Режиссер Анатолий Соловьяненко немного «похулиганил»
Обновленная версия «Севильского цирюльника» в Национальной опере прошла с аншлагомПремьера известной комической оперы Джоакинно Россини вызвала ажиотаж среди меломанов. В этот раз Анатолий Соловьяненко отошел от традиционного классического подхода, которым славится в своих постановках, и с юмором немного по-хулиганил и развеселил публику. Его «Севильский цирюльник» — это действо вне времени. В декорациях Андрея Злобина события оперы с улиц Севильи перенесли в... торговый центр, который находится в каком-то городке Европы, а во втором отделении мы уже видим авангардное помещение врача — у дверей скульптура. Дарт Вейдер из «Звездных войн», концертный рояль, барная стойка, библиотека, телевизор-плазма, стол с офисным стулом, большое кожаное кресло. В странных, даже аляповатых костюмах (джинсы, аппликации, высокие фуражки, халаты. кринолины), которые придумала художник Анна Ипатьева, появляются герои. Например, Фигаро виртуозно... катается на самокате и искусно поет. Граф Альмавива дает интервью перед камерами, делает селфи с журналистами после своей серенады под аккомпанемент... электрогитары под балконом Розины. А чего стоит потешный бой героя на световых «мечах» с врачом Бартоло за сердце красавицы Розины!
Впрочем, музыка без купюр (дирижер Николай Дядюра), как ее написал классик, сюжет тоже оставлен, как в либретто Чезаре Стербини (по мотивам одноименной комедии Пьера Огюстена Карона де Бомарше): склонный к авантюрам Фигаро, влюбленный граф Альмавива, интриган-учитель музыки Дон Базилио, харизматичный доктор Бартоло и его молоденькая воспитанница Розина.
Нужно отметить, что больше всего оваций от публики получили баритон Игорь Евдокименко (Фигаро), очаровав слушателей уже с первой каватины «Фигаро здесь, Фигаро там...», катаясь на самокате, и бас Андрей Маслаков (Бартоло), который владеет белькантовской техникой вокала, имеет замечательный актерский дар перевоплощения. Бартоло не нравится «современная музыка», как он ее называет. Другое дело ариетта... и гнусавым голосом поет старомодный сентиментальный романс. Даже в ансамбльных сценах А.Маслаков перетягивает внимание на себя, например, смотрит футбольный матч по телевизору, даже не говоря ни звука!
Буквально из крошек «слепила» роль Берты как любительницы нюхательного табака Анжелина Швачка. Каждое появление этой колоритной блондинки и супермузыкальное... чихание домоуправительницы, одетой в провокационно-соблазнительный комбинезон со стразами, вызывало смех и аплодисменты. Баса Сергея Магеру (Дон Базилио) трудно было узнать в ярком гриме и очках, но почему-то знаменитую арию «La calunnia» («Клевета») — хвала сплетням учитель музыки исполнял как-то без куража.
На роль Альмавивы дирекция театра пригласила солиста Национальной оперетты и капеллы «Думка» Анатолия Погребного, который дебютировал на сцене столичной Оперы. Как признался А.Соловьяненко, этого вокалиста он пригласил потому, что, во-первых, партию графа он хорошо знает и уже исполнил ее в Оперетте два года назад. Во-вторых, этот вокалист поет в стиле Россини. Так, в прошлом году Погребный принимал участие в Россинивском фестивале в Пезаро (тогда исполнил партию кавалера Бельфиоре в опере «Путешествие в Реймс», а в этом году Анатолий тоже заангажирован на фест в Пезаро, где будет исполнять партию Эдоардо Милфорта в опере Россини «Брачный вексель»).
В настоящее время исполнилось 203 года, как впервые «Севильский цирюльник» прозвучал в римском «Театре Аржентина». Произведение Дж.Россини украшает ведущие оперные сцены мира и можно с уверенностью сказать, что киевская версия не разочарует зрителей и даже поднимет настроение в наше достаточно сложное время.
— Этот спектакль — очень позитивный шаг театра, потому что популярные произведения, которые любит публика, нужно обновлять и давать им новую жизнь, считает музыковед Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО. — Потому что есть искушение директоров театров постоянно эксплуатировать аншлаги произведения. Хорошо, что главный режиссер Национальной оперы Анатолий Соловьяненко взялся со своей творческой командой (сценографом Андреем Злобиным, художником по костюмам Анной Ипатьевой, дирижером Николаем Дядюрой, хормейстером Богданом Плишем) за современное «прочтение» легендарной оперы «Севильский цирюльник» Дж.Россини. Мне кажется, что вышел оригинальный спектакль. На премьере выступили талантливые исполнители. Понравились вневременные декорации. Я люблю современные постановки. Стенографическое решение помогло режиссеру подключиться к праздничной атмосфере и атмосфере розыгрыша. Только жалею, что не взяли партитуру, которая сегодня идет в ведущих театрах мира, когда партию Розины исполняет колоратурное меццо-сопрано (любимый тембр Дж.Россини, на который он часто писал свои произведения). А еще «минусом» является то, что дебютант Анатолий Погрибный в партии Альмавивы все-таки не смог исполнить последнюю арию, которая является кульминационной в «Севильском цирюльнике», когда поет от своего героя уже не скромного, бедного студента Линдоро, а как граф Альмавива. Хотя ария очень сложная и не всем тенорам удается, а потому часто купюры вокалисты делают. Погребный хотя не имеет масштабного оперного голоса, но он владеет россинивским стилем и этой техникой. В принципе, Анатолий — молодец, и по большому счету, все же справился...
Меньше мне понравилась Розина в исполнении Ольги Фомичевой. Актрисе не хватило кокетства, лукавства в раскрытии этого образа. Возможно, это и потому, что партия Розины написана композитором не для сопрано, а для колоратурного меццо-сопрано.
Хочу отметить Андрея Маслакова (доктор Бартоло) и Анжелину Швачку (Берта), которые с юмором сыграть свои характерные роли. Они небольшие, но запоминаются. Швачка по-актерски создала образ домоуправительницы, хотя в партитуре там «пшик» — одна небольшая ария и все! Очень колоритным был на сцене Маслаков, и виртуозно прозвучала ария Бартоло.
В целом впечатление от спектакля хорошее, и уверена, что публика с удовольствием будет смотреть эту модерновую постановку, наслаждаться замечательной музыкой Россини. А еще хорошо, что «Севильский цирюльник» подготовили несколько составов вокалистов и обязательно пойду еще в театр, чтобы услышать других солистов Национальной оперы.
Следующий показ спектакля состоится 31 мая.
Выпуск газеты №:
№76, (2019)Section
Культура