Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Римма Зюбина и комедия ужасов

«Веселый дух» в... Северодонецке
08 февраля, 12:00
ФОТО АЛЕКСАНДРА СУХОВЕЕВА

Гастроли «звезд» по провинции с «фирмовыми» ролями — давняя и успешная практика. Еще в середине ХІХ в. сцены Европы «рвал» чернокожий трагик Айра Олдридж в роли Отелло. Позже зрителей Киева, Харькова, Одессы очаровывала Сара Бернар. В советское время «гуманитарную помощь» периферийным театрам предоставляли Амвросий Бучма и Наталья Ужвий — они демонстрировали везде мастер-класс в «Украденном счастье».

Эту традицию сейчас реанимирует Римма Зюбина — в Луганском академическом областном украинском театре, который сейчас базируется в Северодонецке, она сыграла в премьере пьесы английского драматурга Ноэла Кауарда «Веселый дух» («Blithe Spirit»).

Римма Анатольевна является не только популярной актрисой, но и известной волонтеркой. Поэтому заверяет: проект в Северодонецке — чисто волонтерский, никаких денег она за выступления не получает. Зато театр немного зарабатывает — ведь на спектакли при участии столичной знаменитости он поднял цену на билеты аж до 150 гривен (обычный максимум — 100).

Так же, как Римма Зюбина является в жизни «катализатором» этого (да и не только) творческого проекта, ее сценический персонаж мадам Аркатиста является катализатором взрывоопасных событий в семье Кондомайн. Глава семьи Чарльз — писатель, который пишет новое произведение. В романе фигурирует спиритический сеанс, поэтому для знакомства с предметом Чарльз приглашает героиню Зюбиной провести такой сеанс у себя дома, предварительно готовясь «обстебать» это шарлатанство по полной. Но не успевает.

Сеанс завершается неожиданно: неожиданно появляется привидение бывшей жены Чарльза, умершей семь лет назад. И этот «веселый дух» начинает устраивать такую же «веселую жизнь» герою и его нынешней «половинке».

Зюбина — мадам Аркати «отвязывается» и ловит кайф от каждой минуты пребывания на сцене: то чем-то взбрызнет, то водит «магическим» шаром, то сильно выпьет «Мартини» (потому что без этого не впадет в «качественный» транс), то потрусит очередным «колдовским» орудием, то потеряет сознание, то заговорит утробным голосом, то побегает, то попрыгает, то остолбенеет...

Шарлатанство, как и было сказано. Но героиня искренне верит в свои «сверхспособности», и полная случайность — появление «вызванного» привидения — лишь укрепляет ее уверенность в себе.

Остальные персонажи — по замыслу режиссера — эдакие «комиксно-мультяшные», плоские, как будто со страниц иллюстрированных журналов, разрисованных вручную.

Да и, в целом, Англия середины ХХ века (именно тогда написана пьеса) предстает на сцене такой, словно режиссер Владимир Московченко иронически вспоминает театр своей юности. Свинг, виниловые пластинки, батарея бутылок с ярко-«несоветскими» этикетками, лаконичные графические линии, элементы мюзикла — именно таким видели в 70-е вожделенный «западный мир» из-за железного занавеса.

И только привидение жены-мстительницы Эльвиры (Татьяна Мерзлякова) выбивается из общего ряда. Она настолько фарфорово-кукольная, настолько по-детски капризная, настолько наивная и манерная, что становится жутко. Она чистосердечно планирует и организует убийство — и капризничает, когда в очередной раз не удается осуществить задуманное.

И начинаешь понимать: на самом деле эта история — совсем не комедия. Это — хоррор. Фильм ужасов.  Может, так и нужно было это ставить на сцене? Но, как говорится, есть одно «но» — зритель.

Северодонецкие зрители ведут себя в зале, как будто советские пионеры на открытом уроке для комиссии из районо. Сидят тихонечко, словно мышки. Что бы это ни было — то ли «Веселый дух», то ли «За двумя зайцами», то ли «Конотопская ведьма»: немножко улыбаться начинают минуты с 20-й, смеяться (сдержанно) — во втором действии.

Их настолько парализует украинский язык? Или отсутствие полноценной, непрерывной театральной традиции? Или же статус «прифронтового» города и связанная с этим общая затаенность? Бог знает. Но — очевидно: с такой публикой нужно вести себя осторожно — словно с недавним больным, у которого температура уже упала, но остаточные симптомы еще дают о себе знать.

В конце концов, пьеса Кауарда впервые увидела свет рампы летом 1941-го — в разгаре Второй мировой войны. Поэтому и комедия. Потому что ужасов все уже насмотрелись.

Спектакль «Веселый дух» можно будет увидеть 17 апреля в Киеве, в Центральном доме офицеров.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать