Надо любой ценой обходить ... широкие, распахнутые двери, а искать истинно большие ворота, над которыми веют неподдельные, неперелицьование флаги нашего духа
Елена Телига, украинская поэтесса, публицист, литературный критик, деятель ОУН

Ритмы сегодняшнего дня

«Музыкальные премьеры сезона-2010»: от философских хоралов до авангарда и «забивания козла» на... подоконнике сцены
20 апреля, 1996 - 19:50
ОТЫГРАЛИ! / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В этом году форум проходил в течение Большой пасхальной недели в своеобразном творческом тандеме со ІІ Международной Пасхальной ассамблеей, которая проводилась на базе Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского. Такое объединение не только повлияло на структуру и масштаб обоих культурных событий, но в первую очередь способствовало сближению их образно-эмоциональных сфер. После торжественного общего открытия в фойе и на сцене Большого зала НМАУ концерты фестиваля и ассамблеи звучали также в Национальной филармонии, Концертном зале Национального союза композиторов Украины и в Трапезной палате Киево-Печерской лавры. В исполнении ведущих хоровых коллективов, оркестров и исполнителей нашей страны и зарубежья звучала современная и переосмысленная современниками музыка отечественных авторов, а также композиторов из Азербайджана, Беларуси, Грузии, Италии, Польши, России, Великобритании, Нидерландов и США.

Органичность сочетания фестиваля и ассамблеи подтвердило отсутствие четкой границы между жанрами церковного и нецерковного назначения, представленными в программе концертов. Церковные коллективы — молодежный хор Киево-Печерской лавры и хор Киевского Свято-Троицкого Ионовского монастыря — выступали в одной концертной программе с академическими хоровыми коллективами Украины. Подавляющее большинство представленных в концертных программах фестиваля произведений были так или иначе связаны с религиозной тематикой: молитва «Отче наш» звучала в версиях Евгения Станковича, Михаила Степаненко и Максима Шоренко, «Святий Боже» положил на музыку Иван Зажитько, а 130 псалом «З глубин взиваю» — Владимир Губа; версию своей Литургии №1 представила Леся Дичко, «Вокаліз та антифон» предложил вниманию слушателей Сергей Ярунский. Масштабной симфонической фреской «Голгофа» было представлено творчество Джеральда Гейбла из США. Музыка религиозного содержания звучала и в хоровом концерте, который проходил в зале филармонии. В программе концерта были представлены произведения Артемия Веделя, Бенджамина Бриттена, а также известных современных композиторов, таких как Анна Гаврилец, Валентин Сильвестров, Виктор Степурко.

Впрочем, не будет преувеличением отметить, что в содержании произведений «светских» жанров, представленных на фестивале, преобладало духовно-философское направление. Внутренний стилевой диалог придал особую интригу новому произведению для клавесина и камерного оркестра М. Чембержи, которое автор назвал Кончерто-фантазия. Просветление и эмоциональная глубина, присущие произведениям Чембержи, особыми лирическими красками раскрыли содержание его балета «Даниэла» в новосозданной сюите, которая была тепло воспринята аудиторией.

Образная сфера Первого концерта Д. Шостаковича, который прозвучал на фестивале в исполнении Игоря Чатуева, была создана классико-романтическими средствами, что несколько переориентировало содержание произведения в лирико-драматическом направлении. Однако качество, с которым пианист исполнил концерт, и высокая культура звукоизвлечения не обманули ожиданий его многочисленных фанатов, которые пришли на концерт фестиваля именно на этого музыканта. Дебют исполнителя на фестивале был, бесспорно, ярким и в который раз подтвердил его реноме мега-звезды. Среди других ярких исполнительских личностей форума запомнятся: азербайджанская композитор, пианистка и исполнительница на вибрафоне и челесте Франгиз Ализаде, тенор Иоахим Бурман из Германии, а из творческих коллективов — польский ансамбль виолончелистов WFRSZAWSRF GRUPA CELONET и композиторско-исполнительская группа студентов и выпускников Национальной музыкальной Академии имени П. Чайковского Nostri Temporis.

