Рыцари света
Лидер С.К.А.Й. о своем кредо, дружбе и музыкеВремя — это одновременно что-то очень ощутимое и неуловимое. Мы говорим: «Пришло наше время», «минули те времена». Возможно, конец первого десятилетия нового века будет ассоциироваться, вспоминаться и переосмысливаться людьми и через музыку С.К.А.Й. Гость «Дня» — лидер этой группы Олег СОБЧУК.
— С.К.А.Й. награжден в номинациях «Лучший вокалист года», «Лучший альбом года» по версии премии Джем-fm «НеПопса» и «Лучшая рок-группа года» первой премии Ukrainian Music Awards. Что это, кроме внутренней сатисфакции, вам принесло? И что бы эти награды означали в западном шоу-бизнесе?
— По моему, с основанием премии «НеПопса» возрождается украинский рок. Возникнув как явление на первых «Червоних рутах», утвердившись на других фестах, он потом пошел в андеграунд. Очевидно, что и та связь между роковыми командами разных поколений была прервана. Скажу откровенно, мне нравится формат, в котором происходит награждение. Сторонники могут прийти и свободно пообщаться со своими кумирами. Все цивилизовано и демократично. Без понтов.
Наверное, после вручения этих наград увеличилось количество заказов. Я не хочу сравнивать отечественный шоу-бизнес с западным. Потому что, ни шоу, ни бизнеса у нас нет. У меня иногда складывается впечатление, что мы живем в королевстве кривых зеркал.
— В 2006 году группа выступала на сцене киевской оперы на торжествах одного из известных банков. А с вашим взрослением изменялись сторонники С.К.А.Й.?
— Все-таки студенты — самая преданная публика. В этот период как-то менее всего думается о быте. Ты — окрыленный, восторженный и влюбленный! И с утра до ночи хочется слушать музыку. Вот скажи, ты бы пробиралась за автографом любимой команды сквозь милицейский кордон? Я тоже нет. А в возрасте 18-22 лет это в кайф! Очевидно, взрослеем мы — взрослеют наши сторонники. То выступление в оперном театре перед банковскими работниками в вечерних платьях и смокингах было очень волнующим. Но было не менее приятно как-то в Виннице услышать от простого мужчины под 50, что ему нравится песня С.К.А.Й. «Best друг». Глядя на него, я этого не сказал бы. В лучшем случае ему должен был нравиться фольклор, а в худшем — шансон.
— На музыке С.К.А.Й. выросло, по крайней мере, поколение. Что ты как кумир этого поколения хочешь ему адресовать через музыку?
— Мне хочется говорить о любви и добре, молодости и свободе. Это зависит от песни. В конечном итоге, в своих композициях делюсь опытом. А осознание, что это уже кто-то пережил до тебя, облегчает выбор или испытание, или просто саму жизнь.
— Олег, что для тебя более важно: драйв, который получают на концертах С.К.А.Й. 13-26-летние или скупая оценка кого-то из родных, коллег или партнеров?
— И то, и то важно. Каждый из нашей команды невероятно отдается на сцене, потому естественно хотим взаимоотдачи. Стремимся, чтобы каждый раз между нами и публикой устанавливалась энергетическая связь. Особенно прислушиваемся к советам продюсера Эдуарда Клима и директора Алексея Руденко. Моя семилетняя дочка Татьянка тоже говорит, какие песни ей нравятся. И в настоящий момент напевает их несколько из нового альбома. Меня радует, что она поет именно те композиции, которые я тоже выделил. Но, по-видимому, наиболее памятными были слова фронтмена легендарной группы ДДТ Юрия Шевчука. «С.К.А.Й. играет прекрасный современный украинский романтичный рок» — так он сказал.
Знаешь, в книге известного клипмейкера Ирины Мироновой написано, что, сколько бы музыкантов не хвалили, это никогда не будет многовато — настолько они физически, психологически, энергетически выкладываются, когда пишут или исполняют песни.
— А ты охотно хвалишь коллег?
— Абсолютно! Зависть — это болезнь шоу-бизнеса. Кстати, когда мы только лишь переехали из Тернополя в Киев, были очень открыты к общению. Но нас восприняли прохладно, может, настороженно. И все же, если коллеги играют классно, я обязательно об этом скажу. Если плохо, промолчу. Разве что, спросят.
— С.К.А.Й. часто принимает участие в благотворительных мероприятиях, даже сам выступает их инициатором. Недавно группа от Украины присоединилась к мировому сообществу в борьбе со СПИДом, выполнив композицию Веаtles «All You Nees Is Love», которую в одно и то же время пели звезды во многих странах.
— Кстати, это не стало информационным поводом для отечественных СМИ. Меньше с тем. Знаешь, как-то меня что-то сильно побудило инициировать благотворительный концерт в Тернополе, средства от которого пошли в местные приюты для детей-сирот и на покупку холодильника для детского отделения Тернопольской областной больницы. Теперь я осознаю, что это был Бог. На тот момент после длительных стараний мы с женой Машей наконец ожидали нашего сына Арсения. После такого Его подарка Господь хотел, чтоб я позаботился об обездоленных детках, обделенных родительской любовью и лаской.
— Как-то, работая со С.К.А.Й., у меня создалось впечатление, что вы — команда несколько «колючих» людей, но у вас есть что-то большее от шоу-бизнеса. Это — определенные ценности, которые объединяют.
