Перейти к основному содержанию

«Руслан и Людмила»: третья жизнь

В Колонном зале им. Н. В. Лысенко был исполнен концертный вариант оперы Глинки
04 июля, 00:00

Формат концертного исполнения оперы — не новинка для филармонии. За плечами опыт успешных представлений «Моцарта и Сальери» П. Чайковского, «Травиаты» Дж. Верди и других оперных произведений. Однако смею предположить, что названные сочинения сравнительно несложно адаптировать к концертному исполнению, ибо они имеют небольшое количество исполнителей, невелики по объему и не отличаются сложной сценографией. Опера же Глинки насчитывает пять актов, содержит массу вокальных и танцевальных номеров и длится около шести часов. Можно лишь догадываться о титанических усилиях постановщиков, которые должны были сократить это произведение в три раза, не нарушая сюжетной канвы и предоставив меломанам возможность насладиться любимыми страницами партитуры Глинки.

Впрочем, постановочная бригада во главе с Владимиром Лукашевым блестяще преодолела это затруднение. Была воплощена весьма оригинальная сценическая концепция, суть которой — в создании одноактного музыкально-театрализованного представления концертного типа с рассеиванием сценического действия по всему периметру зрительного зала. Оркестр находится на сцене, хор и духовой оркестр — во втором ярусе. Певцы, для которых на сцене был возведен помост позади оркестра, как бы парят над музыкантами, а по мере развертывания сюжета выходят на авансцену, спускаются в зал. Для появления и исчезновения персонажей задействованы все входные двери. В жертву принесены две трети музыкального материала, некоторые герои оперы исчезли, другие — потеряли вокальные партии. Развернутые балетные сцены заменены выразительной пластической пантомимой. Оркестранты и хористы — в типичном концертном облачении, а солисты выступают в древнерусских нарядах. Избранные арии и ансамбли из оперы Глинки перемежаются с поэтическими строками из поэмы Пушкина. В действие введена фигура Поэта, представляющего собой как бы связующее звено между артистами и публикой.

Итак, на суд зрителей выносится необычный и очень интересный спектакль. Это уже не опера, но еще не концерт. Вероятно, ценители музыки Глинки в первые минуты чувствовали себя подобно Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову, привыкшему к классической интерпретации «Женитьбы» и при поднятии занавеса не увидевшему на сцене Подколесина. Представление, вопреки оперным канонам, началось не с увертюры. Поэт повествует о «делах давно минувших дней», приглашая вспомнить «преданья старины глубокой». И лишь после этого, по взмаху волшебной палочки Николая Дядюры, слушателей поглотили вихри музыки. Увертюра к «Руслану и Людмиле» — одно из самых известных и любимых меломанами сочинений Глинки.

Спектакль оказался на удивление динамичным и цельным. Солисты продемонстрировали не только прекрасное владение голосом, но и навыки драматической игры — еще один ход постановщиков, призванный создать дополнительные элементы контраста на сцене. На фоне абсолютного «хладнокровия» оркестра солисты и танцовщики разыгрывали спектакль под стать настоящей опере.

Очень выразителен был Руслан. Виталий Митюшкин «выдержал» свой персонаж в классическом русле, явив публике храброго русского витязя, способного на героические подвиги и нежные чувства. Ольга Нагорная в роли Людмилы сумела продемонстрировать присущий ей артистизм и гибкость голоса. Недоставало, пожалуй, некоторой легкости, игривости, свойственной юной и шаловливой Людмиле, но солистка с лихвой компенсировала их вокальным мастерством и блестящей игрой. «Огненная Кармен» Анжелина Швачка на сей раз явилась публике в изысканном восточном наряде, к тому же — мужском. Хазарский князь Ратмир, порывистый и чувственный, — вот герой, партию которого Глинка поручил женскому голосу и образ которого был передан любимицей киевской публики с истинно восточной страстью и негой.

Известнейшее рондо Фарлафа в исполнении Тараса Штонды вызвало бурю аплодисментов. Певец в очередной раз показал, что он — обладатель не только прекрасного голоса, но и незаурядного актерского дарования. Последнее особенно ярко проявилось в его дуэте с колдуньей Наиной (Руслана Шишкина), где Штонда весьма убедительно сыграл лентяя и недотепу, склонного переложить сложное и рискованное предприятие по поискам Людмилы на чужие плечи. В последующем рондо перед нами — самодовольный фанфарон, радующийся своей неодержанной победе.

Весьма оригинально были воплощены танцевальные номера оперы. Под звуки марша Черномора сей злобный карлик в исполнении Николая Мойсюка был торжественно внесен в зрительный зал. Артисты балета обнесли Черномора вокруг зала и доставили его на сцену. Постановщиками было найдено интересное решение еще одной жемчужины оперы — лезгинки. В оперном представлении это развернутая балетная сцена. Здесь же зрительная драматургия обращена в психологическую. Двигатель ее — оркестр, который посредством звуков призван показать Людмиле, как велико могущество Черномора, и лезгинка — его пик. На сцене ничего не происходит, лишь Черномор время от времени пытается заставить Людмилу обратить на него внимание или выражает недовольство своими прислужниками. Драма разыгрывается в оркестре, где отражена буря чувств, одолевающих Людмилу и Черномора.

Введение стихотворных строф как бы слило воедино музыку Глинки и поэзию Пушкина. В результате этого сплава образовалась драма «Руслан и Людмила» — выпуклая, объемная, искрящаяся остроумием и сказочно красивая. Это стало возможным благодаря мастерству заслуженного артиста Украины Алексея Богдановича, блестяще сыгравшего роль Поэта. По сценарию он сидит в первых рядах зрительного зала и, как бы вдохновляясь звучащей музыкой, ведет свое повествование. Но перед нами уже не Поэт. Это — Автор, создающий и стихи, и музыку. Он любуется своим творением, которое, словно драгоценный бриллиант, сверкает и переливается у него перед глазами. Сидя в зрительном зале, он возвышается над разворачиваемым действом, ибо это он его сотворил. И мы, зрители, находящиеся рядом с ним, чувствуем свою причастность к тому, что происходит, и тоже ощущаем себя немножко творцами…

Таким образом, опера Глинки, давно ставшая классической и обросшая исполнительскими традициями, обрела второе дыхание. К тому же, руководство филармонии не намерено ограничиться лишь удачной премьерой. Спектакль включен в программу следующего сезона, планируется организовать гастрольные туры по Украине. Рассматривается вариант показа «Руслана и Людмилы» в Москве в ознаменование завершения Года Украины в России. Об этом говорил присутствовавший на премьере министр культуры и искусств Украины Юрий Богуцкий. Были в зале и представители организаций, поддержавших акцию, — Виктор Черномырдин, Анатолий Толстоухов, Валерий Пустовойтенко. Думается, спектакль-концерт по мотивам оперы Глинки и поэмы Пушкина заживет своей жизнью, отличной от двух своих великих первоисточников.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать