Репортаж с того света
Черновицкое издательство «Книги — ХХІ» напечатало книгу «Бесіди з катом»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090701/4111-7-2.jpg)
Ее автор Казимеж Мочарский — воин Армии Краевой, участник антигитлеровского подполья, волей случая или коммунистической службы безопасности оказался в одной камере с Юргеном Штроопом, генералом СС, наибольшей «заслугой» которого было уничтожение около 70 000 евреев в Варшавском гетто. Уже осужденный на смерть американским трибуналом, Штрооп ждет приговора польского суда. Того самого суда, который впоследствии вынесет смертный приговор и поляку Мочарскому. Абсурдность новой власти не могла проявить себя лучше, чем в решении посадить в одну камеру недавних заклятых врагов.
«Бесіди з катом» — это 255 дней разговоров о том, чего ни один из героев книги не выдал бы даже под самыми жестокими пытками следствия. Репортаж, который мог быть похоронен в любой день из тех двух лет, когда Мочарский ожидал исполнения своего смертного приговора.
Приговор не исполнили. Вместо этого Мочарский отсидел более десяти лет в тюрьме. Жалел ли он об этих годах? Однозначно — нет. Пребывание в тюрьме на то время, по его словам, давало возможность упрямо следовать своим принципам, не подчиняяясь необходимости и обстоятельствам. Особенно же он не жалел о 255 днях, проведенных в беседах с Юргеном Штроопом. Следствием этого общего пребывания стала книжка «Бесіди з катом» — развернутый ответ на вопрос, какой механизм превращает обычных людей в безжалостных душегубов.
Насколько можно доверять свидетельствам Штроопа, записанным Мочарским только после выхода из тюрьмы? То есть, насколько книжку можно принимать как исторический документ? Конечно, генерал СС не говорил слово в слово, как записано в книжке, главное — передана суть его суждений. Человек за шаг от смерти вряд ли будет врать. Наоборот, он хочет выплюнуть «тюремную жвачку», как называли процесс очистки совести тогдашние узники. Во всяком случае, судебная стенограмма дела Штроопа, где он отбрасывает все обвинения и не проявляет даже тени раскаяния, даст вам не больше информации об этом преступнике, о мотивах его страшных деяний и твердой убежденности в их абсолютной правильности. Чтобы разобраться в этом, необходимо написать, как это сделал Мочарский, или прочитать, что остается нам, «Бесіди з катом».
Украинский перевод книжки в исполнении Олеся Герасима недавно увидел свет в черновицком издательстве «Книги-ХХІ». Собственно «Бесідам» предшествует детальное предисловие известного польского диссидента и журналиста Адама Михника, который лично знал Казимежа Мочарского и даже сидел в той самой тюрьме, которая свела вместе воина Армии Краевой и убежденного нациста. Кстати, Штрооп чрезвычайно любил Украину, особенно ее черноземы. Он планировал поселиться здесь после войны. Сначала украинцы были бы нужны для различных черных работ, но впоследствии их могло стать многовато. Генерал СС имел гениально простой план решения этой проблемы — тотальный алкоголизм. В конечном счёте, такие же методы психического и биологического вырождения населения должны были применяться и к другим народам СССР, а также к полякам.
«Оттепель» 1956 года посодействовала освобождению и реабилитации Казимежа Мочарского. Он, по правдивыми словам Адама Михника, стал символом. Но символом не только чести Армии Краевой, но и той непокоренной Польши, которая выстояла в борьбе против двух наибольших тоталитарных машин в истории человечества — нацистской и большевистской...
Выпуск газеты №:
№111, (2009)Section
Культура