Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Рейтинг культурных событий

Уходящий год выдался довольно насыщенным и, за несколькими досадными исключениями, довольно удачным
29 декабря, 19:51

Кинопремьера: «Счастье мое»

Количество наград, которые получил полнометражный игровой дебют известного документалиста Сергея Лозницы «Счастье мое» (Украина — Германия — Нидерланды) за уходящий год, можно перечислять долго. Вспомним лишь две, самые важные. «Счастье мое» стало первым фильмом в истории отечественного кинематографа, который принял участие в полнометражном конкурсе Каннского фестиваля. Отсутствие наград на форуме такого уровня — не показатель непризнания.

Уже отбор в основной конкурс Канн среди сотен претендентов со всего мира и является призом по сути, так же, как, например, наградой является номинация на «Оскара»; это не считая шквала благоприятных отзывов в самых влиятельных западных изданиях и покупки прав на прокат фильма в более чем 20 странах, от Франции до США. Также «Счастье мое» стало первым полнометражным отечественным фильмом, который получил главную награду за все время существования киевской «Молодости» как международного фестиваля.

Сергей Лозница, успешный документалист, который ныне живет в Германии, сделал фильм-эпос, фильм-притчу об извечных бедах России, сняв все это в Украине, где он вырос, прожил 27 лет и где начал формироваться как кинематографист. Такая лента невозможна была бы в России не только из-за «русофобии», которую в ней узрела (конечно, ошибаясь) значительная часть тамошнего интеллектуального сообщества, а еще и потому, что в своем игровом дебюте Лозница является барочным художником по своему мировосприятию. Вся структура фильма с повторами и параллельными мотивами, с героем, который проходит путь нечеловеческих страданий, чтобы в конце концов превратиться в полностью символическую фигуру — воплощение всей судьбы этой земли — напоминает барочные трагедии. Тяжелое киноповествование Лозницы врезается в сознание, как шрам. Никого, по большому счету, не осуждая, «Счастье мое» просто напоминает о степени искажения того мира, в котором мы живем.

Киноимпреза: «Молодость»

Последние два десятилетия киевская «Молодость» постепенно росла от локального конкурса студенческих работ до настоящего международного кинофорума. Процесс был сложный, с успехами и отступлениями. В конце концов, неизменному главе (ныне — генеральному директору) фестиваля Андрею Халпахчи удалось добиться заветного в полной мере.

Первое, что поразило в этом году, — список почетных гостей. В Киев приехали Жерар Депардье, Фанни Ардан, Софи Марсо, Кристофер Ламбер (все — Франция), Владимир Меньшов, Людмила Гурченко, Алексей Гуськов, Карен Шахназаров (все — Россия), Лукас Мудиссон (Швеция). Главное фестивальное жюри возглавил французский режиссер Марк Каро, соавтор культовых «Деликатесов» и «Города потерянных детей». Кроме знаменитостей, «Молодость» привлекла еще десятки молодых кинематографистов из многих стран мира.

Другая важная особенность (и касается она не столько фестиваля, сколько состояния дел в отечественному кино) — во всех конкурсах приняли участие украинские фильмы: студенческие — «Препятствие» (режиссер — Максим Буйницки), «Ее место пусто» (Богдана Смирнова), короткометражные профессиональные — «Тупик» (Иван Тимшин), «Последнее письмо» (Юрий Ковалев), «Трусы» (Жанна Довгич). Что касается полного метра, то здесь нашу страну представляет «Счастье мое» Сергея Лозницы — впечатляющая кинопритча, которая предсказуемо и заслуженно получила первенство.

Дубай: PinchukArtCentre

В этом году арт-центр Пинчука укрепил свою репутацию некого художественного Дубая. Были осуществлены два проекта, которые пестрели всемирно известными именами: выставка «Сексуальность и трансцендентность» и конкурс международной премии Future Generation Art Prize. Если экспозиция собрала знаменитых западных художников, то конкурсом занимались культуртрегеры высшего уровня. Лауреата определяло почетное международного жюри — известные арт-кураторы и художники Даниэль Бирнбаум, Швеция (председатель жюри), Оквуи Энвезор, Нигерия; Юкка Хасегава, Япония; Иво Мескита, Бразилия; Экхард Шнайдер, Германия; Роберт Сторр, США, и Аи Вейвей, Китай (последний, известный в мире китайский художник, был представлен видеообращением — китайская власть запретила ему выезд из страны из-за критических высказываний в адрес коммунистического режима). Патроны премии, художники Андреас Гурски, Джефф Кунс, Дэмиэн Херст и Такаши Мураками специально прибыли в Киев и впервые оказались вместе на одной сцене, чтобы поздравить победителей. Также специальными гостями Церемонии стали члены международного Совета Future Generation Art Prize Ричард Армстронг, директор фонда и музея Соломона Гуггенхайма; Альфред Пакеман, директор Центра Помпиду в Париже; Миучча Прада, учредительница Фонда Прада, Италия; сэр Николас Серота, директор музея Tate в Лондоне.

Основанная Фондом Виктора Пинчука в декабре 2009 года, Future Generation Art Prize присуждается раз в два года. Цель учредителей премии — открывать новые имена в мире искусства и оказывать долговременную поддержку следующему поколению художников, независимо от места их рождения и проживания, а также масштабное содействие появлению новых работ молодых художников. Синтия Марчелле победила в действительно серьезной борьбе: список номинантов составил 21 автор в возрасте от 27 до 35 лет из 15 стран, а отбор претендентов проводился среди более чем 6000 заявок.

Обладательницей главного приза стала Синтия Марчелле — бразильская художница, которая создает фильмы, инсталляции и занимается фотографией. Синтия получила 60000 долларов наличными и 40000 долларов в виде гранта на создание новых произведений искусства. Еще один лауреат — обладатель Специальной премии Мирче Николае, художник из Румынии. 20000 долларов от Фонда Виктора Пинчука направлены на его дальнейшую стажировку.

Книга: «Ворошиловград»

Новый роман Сергея Жадана «Ворошиловград» получил премию «Книга года Би-Би-Си 2010». Награду в 1000 фунтов стерлингов вручал Ли Тернер — Полномочный Посол Соединенного Королевства в Украине. Эту награду Жадан получил уже во второй раз. Первую премию ему присудили в 2006 году за книгу избранного «Капитал».

Вне всяких сомнений, «Ворошиловград» — лучшее прозаическое произведение в творчестве писателя. Жадан долгие годы шел к этой книге, через более-менее удачные прозаические попытки. В «Ворошиловграде» Сергею удалось наконец соединить свои таланты поэта — идеальное чувство ритма, метафорическую насыщенность, отточеность формы — и прозаика, что выразилось в «длинном дыхании» автора, умении держать сюжет, наполнять текст множеством лиц, прописывать героев, снабжая каждого из них яркими характерами.

Важно и то, что жюри выпало выбирать лучшего среди действительно достойных конкурентов; почти все наши известные литераторы написали новые книги. В финальный лист вошли «Музей покинутих секретов» Оксаны Забужко, «Груши в тесте» Юрия Винничука, «Дрозофила над томом Канта» Анатолия Днистрового, «Столетие Якова» Владимира Лиса.

Новация: «Бойс. Пайк. Фостель. Искусство акции и видео-арт 1960-х — 1970-х годов»

Эта выставка, посвященная одному из самых влиятельных художественных течений ХХ века, — художественному движению «Флюксус», прошла в Национальном художественном музее Украины. Экспозиция представила широкой общественности классические работы знаменитых немецких художников 1970-х годов, пионеров видео-арта Нам Джун Пайка и Вольфа Фостеля, а также видеодокументации перформансов лидера европейского акционизма Йозефа Бойса. Каждое из этих имен — настоящая легенда. Все они в 1970-х годах были активными участниками радикального арт-движения Флюксус, которое сделало смелее многих экспериментаторов по всему миру, от Германии и США до Японии и Кореи, введя в обычную практику искусство действия (вышеупомянутый акционизм) — перформансы, хэппенинги, а также такой сложный жанр, как инсталляция.

Среди прочего, эта выставка важна как подтверждение того, что новые художественные технологии и стили в конце концов начали восприниматься в академической, музейной среде, что видео- и медиа-арт, инсталляция и перформанс окончательно перестали быть диковиной даже в самой консервативной части нашего культурного сообщества.

Безобразие: угроза музеям Киево-Печерской лавры

Просто приведем обращение, обнародованное в конце прошлой недели:

«Правительство Януковича-Азарова выбрасывает из Лавры украинские музеи. Если мы это не остановим, потеряем навсегда:

— Музей исторических драгоценностей Украины со знаменитой Скифской Пекторалью;

— Музей декоративного искусства с уникальными коллекциями Екатерины Билокур, Марии Примаченко, собраниями украинской писанки и вышивки;

— Музей книги и книгопечатания с историей нашей книги, старопечатными книгами Петра Могилы, Иосифа Тризны, Лазаря Барановича;

— Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины, основанный Лесем Курбасом, с экспонатами подаренными Марией Заньковецкой, Амвросием Бучмой, семьей Старицких;

— Музей миниатюр с впечатляющими экспонатами.

Все эти музеи могут оказаться на улице уже в ближайшие дни.

Музейным работникам приказали паковать чемоданы. Известных ученых выгоняют с работы или переводят на должности дворников. Уникальные фонды будут растаскивать известные «музейные воры» от власти, в лучшем случае будут гноить в запасниках.

Власть разрушает Киевскую лавру как культурный памятник мирового значения, внесенный в каталог мирового наследия ЮНЕСКО.

Проблема не только в том, что музеи выселяют в никуда, то есть уничтожают, как раньше уничтожили Музей истории Киева.

Власть имеет наглость выгонять центры украинской культуры из украинской святыни. Что это, если не преступление против собственной страны?

Веками в Киевской лавре рядом с кельями и храмами действовали братства и школы, типографии и библиотеки. Музеи Лавры продолжают эту традицию, сохраняя в национальной святыне украинский дух и живую историю христианства на нашей земле.

Эти музеи не могут мешать людям, которые исповедуют учение Христа. Они мешают лишь дикарям, которые ненавидят Украину, ее культуру и историю. Это дикарство и ненависть не прикроешь ни рясой, ни министерским портфелем.

Этих дикарей можем остановить лишь мы, украинские граждане, от имени которых совершаются преступные действия./.../

Если ты будешь равнодушным, этих музеев завтра не будет ни для тебя, ни для твоих детей.

СУДЬБА УКРАИНСКОЙ СВЯТЫНИ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ!»

Движение добровольцев «Пространство свободы»

Перезагрузка: «Мистецький арсенал»

С приходом нового руководства «Мистецький арсенал» получил второе дыхание как мощная выставочная площадка. Руководитель «Мистецького арсенала» Наталия Заболотная привнесла в новое пространство экспозиционные форматы с предыдущего места работы: осенью на фестиваль современного искусства ART-KYIVcontemporary приехала немалая делегация известных художников и критиков; в декабре с не меньшим успехом провели Большой антикварный салон, на март 2011-го запланирован Большой скульптурный салон, в апреле пройдут фестиваль FINE ART Ukraine и акции в рамках Ukrainian Fashion Week — практически все это проходило в Украинском доме, директором которого госпожа Наталия работала последние годы.

Умение устраивать разножанровые салоны позволило эффективно и подчас эффектно заполнить интерьеры Арсенала; что же касается остального, то здесь прогресс менее очевиден — но это уже зависит не так от конкретного руководителя, как от позиции государственных чиновников, которые утверждают финансирование «украинского Лувра». В любом случае, отрадно уже то, что «Мистецький арсенал» начинает работать в активном выставочном режиме, занимая одно из видных мест на культурной карте столицы.

Тенденция: галерейно-выставочный бум

Галерейный бизнес стал в этом году одним из наиболее выразительных, как сейчас принято говорить, «трендов». Открытие новых мощных арт-центров не только в Киеве («М17», «Грета»), но и в областных центрах: «Изоляция» в Донецке, «Я-галерея» в Днепре (Днепропетровске), которая прибавилась к уже действующему необычайно интересному художественному клубу «Квартира». Ситуация, когда в Киеве параллельно проходит сразу несколько мощных выставок, стала вполне обычной. В определенном смысле даже спрос превышает предложение: не хватает новых имен, свежих талантов, чтобы заполнить все это стремительно возрастающее пространство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать