Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Риголетто»: взгляд из ХХI века

6 и 7 июля гала-концертами завершит свой 145-й театральный сезон коллектив Национальной оперы Украины
04 июля, 12:11
ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Напомним, ныне в репертуаре главной сцены нашей страны 53 спектакля (23 оперы и 30 балетов), а одной из лучших постановок является шедевр Джузеппе Верди, давно покоривший весь мир, — опера «Риголетто»! Полтора столетия, отделяющие нас от премьеры (1851 г., Венеция), не сделали нравственные проблемы постановки менее актуальными. Сюжетные коллизии оперы легко переносятся на наш сегодняшний быт, остроумные реплики персонажей просто просятся в комментарии к последним событиям, а ярко очерченные герои напоминают знакомых нам людей. Время, как говорится, не властно... Оно, тем не менее, сохраняя неизменность действующих лиц, неумолимо меняет состав исполнителей киевского спектакля.

Впервые киевляне услышали «Риголетто» в далеком 1863 году в исполнении итальянской оперной труппы (антреприза П. Борковского). С тех пор состоялось пять киевских постановок оперы, начиная с сезона 1933—1934 гг. Последняя прозвучала в сезоне 1996—1997 гг. Незабываемый спектакль был отмечен присуждением двум оперным певцам (Ольге Нагорной и Михаилу Дидыку, исполнившим партии Джильды и Герцога Мантуанского) Государственной премии имени Тараса Шевченко. Выдающееся творческое достижение молодых вокалистов стало своеобразным эталоном в трактовке, исполнительской интерпретации этих партий и в создании ярких сценических образов: трогательной, самоотверженно любящей Джильды и порочного, но притягательного Герцога.

Вдохновенно дирижировал спектаклем Николай Дядюра. Вместе с режиссером Ириной Молостовой, художником Андреем Злобиным и костюмером Анной Ипатьевой ему удалось тогда создать действительно прекрасную, оригинальную постановку, отвечающую европейским оперным стандартам... «Риголетто» и по сей день пользуется успехом у столичной публики. Хотя многое в нем изменилось. Под влиянием обстоятельств и новых исполнителей. И в то же время — осталось главное: творческая аура, эмоциональная открытость, искренность исполнительской трактовки.

И в этом — заслуга, прежде всего, дирижера Николая Дядюры, открывающего новые грани в интерпретации оперного сочинения. Спектакль стал более динамичным, свободным, даже импровизационным, что чувствуется и по владению партитурой, и по ответной игре актеров. Исчезла вокальная и дирижерская «старательность», уступив место творческому полету над тысячами нотных знаков и слов в тексте либретто. Опера исполняется на едином дыхании. Изысканная красота музыки, удачный перевод либретто на украинский язык (спектакль звучит на итальянском, а украинский текст зрители могут прочесть на специальном табло).

Другая составляющая успеха — пение наших известных вокалистов. Почти все они увенчаны высокими артистическими званиями, но, конечно, публика приходит в театр именно за наслаждением от музыки и вокала. Который представлен в партитуре «Риголетто» во всем классическом диапазоне: колоратурное сопрано, меццо, тенор, баритон и бас. Спектакль всегда собирает лучших «носителей» украинских голосов. В июньском киевском «Риголетто» труднейшую партию Джильды безупречно спела Ольга Нагорная. И взгляд из ХХІ столетия уверенно выделяет ее из состава исполнителей: красивый, теплый тембр голоса (он явно стал лучше за прошедшие 16 лет), удивительная способность перевоплощения, художественная и сценическая убедительность — это далеко не все хорошее, что можно сказать о ее Джильде. Певица превратилась в зрелого мастера оперной сцены. К тому же — всегда надежного, много работающего и в нашем театре, и на других оперных сценах. Мы, кстати, и сегодня помним блистательные выступления в этой партии мамы певицы — профессора Национального педагогического университета им. Драгоманова Надежды Кудели.

Партия Джильды — бриллиант европейской музыкальной литературы — существует в спектакле в ярком обрамлении других оперных персонажей. Отметим интересные исполнительские трактовки образов Герцога (Николай Шуляк), бандита Спарафучиле (Василий Колыбабюк), графа Монтероне (Сергей Магера), Маддалены (Наталия Кисла) и, конечно, могучий, красивый голос Владимира Опенько, великолепно исполнившего партию Риголетто. Именно новые артисты в канве спектакля освежают его восприятие, вносят новые элементы в творческий результат.

Публика долго аплодировала вокалистам, оркестру и хору. Слушатели убедились в том, что и в ХХІ веке шедевры оперного искусства находят на киевской сцене свое достойное творческое воплощение!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать