготовка к премьере длится обычно не менее трех месяцев. Между харьковскими постановками проходит восемь-десять недель. Несмотря на эти сжатые сроки, новый спектакль «Мистерии Пандоры» еще раз доказал: балет — это не просто танцы, а зрелище. Зрелище, сделанное умением и умом мастеров театрального дела и талантливых исполнителей.
«Мистерии Пандоры» — мировая премьера. Учитывая, что оригинальными компонентами постановки здесь являются и собственная музыкальная композиция из произведений Вагнера (ее тактично и профессионально сделали дирижер Дмитрий Морозов и его коллега Павел Багинский), и либретто, хореография и режиссура художественного руководителя балетной труппы Антонины Радиевской, а также яркое изобразительное решение солиста оперы Александра Лапина, который в последнее время удачно выступает в роли сценографа. Не последнюю роль сыграл здесь и видеоконтент основательницы песочной анимации в Украине Дарьи Пушанкиной.
Но по сути, именно Вагнер стал самой выдающейся фигурой спектакля, причем в нем он не только недосягаемый обитатель музыкального Олимпа, каким мы его привыкли представлять. Но и современник тех композиторов, которые не выделялись из музыкального фона эпохи. Ведь в харьковском спектакле звучат и его отрывки из ранней оперы «Запрет любви», от которой до заоблачного «Перстня Нибелунга» — действительно как от земли до космоса. И даже многим не известный марш, написанный Вагнером в 1876 году к 100-летию независимости США.
Вагнер привлекал балетмейстеров не так часто, как этого заслуживает вся его музыка, а не только произведения, ограниченные сегодня репертуаром, скажем, Байройтского театра в Германии. Согласно собственной концепции, автор либретто и хореограф Антонина Радиевская, положив начало действию на «настоящем» Олимпе, переносит его в современный город. Так она подражает мифу о том, как боги вылепили женщину дивной красоты Пандору. И «отправили» ее на землю с целой шкатулкой бед, грехов и неурядиц, от которых человечество страдает уже не первое тысячелетие... Возможно, именно таким образом постановщики избегают ассоциаций, что Вагнер был едва ли не самым главным композитором у идеологов нацистской Германии, где эту шкатулку Пандоры фактически открыли еще 80 лет назад.
Нужно видеть, как Радиевская (на музыку малоизвестной симфонии Вагнера) умело лепит из движений главных участников действа полифоническую композицию четырех действующих лиц. Это — Пандора и ее любимый Эльпис (что на греческом означает Надежда), а также виновники осуществления коварного замысла Зевса (на земле Антиквара) и Гефеста (он же его земной подмастер). Эта сцена по эмоциональному впечатлению напоминает знаменитый балет Хосе Лимона «Павана мавра», где в течение 20 минут главные герои шекспировской трагедии «Отелло» воспроизводят все фатальные события сюжета. Очень поражает также сцена в «Мистериях Пандоры» с использованием театра теней — там в черно-белых прямоугольниках пленные девушки становятся невинными жертвами похотливых и уродливых привидений. А.Радиевская как хореограф использует в постановке преимущественно лексику классического танца и балетную пантомиму, чего оказывается достаточно для понимания сценических событий и полного самовыражения талантливых артистов. Имея большой исполнительский опыт (20 лет на сцене), она, как балетмейстер, не выглядит новичком, зная все особенности создания эффектных композиций и ярких пластических характеристик. Поэтому оба состава исполнителей (Елена Шевцова, Лариса Грицай, Алексей Князьков, Владимир Василенко, Денис Панченко, Андрей Козарезов и др.) пользуются возможностью продемонстрировать свои актерские и танцевальные возможности.
Спектакль по жанру получил название балет-пророчество. И сценическое действие, и эмоциональное содержание этому определению полностью отвечают. Пандора, которую вдохновляет тень погибшего Эльписа (до хеппи-энда, как видим, дело не доходит), и ее новые друзья все же добывают в борьбе маленькую победу, загоняя часть привидений назад в фатальную шкатулку. Но победу праздновать рано. В эпилоге Зевс в своем земном виде снова сидит со шкатулкой на земном шаре. Он, без сомнения, выдумывает новый план, хотя тень Эльписа поджидает и призывает отслеживать очередные коварства. Как тут не вспомнить слово младшего современника Вагнера, великого мыслителя и скептика Ф. Ницше: «...Возможно, таким хитрым образом боги перевели на человека бремя ответственности, и с тех пор только от человека зависели все несчастья и беды. Он в любой момент может их прекратить, но надежда его не отпускает. Мимо проходят гении, пророки, зовут к другому, а несчастный человек надеется и ждет своего... А может, именно Пандора и была надеждой».
Кстати, в творческой жизни Харьковской балетной труппы сейчас ожидается несколько интересных событий, которые характеризуют как захватывающий водоворот современной творческой жизни, так и верность классическому наследию.
Выпуск газеты №:
№41, (2019)Section
Культура