Перейти к основному содержанию

«Роща» музыкальных редкостей»

Киевляне услышали сочинения XVIІI века для двух клавесинов на концерте Arboretum Musicale в Национальной филармонии Украины
23 октября, 10:33
НАТАЛЬЯ СИКОРСКАЯ И СВЕТЛАНА ШАБАЛТИНА ОТКРЫВАЮТ МЕЛОМАНАМ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КЛАВЕСИНА / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НАТАЛЬИ СИКОРСКОЙ

Исполнители — профессор кафедры старинной музыки Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского Светлана Шабалтина и дипломант международных конкурсов Наталья Сикорская — играли на воссозданных копиях уникальных старинных инструментов мастеров Хемша и Рюккерса.

Светлана Шабалтина — основательница украинской клавесинной школы, сегодня возглавляет класс клавесина НМАУ, открытый благодаря ее усилиям в 1995 году. Концертировала как солистка и в составе камерных ансамблей (в Италии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии, Швейцарии, США, Чехии, Венгрии, Польше, России), принимала участие в международных фестивалях Musica Antiqua Europae Orientalis (Быдгощ), Cembalissimo (Венгрия), Silesia, Dni Bachowski (Краков), «Майстерня барокової музики» (Львов), в Международных Баховских чтениях и др. В ее творческом наследии — премьерные исполнения сольных и камерных сочинений современных украинских композиторов, многочисленные записи произведений украинской и европейской классики, а также научные исследования, посвященные проблемам исполнения старинной музыки.

Ученица Светланы Шабалтиной, ведущий концертмейстер кафедры скрипки НМАУ Наталья Сикорская — участник международных конкурсов и фестивалей в Украине, Германии, Польше, Италии. Активно пропагандирует старинную музыку в исполнении на исторических инструментах, совмещая исполнительскую деятельность с разработкой концертных программ, таких как «Евангелические образы и сюжеты в клавесинной музыке И.С.Баха», концерты клавесинной музыки Sйances historiques и «Музыкальными дорогами Европы XVII—XVIII вв.», «Разговор небожителей» (из репертуара парижских салонов второй половины ХІХ в.). Совместно с ансамблем старинной музыки The Pocket Symphony (руководитель Назар Кожухарь) осуществила два международных музыкальных проекта: «Концерты И. С. Баха для одного, двух, трех и четырех клавесинов и струнных инструментов» в Колонном зале им. Лысенко и «Код Вивальди» в Национальном доме органной и камерной музыки.

Замысел нового проекта Натальи Сикорской Arboretum Musicale, или «Роща музыкальных редкостей», — это уже второй концерт филармонического цикла (первый состоялся год назад) — родился в русле международного движения «Исторически информированное исполнительство»: вернуть в мир забытые шедевры в аутентичном звучании, ведь в музыкальном наследии барокко есть множество не известных слушателям сочинений, которые нисколько не проигрывают хрестоматийным образцам. Ныне в мире происходит подъем барочной исполнительской культуры: функционируют академии старинной музыки, музыканты изучают древние трактаты, восстанавливают старинные инструменты и характерные исполнительские приемы эпохи. И клавесин с его ирреально хрустальным пением способен воссоздать звуковое пространство далеких столетий и глубоких эмоций.

Сыгранность и головокружительную бисерную технику продемонстрировали Светлана Шабалтина и Наталья Сикорская, исполняя дуэты — очень непростой жанр в клавирном репертуаре, и в их трактовке старинной музыки присутствовали выразительность и нежность — те магические детали, которые и делают нас счастливыми.

Программу открыл Концерт для двух клавиров Ре мажор Георга Филиппа Телемана (1681—1767 гг.), биография которого расцвечена примечательными событиями. Первую оперу композитор сочинил в школьные годы. Он создал при Лейпцигском университете студенческое общество Collegium Musicum, служил в Лейпциге органистом, в Гамбурге городским кантором, а в своих операх сам исполнял теноровые партии и дирижировал спектаклями. Основал музыкальный журнал Der getreue Musikmeister, занимался организацией концертов с участием выдающихся музыкантов того времени, в том числе И. С. Баха, содействовал открытию в 1761 году первого в Германии концертного зала. В 1734 году написал «Упражнения в пении, игре и генерал-басе», куда включил не только элементы музыки и гармонии, но и правила морали. Перу Телемана принадлежат 44 цикла пассионов, более 20 годовых циклов духовных кантат, 52 церковные службы, 44 оперы, 700 арий, около 600 оркестровых сюит, 170 концертов и другие сочинения.

О Карле Филиппе Эмануэле Бахе (1714—1788 гг.), сыне Иоганна Себастьяна Баха, история сохранила не только биографические сведения, но и более чем благожелательные отзывы коллег. Во второй половине XVIII века композитор был личностью настолько знаменитой, что Моцарт говорил о нем: «Он отец, а мы — дети»! Музыка Карла Филиппа оказала влияние на Гайдна и Бетховена. Последний выражал его гению «искреннее восхищение и уважение». Бах сочинил около 200 клавирных сонат, одна из которых — для двух клавиров До мажор — была включена в программу как образцовый пример свободного развития музыкальной формы.

Эмоциональный «мессидж» Концерта для двух клавиров Соль мажор испано-португальского композитора Жозефа Бланко примечателен тем, что эту музыку радостного созерцания подарил нам человек, о котором мы не знаем почти ничего, и даже годы его жизни в программке записаны таким образом — 17??—17?? (!). Чуть больше сведений сохранилось о немецком композиторе Кристофе Шаффрате (1709— 1763), чье имя после смерти было надолго забыто, хотя в свое время он дружил с К.Ф.Э. Бахом и был одним из любимых придворных клавесинистов Фридриха ІІ. Его утонченный Дуэт Ля минор прозвучал как ностальгия по идиллическим временам, которых не бывает в истории, но случаются — в искусстве. В Симфонии для двух клавесинов Ре мажор Армана-Луи Куперена (1727—1789 гг.) вдруг стали очевидны такие непредсказуемые повороты музыкального сюжета, новизна и мятежность тонких оттенков, что показалось: автор этого почти авангардного опуса — наш современник. А завершил программу самый технически сложный во всем клавирном репертуаре Концерт для клавесинов До мажор Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) — и самый надежный путеводитель по маршруту приближения к тайне музыки. Эффектный финал!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать