Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Роберт Шекли и госзаказ

12 мая, 18:24

На прошлой неделе в новостях «5 канала» показали «книжный» репортаж, ошеломляющий непрофессионализм которого осветил не только абсолютно беспомощное состояние телевизионной «книжной журналистики», но и уровень книжной культуры в Украине в целом. В двухминутном сюжете молодых посетителей книжных магазинов спрашивали, знают ли они, кто такой Роберт Шекли. Несколько юных респондентов честно ответили: впервые слышу.

Предположим, начинающий репортер в свое время прогулял лекцию о том, что уличные опросы невежд — инструмент манипуляции сознанием. Но ведь, берясь за сюжет, связанный с социологией чтения, он должен был бы поинтересоваться: сколько людей вообще что-то читают? Статистика развитых стран такова: за литературой следят около 10% населения. Как заметил бы сам Шекли, — «малыш, возможно, тебе будет интересно узнать, что неквалифицированных умов везде, как собак нерезаных».

Цитата взята из романа «Обмен разумов», изданного в СССР в 1986 году, тогда как автор телесюжета на всю страну утверждал, что славного американца начали переводить только в 90-е годы. Советский режим, конечно, преступен, но эту собаку на него вешать не стоит. Ответ на вопрос «Кто виноват?» намного ближе: возможно, бедная молодежь в телекадре не знала Шекли потому, что за все время существования «5 канала» о нем не было в эфире ни слова? Как и в эфирах других украинских каналов…

Раз уж речь зашла о фантастике, представьте невероятное: на наших каналах — ни слова о Президенте Ющенко. Сложно ли тогда будет найти гражданина Украины, которому это имя ничего не говорит?

Читательские невежество и книжное бескультурье современного украинца — полностью на совести отечественного ТV. Слово «книга» просто не звучит с экрана. Сможете ли вы вспомнить, когда бы в политической программе журналист или политик апеллировали к конкретной книге, как говорится, «в тему» (а таких книг у нас немало, а в России — еще больше)? А в социальных, развлекательных, даже спортивных программах (и здесь аналитических книжных новинок хватает)? Если же известнейшие украинцы демонстрируют с экрана свою полную «нечитабельность», то откуда у простого зрителя возьмется заинтересованность книгой?

Понятие «книга» вымыто из массового сознания зрителя украинского ТV. Там есть всего: нефть, «Криворожсталь», Ирак, Путин, оппозиция и даже конституционная реформа, — а книги нет. А поэтому нет ее и в «потребительской корзине». В прямом смысле.

А в Европе — есть. В их «потребительской корзине» книга занимает сейчас 1,2% годового бюджета гражданина. У нас этого никто не считал, потому что зачем? «Корзина» украинца выглядит хорошо и без книги. Умозрительную арифметику можно легко визуализировать. Например, в Польше для наполнения той самой теоретической «корзины» функционируют две с половиной тысячи книжных магазинов. Украине же с ее бескнижной «корзиной» достаточно и имеющихся в наличии трехсот…

Есть и более экзотические, как на первый взгляд, знаки вымывания понятия «книга» из массового сознания. Еще лет двадцать назад неотъемлемыми составляющими интерьера каждой обычной квартиры были три вещи: шифоньер, сервант и книжный шкаф. Сейчас же последняя позиция отсутствует: пройдитесь по мебельным магазинам — шкафов и полок для книг там нет (кто же будет торговать тем, что не имеет спроса).

Отсутствие дома книг — совсем не интерьерная проблема. Российские социологи исследовали книжную культуру старшеклассников. Оказалось, что в 42% случаев молодежь читает книги из домашних библиотек. А сравнивая с данными предыдущих опросов, выяснили, что уменьшение этого процента не компенсируется ни общественной библиотекой, ни покупкой, — дети просто перестают читать.

Если политики вспомнят, что нынешние старшеклассники — это завтрашний электорат, то им стоит обратить внимание на другое исследование ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения): чем меньше книг дома, тем решительнее такой избиратель голосует за экстремистские (включительно с коммунистической) идеи.

Украинские политики и политтехнологи (приученные нашим телевидением, что книги — нет) таких исследований не заказывают. Поэтому стоит внимательней присмотреться к российским результатам. Оказывается, количество книг дома только создает предпосылку для включения механизма самоидентификации. На выбор того, что читать, рекомендации родителей влияют только в 3,6% случаев. В таком свете уже не удивляет, когда нередко родители и дети (имеющие право голоса, естественно) голосуют за разные политические силы. И политологам, и психологам этот феномен известен: пресловутое «нет пророка в собственной отчизне» на семейном уровне. А кто же тогда влияет на книжную (а следовательно, на политическую) культуру завтрашних избирателей?

Библиотекарь? Его влияние на выбор того, что читать, еще меньше — 0,5%. Совет друга? Уже 12,4%. Но и этот друг также (речь идет, напомню, о выпускниках) практически бесконкурентно отдает преимущество рекомендации учителя: 34,7%.

Вот и есть ключевое звено влияния на завтрашнего гражданина: учитель. А кто и когда у нас социологизировал этот слой под таким взглядом? Вот украинский социолог О. Семашко (Социология искусства. — К.: Милениум, 2004) пишет: «Обнаружена недостаточная ознакомленность большинства библиотечных работников с современным литературным и вообще культурным процессом в Украине, которая сдерживает развитие читательских вкусов и потребностей». Это — о библиотекарях, которые все-таки «сидят на книгах», а что уж говорить об учителях, которые и в столице не могут позволить себе покупать нужные книги, а в провинции еще и просто этих книг не видят. Что же они советуют сегодня нашим старшеклассникам?

«Социология художественной литературы создает важную подоснову для понимания общекультурных процессов», — справедливо замечает О. Семашко. Но беда в том, что нет у нас этой социологии. Не затребована государством. И потому признаков, причин, динамики и закономерностей тех общекультурных процессов мы, к сожалению, не знаем. Разве инстинктивно чувствуем. Но одной интуиции мало, чтобы делить госбюджет.

Это я опять о запланированной в ближайшие дни встрече Президента Ющенко с украинскими издателями. Он их будет спрашивать: что делать? И каждый из них даст стоящий внимания совет с приблизительной калькуляцией госрасходов. Но каждый — только в пределах своей компетенции. Из этой суммы советов можно, конечно, скроить очередной «план мероприятий». Но, как и все предыдущие, он не в состоянии будет изменить ситуацию к лучшему. Потому что определить приоритеты без надежной статистики и социологии невозможно.

В последний раз взгляните в сторону России, чей книжный рынок — как будто откормленный Гулливер над дистрофичным украинским лилипутом. Но и этот верзила, взлелеянный собственным государством, очень встревожен: «Мы не понимаем, что происходит в отрасли… Очевидный кризис перепроизводства… Внешне успешные компании разрушаются по неизвестным причинам», — эти возгласы раздавались во время собрания Российского Книжного Союза месяц назад. А обсуждали состояние аналитики книжного рынка. Стартовым предложением было: инвестировать в корпоративную программу социологических и маркетинговых исследований 100 тысяч долларов. В течение профессиональной дискуссии сошлись на том, что этой суммы будет не хватать: значительную ее часть нужно сначала израсходовать на апробацию исследовательских методик на протяжении года-двух, а тогда уже грамотно составить техническое задание всеохватывающего исследования.

А мы в Украине ожидаем перемен к лучшему от одной-единственной встречи с Президентом?!

Для того, чтобы начать курс лечения, украинскому книгоизданию нужно пройти обследование. Книжная диагностика, как видно, вещь не дешевая. Никто в Украине, кроме государства, этот воз не сдвинет. Потому что, как говорил ироничный Роберт Шекли, «когда хочешь спасать род человеческий, сначала, пожалуйста, получи государственный заказ».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать