Резчик по истории
Григорий Левицкий — художник Гетманщины, который гравюру превратил в Слово Божье
Первым в Западной Европе художником, который гравюру превратил в высокое искусство, стал баварец Альбрехт Дюрер (1471—1528 гг.). Это не удивительно, учителем будущего мастера из Нюрнберга стал его отец, золотых дел мастер Альбрехт Дюрер-старший. Прошло два с половиной века...
Первым в Гетманщине художником, который гравюру превратил в Слово Божье, стал полтавчанин Григорий Левицкий. В свое время мудрым наставником талантливого сына также стал отец, иерей сельской церкви Святого Михаила Архангела — Кирилл Васильевич Левицкий, который помог потомку превратиться в непревзойденного ювелира детали в граверском ремесле. Отец всегда прислушивается к сокровенным словам своего ребенка.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ
Украинский художник и график Григорий Кириллович Нис-Левицкий родился в 1697 г. в селе Маячка, Гетманщина (сейчас — поселок Новосанжарского района Полтавской области). Произошло событие в семье священника Кирилла Степановича Ниса, который почти четверть века служил в приходе местной деревянной церкви Святого Михаила Архангела.
По одной из исторических гипотез, в 12 лет Григорию Нису пришлось сменить фамилию на Левицкого, потому что надлежало быстро оставить родную Маячку. Именно таким образом семья бывшего иерея церкви Святого Михаила Архангела Кирилла Ниса спаслась от преследований односельчан за то, что активно способствовала проукраинской политике гетмана Ивана Мазепы, а не пророссийской воле послушных соратников Петра I.
Минул не один год преследований мстительного московского царя, и с годами страсти улеглись. Но с конца 1709 г. до 1731 г. (по другим источникам, до 1724 г.) художник и график Григорий Левицкий жил за рубежом. Большинство исследователей утверждают: в «немецких землях», преимущественно — в Гданьске (Данциге) и Вроцлаве (Бреслау), где юноша совершенствовал мастерство гравера на меди.
Его произведения польского периода, к сожалению, погибли в годы II Мировой войны, а среди тех, которые дошли до наших дней, следует назвать отдельные книжные гравюры, изображения архитектурных памятников Силезии, портреты некоторых исторических деятелей, местных жителей. Например, портрет прусского теолога Адама Квазиуса (1708—1746 гг.), созданный в 1729 г.
***
ГРАВЮРА ПО МЕТАЛЛУ — В ЖИВОПИСИ ЭТО ЧЕКАННАЯ МЫСЛЬ
Немного света на период ученичества украинского мастера в Речи Посполитой пролила одна из первых европейских энциклопедий по вопросам искусства «NeuesallgemeinesKunstler-Lexicon» («Новый общий художественный словарь»; 1839) доктора Георга Наглера (1801—1866 гг.), изданная в Мюнхене, Бавария в 1839 г. Высокопарно составитель восхвалял Вроцлав (Бреслау), где в первой половине XVIII века работала самобытная школа местных граверов.
Со временем польским исследователям удалось доказать схожесть между работами Григория Левицкого киевского периода и офортами гравера Гжегожа Левицкого, которые добавили славы польскому искусству. Однозначным оказалось мнение тамошних искусствоведов: Гжегож Левицки уверенно выполнял сложные композиционные построения, вместе с множеством фигур использовал в авторских гравюрах детали пейзажей, декоративные мотивы, сюжетные сценки, приближаясь к манере главы вроцлавской школы граверов Бартоломея Стаховского (1693—1759 гг.).
***
ХУДОЖНИК ВСЕГДА ОДИНОК, ЕСЛИ ОН — ХУДОЖНИК
Вернувшись в Гетманщину, Григорий Левицкий поселился и нашел работу в Киеве. Именно в этом городе Гетманщины возникла и оформилась украинская граверская школа периода гетмана Ивана Мазепы. Известными изобразителями тогда считались: монах Киево-Печерской лавры Илья (иллюстрации к «Требнику» Петра Могилы, 1646), Александр Тарасевич (в монашестве Антоний; 1640—1727), Леонтий Тарасевич (1650—1710 гг.), Иван Щирский (1650—1714 гг.), Иван Мигура (д\р —1712 г.), Даниил Галаховский (1674—1709 гг.), Парфен Молковицкий, Михаил Фойнацкий и другие.
Книги, изданные в типографии Киево-Печерской лавры, с красивым, четким шрифтом и захватывающими гравюрами пользовались безумной популярностью не только на Украине, но и во всех славянских странах и даже на Балканах. Отдельные экземпляры попадали в Западную Европу, их встречали в библиотеках Венгрии, Франции, Англии. Постепенная утрата художественного, литературного и полиграфического своеобразия изданий киевской обители началась именно с лета 1721 г., когда киевская книга стала цензироваться из Санкт-Петербурга Святейшим Синодом.
Это вызвало первую вынужденную волну эмиграции украинских гуманитариев.
С тех пор национальные таланты, первостепенные художники отправлялись в петровскую Россию. По объективным политическим причинам после 1709 г. начался принудительный упадок украинского граверства. Правда, уникальная киевская школа несколько возрождалась в 17З0—1750-х. Потому что самой большой и творчески мощной в разоренной Гетманщине ячейкой изобразительства оказался именно Киев, который сопротивлялся идеологической экспансии и деспотическому принуждению в искусстве. В середине XVII в. здесь работало свыше 50 граверов во главе с Аверкием Козачкивским (гг. рождения и смерти не известны) и Григорием Левицким.
***
Работы в городе на Днепре хватало, тогда как образования, ой как недоставало.
Поэтому в 1732 г. Григорий Нис-Левицкий поступил в Киево-Могилянскую академию, ускоренно закончил заведение, и на сан не высвячивался и до 1738 г. оставался в мирянах. Пустив корни в Городе на семи холмах, график сотрудничал с двумя главными культурными ячейками — Киево-Могилянской академией и типографией Киево-Печерской лавры. Учреждения нуждались в специалистах высшего сорта.
В 1735 г. гравер вдруг принял сан священника, вернулся на малую родину и принял приход маячанской церкви Святого Михаила. Однако художника по призванию мало привлекало духовное кормление паствы и иерейский сан. С согласия Киевской духовной консистории он... сдал в аренду родительский приход другому священнику, а тот, по договоренности, должен был, в свою очередь, выделять средства на содержание семьи художника. Облегченно вздохнув, Григорий Нис-Левицкий вернулся в Киев, хотя даже уже в 1760-х гг. часто наведывался в Маячку.
В Городе на семи холмах среди клира и образованных людей художник завел немало друзей. Не потому ли специалиста надолго не отпустили на место священника в Маячку, а для порядка назначили... справщиком (читай: редактором) типографии Киево-Печерской лавры.
***
Светская жизнь требовала статусности. Поэтому вскоре Григорий Нис поставил на Подоле свой домик, вступил в брак с дворянкой Агафьей Левицкой (1716-?), стал заведующим типографией Киево-Печерской лавры, а к своей фамилии добавил фамилию жены. По одной из версий так и вышел Нис-Левицкий. Со временем у четы родились дочь Мария (1741-?) и четверо сыновей, а именно: известный на целую Империю художник Дмитрий (1735—1822), священник Петр (в миру — Прокопий; 1740—1834), попович Иван (1742-?) и инженер-полковник Павел (1756—1838).
ГРАВЮРА — ЭТО ВТОРАЯ НАТУРА ГРАВЕРА
Несмотря на суровый цензурат Св. Синода, безудержный выдумщик Григорий Кириллович не только рисовал и чеканил медь, но, как бы мы сегодня сказали, занимался дизайном. В частности, в 1735 г. он создал шикарную рамку в стиле барокко, которая использовалась для объявлений о торжественных театрализованных диспутах в стенах Академии. Тот шаблон фактически стал первым известным образцом театрального плаката-афиши на восточнославянских землях; размером 30 х 40 см он стал абсолютно уникальным. Стоит остановиться на таком конструктивно-художественном шедевре.
В граверном деле достаточно быстро Григорий Левицкий превратился в одного из самых известных мастеров не только в Левобережье, но и Восточной Европе. Речь шла и об искусно выполненных портретах, и о детализированных изображениях киевских зданий, колоритных фигурах шпудеев Киево-Могилянской академии, аллегорических фигурах. Продолжая жить и работать в Киеве, в до 1741 г. художник вырезал по меньшей мере 40 известных медеритов (офорт, рисунок будущей гравюры). Из них — 17 достаточно больших станковых образцов, остальные — книжные иллюстрации.
***
В своем творчестве Григорий Нис-Левицкий пытался переосмыслить традиционные сюжеты. Например, типичные для середины XVIII века панегирические гравюры большинством авторов разукрашивались с декоративным великолепием, излишней монументальностью, избыточной героизацией образов. Индивидуализируемыми, потому и особенно ценными стали в исполнении Григория Ниса-Левицкого гравюры тезисов (посвящений) в честь лаврских архимандритов: Романа (в миру — Копы; созданная не позже 1736 г.), Иллариона (Негребецкого; 1738), Димитрия (Туптало; 1752), последний тезис был помещен в книге «Летопись келейная преосвященного Дмитрия митрополита Ростовского и Ярославского... его Архиерейскими трудами составленная».
Исследователям известны рафинированные авторские гравюры, которыми в 1737 г. были украшены карманные издания, в свое время опубликованные типографией Киево-Печерской лавры, — «Евангелие» и «Апостол» («Деяние и послания святых апостолов»), где впервые появилась авторская подпись гравера — «Григорьи Левьцкій Кіев». Художник также создал цикл офортов к книге «Философия Аристотелева» (1745) префекта Киево-Могилянской академии, профессора философии Михаила (в миру — Козачинского; 1699—1755), опубликованной на старославянском и польском языках, а также на латыни во Львовской типографии Ставропигийского института. Для последнего издания Григорий Нис-Левицкий создал не просто герб, а геральдическую композицию пока немногим известного камер-юнкера Алексея Розумовского (1709—1771), который только через четыре года стал графом. Для того памятного издания были также специально нарисованы две заставки, родословное дерево Розумовских, где внизу также появилась авторская подпись: «Презвитер Григорій Левицкій полку Полтавского городка Маячквы в Киеве 1745 Марта выделал».
***
Из-под его резца вышли полнолистные гравюры (фронтисписы) к киевскому изданию «Апостола» (1737—1738, 1757), четыре медерита для львовского издания «Политики» (1745) древнегреческого философа Аристотеля в переводе Михаила Козачинского на древнеславянский, латинский и польский языки, титульные рамки рукописных академических тезисов — «Богословскія положенія» (1769), иллюстрации к светским книгам — «Hortuspoeticus» («Сад поэтический»; 1736) Митрофана Довгалевского, «Путникъ отъ богоспасаемого града Кіева до... Іерусалима и отъ Іерусалима до Кіева» (1751) Серапиона Множинского-Каянова, многочисленные эстампы, портреты, гербы, картины, аллегории, символы, изображения архитектурных памятников Киева, жанровые сценки.
В придачу ко всему Григорий Нис-Левицкий создал гравюру-панегирик (1739) архиепископу Киевскому и Галицкому Рафаилу (Заборовскому; 1676—1747), во времена которого была построена Большая Лаврская колокольня. Это был настоящий шедевр. Как отмечает каждый исследователь творчества Григория Кирилловича Ниса-Левицкого, «Тезисы Заборовского» превратились в одну из самых известных гравюр мастера.
Был ли это мужественный поступок украинского художника? Бесспорно. Если написать достаточно мягко, взаимоотношения Киево-Могилянской академии с российским царизмом дружественными никогда не были: где образование, там нет угодливости, ведь просветительство противостоит своеволию. Умники Московии были не нужны.
***
Среди монументальных произведений Григория Ниса-Левицкого следует назвать купол, кафедру проповедников и стенописи Андреевской церкви в Киеве, выполненные в 1753-1756 гг. художником вместе с 17-летним сыном, портретистом Дмитрием Левицким под руководством живописного подмастера Канцелярии от строений, петербуржского художника Алексея Антропова (1716—1795).
Список икон, которые должны были украсить нововозведенный храм, в Российской империи составлял исключительно Святой Синод, чтобы потом — по подряду — передать свободным художникам: исключительно — столичным, санкт-петербургским. Те работали под надзором живописного мастера Канцелярии от строений (государственного учреждения, которое руководило застройкой северной столицы и сооружениями дворцового ведомства), художника-портретиста Ивана Вишнякова (1699—1761).
Между тем еще до начала строительства Андреевской церкви метрополия устроила в Киеве некий тендер. В 1748 г. было обнародовано приглашение ко всем местным художникам принять участие в объявленных госзакупках на подряд, такое себе феодальное Prozorro. По существующему порядку столичная Канцелярия от строений договаривалась только с теми, кто предлагал. самую низкую цену за выполнение работ. В данном случае так делалось дважды. Потому что тот же указ повторили... после завершения строительных работ в 1752 г. — «договариваясь, нанимать по настоящей цене без права передачи заказа другим лицам». Не только в творческом конкурсе, но и в коммерческом предложении на выполнение альфрейных работ по отделке Андреевской церкви в Киеве победили отец и сын Левицкие.
Это следует особо подчеркнуть, именно Григорий Кириллович стал первым учителем младшего сына, в будущем — выдающегося портретиста Дмитрия Левицкого, которому передал и талант, и поэтическое виденье мира. Причем, обратите внимание, не в закрытой мастерской, не исподтишка — за закрытыми дверями, а публично — во время стенописи Андреевской церкви.
***
ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПОХОЖЕ НА УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО
Подобно произведениям искусства, их творцы кажутся более великими через время.
Тогда так не произошло. Не время еще было.
Быстро минули полторы-две декады бурного ренессанса украинского граверства, которыми обозначена середина XVIII века. В некотором смысле оттепель в национальной культуре книгоиздания засохла на корню. С тех пор на несколько веков издательский ассортимент типографии Киево-Печерской лавры абсолютно ничем не отличался от изданий других монастырей Российской империи.
На протяжении целого XIX — начала XX веков киевская типография штамповала многочисленные молитвенники, «жития святых», другие книги клерикального содержания, а также листовки и брошюры шовинистического и погромного содержания, которые призывали обездоленных украинцев. прекратить революционную борьбу под угрозой «божьего наказания». Вот заглавия ряда многотиражных листовок, красноречивые и не нуждающиеся в комментариях: «О забастовках», «Священная законность власти», «Бога бойтесь, Царя уважайте».
Вместе с тем, в Украине на почве господствующего классицизма творчество Григория Ниса-Левицкого выразительно определило переход от барокко к реализму и оказало огромное влияние не только на восточноевропейское граверство середины XVIII века, но и на искусство портрета, представленное и тщательным образом разработанное сыном гравера — Дмитрием Левицким, а немного позже — другим украинским художником Владимиром Боровиковским (1757—1825). Но это уже тема другого эссе.
***
Умер Григорий Левицкий 19 мая 1769 г. в селе Маячки Полтавской губернии.
К сожалению, место его захоронения исследователям пока установить не удалось...
Выпуск газеты №:
№99-100, (2019)Section
Культура