— Очевидно, нас объединяет музыка. Мы знаем, кто на что способен, даже если импровизируем. Но, больше всего объединяет то, откуда мы — из Тернополя. Здесь, в мегаполисе, это особенно ощутимо.
— Кто-то из другого города мог бы в группе «прижиться»?
— Конечно. Но у нас есть общее прошлое, которое держит. Иначе, уже бы разбежались — были моменты, которые побуждали к этому. Знаю, что мои музыканты будут стоять за меня горой. И я за них. Чего бы это ни касалось: чести, личных вопросов, религиозных взглядов, национальных интересов.
— Я неоднократно была свидетелем того, как стадионы поют ваши хиты, молодежь прорывается сквозь милицейскую «цепь» за автографами, от сцены до гримерной или до автобуса тебя сопровождает эскорт охраны. Вы были готовы к такой безумной популярности?
Думаю, наша популярность впереди — весной выходит новый альбом. Я очень уверен в этом материале. Но популярность не является самоцелью. Самоцель — профессиональное мастерство: выйти на сцену, сыграть искренне, откровенно, энергетически, драйвово, — чтобы зрители ушли с концерта счастливыми! Перед выходом на сцену всегда немного мандражирую — чувствую ответственность. Я просто живу в соответствии с собой. Какой-то период из нас «лепили» звезд: стильные прически, ультрамодные костюмы... Мы выглядели декоративно. Очевидно, тогда себя по-другому чувствовали. Прошло время. Музыканты из С.К.А.Й. стали более зрелыми. Теперь, когда знаешь настоящую цену успеха (например, записывая второй альбом, мы ели одну гречиху), помнишь, как я пою, «хто ти і звідки», можно примерять ультрамодные костюмы. И нам в них будет психологически уютно. Они уже не повлияют на наши сердцевины.
КОММЕНТАРИИ
Сергей АРХИПЧУК, режиссер:
— Для меня С.К.А.Й. является олицетворением настоящей рок-музыки и ассоциируется с теми командами, которые я слушал в юношеские годы: Deep Purple, Slade, Led Zeppeling, Nazareth, Сюзи Кватро. Они были такими проникновенными, искренними, отчаянными, пронизанные лиризмом, вольнолюбивые. Это все есть у С.К.А.Й. На фоне почти вытеснения мужского гена из украинского общества это — очень мужская группа. Он не использует излишне экзотических вещей (гротескность или экзальтированность) в борьбе за сторонников. Ребята — колоритные типажи. Например, их гитарист Сашко (Папа) вполне естественно выглядел бы в современном британском фильме, как и остальные музыканты, несут неповторимую карму своевольного и необузданного украинского самурая. Я работал со С.К.А.Й. в частности в благотворительном туре «С верой и любовью», проходившем под патронатом Главы УГКЦ Блаженнейшего Любомира (Гузара). Этот тур был своеобразным посланием Церкви, Блаженнейшего и музыкантов к молодежи. И в том послании слово С.К.А.Й. было весомым. С их хитами, особенностью звучания они были концептуальными на финал концерта. Команда является воплощением хорошего вкуса и могла бы составить конкуренцию музыкантами за пределами страны. Но в самой Украине она не имеет достойного уважения, потому что у нас занижен испорченный вкус, девальвированы ценности и из-за исторических катаклизмов слаборазвит инстинкт благосклонного отношения, уважения и гордости к своему. Но я уверен, что пелена с глаз сойдет у тех людей, влиятельных в мас-медиа.
Владимир ЛАВРЕНЧУК, председатель правления «Райффайзен Банк Аваль»:
— В ноябре 2006 года мы организовали важное мероприятие — концерт в Национальной опере, который ознаменовал ребрендинг нашего финансового института: банк Аваль превратился в Райффайзен Банк Аваль. Для нас с помощью этого концерта важно было донести сообщение, что мы являемся именно украинским банком с иностранным капиталом, который предан развитию украинской экономики и украинским ценностям. Поэтому в концерте приняли участие разнообразные популярные украинские музыкальные исполнители: от Дмитрия Гнатюка до группы «От винта». В этой яркой мозаике ведущих музыкантов была и группа С.К.А.Й. Мы благодарны ребятам из группы за то, что они согласились принять участие в нашем мероприятии. Для меня группа С.К.А.Й. — это стопроцентное попадание в тот позитив, который существует в популярной украинской музыке еще со времен Владимира Ивасюка. Это — «живые» музыка и слово, глубокие тексты плюс современная модерновая аранжировка.
Юрий ШЕВЧУК, лидер группы ДДТ (Россия):
— С.К.А.Й. играет качественную, романтическую, проникновенную музыку. Поет о, казалось бы, простых вещах: любви, дружбе, уважении, тепле, эволюции наших сердец. О жизни как она есть. Но, в действительности, за бутафорией повседневности и человеческими масками мы все в поисках этой ПОДЛИННОСТИ и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Это — команда прекрасных людей, чей взгляд направлен в небо. В буквальном и переносном значении. То есть, несмотря на реалии, направлен на позитив, на жизненные ценности. И это чувствуется в их песнях. Ребята, в отличие от многих музыкантов, имеют гражданскую позицию. Их я могу назвать своими друзьями. Уверен, еще сыграем общие концерты и в Украине, и в России.