Романс от Александра Олеся
130 лет назад родился выдающийся украинский поэтУкраинцы любят читать поэзию. Не только читать, но и сочинять — в украинской литературе много прекрасных талантливых поэтов. Но, к сожалению, в последнее время их сборники издаются малыми тиражами, а то и не издаются совсем. «День» решил определенным образом заполнить этот пробел. И сегодня мы начинаем новую рубрику «Солнечные кларнеты». В ней будем печатать стихотворения — к «круглым» датам их авторов и, можно сказать, просто датам написания той или иной популярной поэзии, которая, возможно, воспринимается уже как народная...
На Александра Кандыбу (литературный псевдоним — Александр Олесь) слава упала как снег на голову. Ветеринар по образованию, он работал на бойне и... писал нежные стихи. Первый сборник Олеся («З журбою радість обнялась») увидел мир, когда ее автору исполнилось 29 лет. Пронзительная элегическая интонация, глубина и искренность эмоций, музыкальность слова были замечены. В поэзии Олеся зазвучали мотивы, которые не могли оставить равнодушными украинских читателей начала ХХ века: имею в виду прежде всего триумфальную силу молодого любовного чувства, а также радость национального пробуждения. О всплеске ренессансного чувства украинской нации он писал с такой же нежностью, как и о любви. Что касается собственно любовной лирики, то она привлекала своей экзальтированностью и песенностью. Думаю, можно даже говорить о таком феномене, как романсы на слова Олеся, — во-первых, их не так уж мало, во-вторых, некоторые из них стали настолько популярны, что давно зажили самостоятельной жизнью: многие ли знают, что песня «Сміються, плачуть солов’ї» — положенное на музыку стихотворение Олеся «Чари ночі» (1903 г.)? «Чари ночі
Сміються, плачуть солов’ї
І б’ють піснями в груди:
«Цілуй, цілуй, цілуй її, —
Знов молодість не буде!
Ти не дивись, що буде там,
Чи забуття, чи зрада:
Весна іде назустріч вам,
Весна в сей час вам рада.
На мент єдиний залиши
Свій сум, думки і горе —
І струмінь власної душі
Улий в шумляче море.
Лови летючу мить життя!
Чаруйсь, хмелій, впивайся
І серед мрій і забуття
В розкошах закохайся.
Поглянь, уся земля тремтить
В палких обіймах ночі,
Лист квітці рвійно шелестить,
Траві струмок воркоче.
Відбились зорі у воді,
Летять до хмар тумани...
Тут ллються пахощі густі,
Там гнуться верби п’яні.
Як іскра ще в тобі горить
І згаснути не вспіла, —
Гори! Життя — єдина мить,
Для смерті ж — вічність ціла.
Чому ж стоїш без руху ти,
Коли ввесь світ співає?
Налагодь струни золоті:
Бенкет весна справляє.
І сміло йди під дзвін чарок
З вогнем, з піснями в гості
На свято радісне квіток,
Кохання, снів і млості.
Загине все без вороття:
Що візьме час, що люди,
Погасне в серці багаття,
І захолонуть груди.
І схочеш ти вернуть собі,
Як Фауст, дні минулі...
Та знай: над нас — боги скупі,
Над нас — глухі й нечулі...»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сміються, плачуть солов’ї
І б’ють піснями в груди:
«Цілуй, цілуй, цілуй її —
Знов молодість не буде!»
Джерело: Бібліотека школяра. Поезія. «Наукова думка», К., 1998.»
Любовь здесь поэтизируется как апофеоз молодости, причем радость снова обнимается с печалью. Автор напоминает о быстротечности отдельно взятой жизни?— и гедонистически советует наслаждаться каждым ее мгновением. Яркое любовное переживание у А. Олеся предстает на фоне не менее яркого экстаза природы («Поглянь, уся земля тремтить / В палких обіймах ночі/, Лист квітці рвійно шелестить,/ Траві струмок воркоче...»). Природа одухотворенна и исключительно чувствительна к биению влюбленного сердца; собственно, любовь и представляется поэту как прекрасное проявление первозданности и чистоты.
На мой взгляд, в художественном диалоге с «Чарами ночі» рождалась и новелла Владимира Винниченко «Момент» (1907 г.), философия которой довольно похожа на философию Олеся: всё, что естественно, — прекрасно!
Во многих своих произведениях 1900—1910 гг. А. Олесь предстает прежде всего как неоромантик и символист. Есть у него символистская драма «По дороге в Сказку», заставляющая вспомнить о поэтике очень популярного в ту пору М. Метерлинка (в частности, его пьесу «Слепцы»). А Леся Украинка, написав «Лісову пісню», признавала, что первую драму-феерию в украинской литературе создал все-таки Александр Олесь («Понад Дніпром»).
После недолгого периода УНР Олесь жил в эмиграции, в Чехии. К себе домой на Сумщину он уже больше никогда не возвращался. А его произведения после длительного перерыва начали снова издаваться в Украине только во времена хрущевской оттепели...