Особое, просветительское содержание придали фестивалю мастер-классы и круглые столы, где имели возможность общаться художники разных поколений и творческих убеждений. Благодаря таким, нередко ожесточенным словесным баталиям поиск «истины и абсолюта» стал на фестивале не только темой отдельного произведения (в частности «Метаморфоз» Марии Малюты для флейты, кларнета, скрипки и виолончели), но и общим вопросом для обсуждения.

Итак, тяга к духовности была своеобразным объединительным вектором «Музыкальных премьер» и ассамблеи. Именно проявление духовности как согласования приоритетов общечеловеческого и личного становились критерием успеха музыкальных произведений в аудитории. Примером такого бесспорного успеха был «Хорал для струнных» Анны Гаврилец в исполнении ансамбля «Київські солісти» под управлением Дмитрия Логвина. Премьера произведения состоялась на сцене филармонии. По словам автора (кстати, пани Анна является также членом оргкомитета Фестиваля), «Хорал», написанный в 2005 году, был для нее попыткой заглянуть в собственный внутренний мир: «Разве художник не имеет на это права?».

Если «Хорал для струнных» не является посвящением каким-либо внешним событиям, произведение американского композитора Лорена Кайзера «9/11», которое исполнялось в заключительном филармоническом концерте фестиваля, связано с известными трагическими событиями. Национальный симфонический оркестр Украины под руководством Натальи Пономарчук в тонкой образной коллизии, на сопоставлениях архетипов жизни и вечности подвел итог «Музыкальных премьер сезона».

Торжественное завершение форума ораторией Евгения Станковича «Нехай прийде царствіє твоє» в исполнении капеллы «Думка» не оставило никаких сомнений об удачном осуществлении проекта объединения фестиваля и ассамблеи. Такое впечатление усиливало праздничное звучание колоколов в нескольких произведениях заключительного концерта.

Впрочем, фестиваль в дополнение имел еще и своеобразный эпилог, или же, как его назвали организаторы, Post scriptum: на протяжении двух дней на сцене Союза звучала камерная музыка современных украинских и зарубежных авторов. Эта часть фестиваля дала возможность познакомиться с яркими художниками и коллективами, а также с малоизвестными произведениями прославленных мастеров и композиторов новой генерации.

Камерный концерт Post scriptum начался с Прелюдий Виталия Годзяцкого, которые с вдохновением исполнил пианист и композитор Олег Безбородько. Благодаря мастерству исполнителя драматическая риторика и тонкие лирические краски Прелюдий вызывали эмоциональный отклик у слушателей. Стихотворения Леси Украинки своеобразно и убедительно прозвучали в романсах Б. Фильц. Это не единственное обращение композитора к украинской поэзии, которое прозвучало на фестивале. В одном из предыдущих концертов исполнялась Кантата «Пори року» на стихи П. Тычины.

На протяжении концерта Post scriptum аудитория в который раз проявила интерес к восточному, мелодичному фольклору, знакомясь с яркой танцевальной музыкой в феноменальном исполнение скрипача и композитора Назима Амедова. После возвышенного и в то же время умиротворенного звучания «Фонтанов Киева» Валерия Рожина в исполнении пианиста Дениса Шрамко осталось ощущение счастья — будничного, неказистого, но реального и собственного.

Не обошлось и без эпатажа и юмора: «Пятый угол, кайф от беспредметного поиска» Владимира Рунчака, созданный в жанре, который сам автор назвал «аудиоклипом», развлек пересаживанием двух виолончелистов то спиной, то боком к публике и «гитарным использованием» виолончели. Однако эпатажной кульминацией всего фестиваля, без сомнения, можно считать «забивание козла» на подоконнике сцены в исполнении профессоров НМАУ Ю. Глущенко и И. Пясковского во время премьеры композиции Ю. Глущенко «Домино». Кое-кто из зала предлагал игрокам согласиться на «рыбу». После проигрывания по очереди на рояле звуковых эквивалентов «костей» домино, вытянутых каждым из домино-пианистов, партия была завершена. На всякий случай автор объяснил аудитории, что произведение относится к его давним студенческим попыткам написания авангардной музыки. Партнер композитора Пясковский, в свою очередь, отметил, что подобный способ музицирования встречается во вьетнамской традиционной музыке, но с использованием карт и пения. Так, что у слушателей появилась надежда услышать в будущем еще и картежно-вокальную версию произведения в этом же убедительном исполнении.

Ирина РЯБЧУН
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments