Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

РЕЙТИНГ «Дня»

28 декабря, 21:08

2005-й был богат событиями, особенно же — в сфере культуры. Поэтому сегодня мы предлагаем нашим читателям традиционный итоговый рейтинг самых значимых творческих событий уходящего года. Конечно, мы не претендуем на абсолютно объективную картину — но, если сможем напомнить нашей аудитории о наиболее заметных достижениях, разочарованиях и надеждах последних двенадцати месяцев, — этого будет не так уж и мало.

ФЕСТИВАЛЬ

Тут выбор немного необычный, — ведь в стране ежегодно проходит немало фестивалей очень разного сорта; однако отметить хочется именно «НАШатырь», который прошел в конце ноября в Днепропетровске. Причина простая — ведь именно этот, впервые проведенный двухдневный рок-марафон, засвидетельствовал, что отечественная молодежная музыка является вполне качественной, оригинальной, многогранной и яркой.

Главным организатором выступил журнал «НАШ» (отсюда и название), издающийся в Днепропетровске, однако имеющий определенный культовый статус даже за пределами Украины — поскольку как раз и поддерживает яркие и причудливые явления в музыке, кино и литературе.

Что же касается собственно выступающих, то организаторам действительно удалось подобрать весьма разнообразный состав: группы из всех частей Украины — от Крыма и Сум до Галичины и Луганщины; а в качестве звезд — «Ундервуд» (авторы хита «Гагарин, я вас любила», сейчас москвичи, но свое херсонско-крымское происхождение помнят) и петербургский «НОМ» — явление на постсоветской сцене столь же специфическое, сколь и легендарное.

Несмотря на некоторые трудности, первый «НАШатырь» можно считать вполне удавшимся. Он еще раз доказал, что у нас просто роскошная независимая рок-музыка — мощная и свежая; и, кстати, достойное место в ней занимают днепропетровские группы, которых было на фестивале не меньше полдюжины. Возможно, этот успех позволит НАШему, как они планируют, организовать весной в том же Днепропетровске более широкий творческий форум с привлечением не только музыкантов, а и поэтов и молодых кинематографистов.

ГАСТРОЛИ

Визитов звезд разного калибра хватало. Но настоящим событием стал только приезд двух спектаклей в режиссуре великого мастера — Эймунтаса Някрошюса — «Макбет» и «Гамлет». Счастлив тот театрал, который видел эти работы литовского гения. Потому что, если и можно говорить о примере, эталоне трагедии на сцене — то это именно эти два спектакля.

ЮБИЛЕЙ

Безусловно, тут среди остальных круглых дат следует выделить 70-летие со дня рождения выдающегося украинского композитора Леонида Грабовского. Родина отметила юбилей одного из самых талантливых из своих сыновей скромным концертом в одной из аудиторий Национальной музыкальной академии. На самом деле, его вклад в становление и развитие современной академической музыки в Украине невозможно переоценить.

В общем, если есть в нашей стране то, чем можно гордиться и безоговорочно предъявлять миру, — то это отечественная композиторская школа. В свою очередь группа 1960—1970-х годов — «Киевский авангард» — синоним этой школы, она дала миру такие имена, как Валентин Сильвестров, Евгений Станкович, Виталий Годзяцкий... Но признанным авторитетом, по существу, живой легендой тут является Леонид Грабовский. Ему удалось что-то большее, чем просто музыка, — создать в отечественной культуре такое напряжение эстетического поиска, которого не было как минимум с 1920-х годов. Своей работой он сломал множество незыблемых до сих пор шаблонов и стереотипов. Например, представление о консерватизме нашей культуры — его опусы исполнялись в наиболее радикальной, сонорной технике, которую на том же Западе освоили отнюдь не все. Мало того, Леонид Александрович создал свой, абсолютно уникальный стиль творчества. При этому конфликта традиций и эксперимента как такого нет: Грабовский преломляет украинский фольклор в призме своих поисков — и создает завораживающие «Четыре украинские песни» для хора с оркестром. Произведение, высоко оцененное Дмитрием Шостаковичем, занимает первое место на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов. В 1960-х годах появляется ряд опусов, способных украсить любую музыкальную культуру — «Пастели» на стихи раннего Павла Тычины, «Эпитафия» памяти Рильке, «Константы» для четырех фортепьяно и шести оркестровых групп, «Из японских хоку», серия из четырех «Гомеоморфий», которые сами по себе могут считаться эталоном медитативной, метафизической музыки... Но самым главным кажется то, что Грабовский — художник, сочетающий аскезу средств, суровость форм с глубиной эзотерической, духовной. Сочетание для наших просторов весьма редкое, уникальное. Это непростая и высокая красота, доступная, возможно, не всем. Однако, не зря кто-то назвал авангард воспоминанием о потерянном рае. Произведения Грабовского касаются небес — многим ли удается подобное?

Интервью с композитором было опубликовано в «Дне» 5 августа этого года.

КОМПОЗИТОР

К счастью, киевская, и, если шире, украинская школа композиции не зависят от неожиданностей и проблем нашей повседневности. А впрочем, среди остальных создателей музыки в 2005 году хочется выделить именно киевлянина Святослава Лунева. Исполнение Национальным заслуженным академическим симфоническим орекстром его произведения «Тутти» стало своего рода манифестом — как самого, чрезвычайно одаренного композитора, так и генерации, которую он представляет. Кстати, в начале следующего года в «Дне» будет опубликовано большое интервью со Святославом Луневым в рубрике «Мастер».

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Безусловно, лидером издательской отрасли уходящего года, следует признать киевскую «Критику». Дело здесь, конечно, не в объемах печати, а в качестве работы. «Критика» закрепила свое лидерство именно как наиболее интеллектуальное издательство в Украине. Это, кстати, подтвердилось и на ХII книжном форуме во Львове: «критиковские» презентации новых изданий по истории, филологии, языкознанию каждый раз превращались в настоящие научные конференции с таким уровнем диалога, до которых любой другой издательской структуре еще очень и очень далеко.

ПИСАТЕЛЬ

Харьковчанин Сергей Жадан по общему признанию на сегодня является одной из самых интересных фигур новой волны в украинской литературе 1990—2000-х годов. Если его поэтические работы известны широкой общественности, то переход к прозе был достаточно неожиданным и вызвал оживленные дискуссии. Раскованность лексики, откровенность, внимание к темным сторонам человеческой натуры шокировали одних и восхищали других читателей первого сборника рассказов Жадана «Депеш Мод». В этом году издательство «Фолио» выпустило целых две его книги. «Цитатник» является сборником уже известных, в том числе поэтических, текстов, а вот полубиографическая проза Anarchy in the Ukr стала действительно культовым произведением. Потому что здесь можем с радостью отметить, что провокационный стиль 32-летнего писателя стал более совершенным, более отточеным, и в то же время обрел многогранность, впустив в себя новые цвета, ощущения и интонации. А в общем, уходящий год стал своего рода «годом Жадана» — Сергей работал очень активно и плодотворно, выступал на фестивалях и поэтических вечерах, завоевывал традиционно недружелюбную к украинским художникам Москву, а переводы его книг один за другим выходили на разных языках.

НАДЕЖДА

Возможно, это слишком уж оптимистично, но самые большие надежды появились у людей, причастных к отрасли, традиционно считающейся у нас запущенной до уровня клинической смерти — кинематографу.

Началось еще при прошлом Кабинете Министров, с весенних слушаний в Верховной Раде по проблемам кино. Уже тогда у режиссеров, продюсеров, критиков появились робкие надежды, что их на этот раз услышат. И действительно, если верить Министерству культуры, финансирование киноотрасли было увеличено почти втрое; провели конкурсы на лучший сценарий среди молодых режиссеров и запустили несколько фильмов; аналогичный конкурс на лучший сценарий исторического фильма был объявлен специальным президентским фондом, а не так давно на специальном заседании у вице-премьера Кириленко было объявлено о принятии специальной программы по развитию анимации, включающей в себя не только увеличение финансирования, но и возрождение студии «Укранимафильм».

Но главное то, что кинематографисты наконец научились не ждать милости от государства, а самим находить возможные альтернативы. Результатом чего стало заметное оживление частного кинопроизводства, а также (что до сих пор кажется невероятным!) выход в прокат сразу трех отечественных полнометражных фильмов. И это не говоря уже о таких приятных пустяках, как получение «Золотой пальмовой ветви» в Каннах «Подорожніми» Игоря Стрембицкого. Между тем на следующий год запланировано окончание как минимум четырех полнометражных картин — и они, кажется, тоже попадают в прокат...

Надежда, безусловно, вещь иллюзорная, но в данном случае очень уж хочется, чтобы она все-таки обернулась реальностью.

РАЗОЧАРОВАНИЕ

Хочется быть вежливым и толерантным... Поэтому ограничимся несколькими словами. Разочарование — на грани отчаяния — это участие выдающегося театрального и киноактера Богдана Бенюка в предвыборном блоке Олега Тягныбока. Да, да, того самого Тягныбока, который прославился своими высказываниями о «москальсько-жидівській» мафии, ксенофобе и ультраправом экстремисте. Тут нечего добавить. Копаться в мотивах чужих поступков — неблагодарное дело. Но неужели мало вам настоящей, дорогой ценой заработанной славы и неподдельного таланта, Богдан Михайлович?

ПРОРЫВ

Ну, тут сомнений быть не может: ведь впервые в истории отечественного кино украинский фильм завоевывал «Золотую пальмовую ветвь» на самом престижном Каннском фестивале. Лучшей короткометражной лентой фестиваля была признана черно- белая десятиминутка «Подорожні». Имя автора сенсации — Игорь Стрембицкий, 32-летний выпускник кинофакультета Университета кино, театра и телевидения имени Карпенко-Карого, учился режиссерскому мастерству у одного из лучших на сегодня украинских документалистов, Сергея Буковского.

При всей уникальности события путь Стрембицкого к этому успеху, к сожалению, был вполне традиционным для наших антикинематографических просторов. Игорь работал над «Подорожніми» три года. И не только потому, что очень тщательно шлифовал каждый эпизод, каждый кадр, это само собой. Но и потому, что наш бедный кино-теле-университет имени Карпенко-Карого никак не мог выделить молодому режиссеру на его первый, кстати, фильм, хоть какую-то более или менее приличную кинопленку. В результате после многочисленных просьб расщедрились аж на несколько огрызков пленки, причем каждый из этих даров альма-матер имел разные технологические характеристики, т.е. склеить из них ленту было весьма проблематично. В дополнение ко всему возникли трудности с оператором. Но талант пробивается и в немыслимых условиях, и Игорь, сам взявшись за камеру, сделал все-таки свой изысканный, философски насыщенный фильм. После чего уже начинается история в духе американских фильмов о мгновенной карьере — жена Игоря, а по совместительству продюсер и автор сценария «Подорожніх», просто пошла на Главпочтамт и, заплатив 20 гривен, отослала коробку с лентой в Канны.

Однако на этом коллизии не закончились. Уже на фестивале оказалось, что у фильма из-за качества пленки — проблемы со звуком. Тут уже нужно отдать должное организаторам и работникам форума — фестивальные киномеханики колдовали над лентой почти целую ночь и добились-таки качественного воспроизведения. Результат всех этих перипетий, к счастью, известен.

Иными словами, очень хочется надеяться, что теперь Игорю на следующий фильм дадут и достаточно денег, и пленку нормального качества, и наши многочисленные культутрегеры и киночиновники вместе с меценатами на каждую его просьбу будут отзываться мгновенно, действенно и щедро. А если наши своей обычной (то есть наплевательской) линии поведения не изменят, то Евросоюз каких-нибудь грантов подбросит; собственно, благодаря субсидированию от Гете-института Игорь уже снял свою вторую картину. А впрочем, на праздники не стоит впадать в меланхолию и вспоминать старые беды; поэтому — поздравляем Игоря с Новым годом и желаем ему вдохновения для еще лучших произведений, которые у него непременно будут!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать