Перейти к основному содержанию

Рояль для двоих

25-летний Антоний Барышевский является обладателем 14-ти премий престижных международных конкурсов пианистов, а в активе Екатерины Куликовой — восемь наград в музыкальных соревнованиях
20 марта, 11:01

Это разные личности, но объединяет их особое благородство, умение, удивительным образом, скромно и сдержанно раскрыть в музыке глубину лирического и трагического, философского и драматического. Поводом рассказать о чрезвычайно талантливых, молодых украинских музыкантах стали их выступления в Рахманиновском зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского, Культурном центре Украины в Москве и Большом зале Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. Эти концерты — «Его величество рояль», которые представлял ректор НМАУ Владимир Рожок, — состоялись в рамках мероприятий, посвященных 100-летию ведущего учебного музыкального заведения Украины.

Имена Екатерины Куликовой и Антония Барышевского знают во многих странах, возможно, даже лучше, чем на Родине. По крайней мере, в одной из стран, где музыка в большом почете, узнав, что я из Украины, спросили: «Так вы оттуда, откуда Катя Куликова? Это ваш Антоний Барышевский?»

Несмотря на молодой возраст, они уже успели получить мировое признание: Екатерина является обладателем восьми, а 25-летний Антоний — четырнадцати высших премий престижных международных конкурсов пианистов! Их концертная география тоже впечатляет: Франция, Бельгия, США, Италия, Польша, Испания, Южная Америка, Россия, Германия, Беларусь, Словакия, Латвия, Швейцария, Казахстан, Израиль, Южная Корея, Норвегия. Антоний, к тому же, записал диск на фирме Naxos, которая является мировым брендом звукозаписи.

Екатерина Куликова и Антоний Барышевский представляют традиции фортепианной школы Украины, на которой вырастали гениальные Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс. Оба обладают исполнительским искусством высшего уровня, за которым стоит не только талант, но и огромный труд их учителей. Оба учились у известных педагогов Киевской средней специальной музыкальной школы им. Н. В. Лысенко (Катя Куликова — у Б. Архимовича, Антоний Барышевский — у Р. Донской), получали высшее образование у ведущих профессоров Национальной музыкальной академии Украины (Екатерина — у О. Лифоренко, Антоний — у В. Козлова) и продолжили там обучение как ассистенты-стажеры. Оба обладают феерической, действительно безупречной техникой игры, для них, кажется, не существует технических трудностей. Но пианистическое мастерство для молодых музыкантов — не самоцель, не средство ее демонстрации, а возможность глубочайше раскрыть произведение композитора и передать свое ощущение музыки.

В концертной программе Екатерина Куликова сделала упор на произведения С. Рахманинова, что, возможно, связано с нынешним юбилеем: выдающемуся композитору в апреле исполняется 140 лет со дня рождения. Исполнение молодой пианистки Этюда-картины ре мажор, Элегии, Прелюдии до-диез минор и Сонаты № 2 поразило глубиной философского осмысления трагического мира музыки Рахманинова. Каждая интонация завораживала напряженным драматизмом и внутренней экспрессией, а развертывание произведений воспринималось как симфоническое развитие. Знаменитая Элегия Рахманинова, исполненная, в сравнении с авторской записью, в замедленном темпе и укрупненных динамических контрастах, прозвучала, как драматический скорбный монолог. Даже меланхолическая, мечтательная Элегия Лысенко, которой началось выступление Екатерины, была проинтонирована, как экспрессивное высказывание. При этом ни малейшего намека на пафос, на показ открытых эмоций.

Отсутствие какого-либо внешнего проявления пафосного романтизма присуще и исполнению Антонием Барышевским цикла пьес «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Между тем, в зале, пожалуй, не было ни одного слушателя, которого не поразило бы магнетическое творчество молодого музыканта. Шедевр мировой фортепианной литературы воспринимался как многокрасочное симфоническое полотно, а рояль удивлял оркестровым звучанием. Созданная им «музыкальная выставочная галерея» из десяти картин В. Гартмана (архитектора и художника, друга М.Мусоргского) почти зримо изображала яркие звуковые зарисовки Лиможского рынка, Старого итальянского замка, Римских катакомб в Париже, неуклюжей колымаги («Быдло»), неловкое подпрыгивание и птичье щебетание («Балет невылупившихся птенцов»), бесовский шабаш нечистой силы («Баба-Яга») и психологические портреты («Два еврея, богатый и бедный»). Свою «музыкальную галерею» Антоний Барышевский завершил образом непреодолимой богатырской силы: неспешное, постепенное раскачивание колоколов «заполонило» пространство зала грандиозным боем колоколов киевских Золотых ворот («Богатырские ворота»). Трудно было поверить, что этот мощный перезвон раздается из-под пальцев хрупкого, внешне, юноши. Возможно, подобное яркое впечатление оставила премьера «Картинок с выставки», которая состоялась ровно 110 лет назад в Москве. Знаменательно, что тогда первым исполнителем произведения М.Мусоргского был молодой пианист Григорий Беклемишев, ставший впоследствии одним из основателей киевской пианистической школы.

Исполнительское искусство Украины поражает сегодня количеством фантастически одаренной молодежи. Этим двум музыкантам, можно сказать, повезло: Антоний с прошлого года стал солистом Национальной филармонии Украины, Екатерина, наконец, начала преподавать в своей альма-матер, хотя и продолжает жить в общежитии, не имея собственного инструмента... Немало молодых музыкантов Украины обогащают ныне культуру других стран. Но большинство из них пытается раскрыть свой талант у себя на Родине. Им нужны лишь внимание, поддержка и уважение к творческой профессии, которая составляет смысл их жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать