С «Гайдамаками» через всю жизнь!
В домашнем архиве известной актрисы Екатерины Осмяловской сохранилось около десяти пожелтевших программок Государственного театра им. Т. Шевченко
Напомним, 10 марта 1920 года на сцене Киевского оперного театра (тогда им. К. Либкнехта) состоялась премьера спектакля «Гайдамаки» по поэме Тараса Шевченко. А через 60 лет свидетель и участница этого события народная артистка Украины Екатерина Осмяловская (тогда — студентка второго курса Высшего музыкально-драматического института им. Н. Лысенко) вспоминала:
«...Как студенты мы имели возможность посещать Театр им. Т.Г. Шевченко, в некоторых спектаклях выходили в массовке. В начале 1920 года всех студентов пригласили играть в массовых сценах нового спектакля «Гайдамаки», постановку которого по своей инсценировке делал режиссер-новатор Лесь Курбас... Мы, девушки-студентки, одетые в одинаковые простые серые платья, играли «слова поэта...». И свой выход на большую сцену рядом с признанными мастерами, и все представление я запомнила на всю свою жизнь...
Осенью, когда я уже была на третьем курсе, мне сказали: «Подавайте заявление, чтобы вас приняли в театр». И вот 13 октября 1920 года меня зачислили в труппу Театра им. Т.Г. Шевченко, и это было начало моего театрального пути».
В домашнем архиве Екатерины Александровны сохранилось с десяток пожелтевших программок Государственного театра им. Т. Шевченко (сейчас — Днепропетровский академический музыкально-драматический театр им. Т.Г. Шевченко) сезона 1921-1922 гг. Рассматривая их, можно узнать много интересного. И то, что репертуаром театра занимался заведующий литературно-художественной частью поэт Павел Тычина, с которым Е. Осмяловская поддерживала товарищеские отношения вплоть до его смерти. (Кстати, стихотворение П. Тычины «Скорбна матір» прозвучало в октябре 1921 г. на Первом Всеукраинском Церковном Соборе, который создал УАПЦ и избрал ее Митрополитом протоиерея Василия Липкивского — будущего свекра Е. Осмяловской). И то, что именно в этом театре начинал выдающийся театральный художник Анатолий Петрицкий. И то, что труппа театра, по-видимому, была совсем небольшой, потому что некоторые актеры исполняли по две роли в одном спектакле, да и главный режиссер и главный администратор тоже выходили на сцену. И то, что «после поднятия занавеса вход в зал, безусловно, запрещается...» А вот для Катруси Осмяловской (ей всего 17 лет!) главное то, что она вышла из «слов поэта ...» и уже играет настоящую роль — Оксаны.
«...Летом 1921 года Театр им. Т. Шевченко выехал на гастроли в Днепропетровск. Для многих из нас это были первые гастроли в нашей театральной жизни. Добирались до Днепропетровска мы на пароходе. Это был небольшой, загроможденный, грязный пароход, но мы ничего не замечали, увлеченные путешествием. У всех было приподнятое настроение. Мы с интересом рассматривали с парохода проплывающие берега с лесами, лугами, селами. Нас пугали, говоря, что в лесах еще много бандитов, которые нападают на пароходы, обстреливают их и грабят. Но нас ничего не пугало, — вспоминала актрис.
...Вечер выдался теплый, лунный. Мы все, актеры театра, сидели на палубе и пели украинские песни. Казалось, что все притаилось и слушало наше пение. Луна серебрилась в воде. Случайно посмотрев в сторону, я увидела, как военная охрана парохода стоит, направив ружья на берег. Я оглянулась на всех. Вот сидит спокойный Иван Александрович (Марьяненко. — К.Л.), около него Иван Эдуардович (Замычковский. — К.Л.), посмотрела на других и успокоилась. Когда мы позже подошли к пристани, нам сказали, что перед нами был обстрелян пароход и ограблены пассажиры. Нам повезло, мы прошли без приключений.
Ранним утром мы должны были проплывать мимо Канева, и вечером все решили встать пораньше, чтобы увидеть могилу Тараса. До восхода солнца мы все как один встали. Вышли на палубу. Повевал утренний ветерок. Все немного замерзли и ежились, еще не прогнав как следует сон. Пароход как-то повернул, и мы увидели освещенный первыми лучами солнца крест, который ясно выделялся на высоком небе. Мы все позабыли и о холоде, и о сне и начали петь «Заповіт». Пение неслось над водой и летело к круче, на которой похоронен великий сын Украины. Когда мы закончили петь, то оглянулись и увидели, что, несмотря на раннее время, все пассажиры тоже вышли на палубу.
...В Днепропетровске мы играли в местном театре, а жили в бывшем доме губернатора. Дом был заброшенный, грязный, было много крыс, с которыми мы воевали. Но нас увлекала работа в театре, и мы не обращали внимания на разные невзгоды. В этом нас поддерживали и старшие наши товарищи. Я не помню никаких жалоб, недовольства.
...Возвращались мы из Днепропетровска в конце августа. Днепр очень обмелел, никаких работ по обустройству его не было, и нам больше пришлось идти пешком, чем плыть. Наше путешествие из Днепропетровска в Киев продолжалось восемь суток. Когда доплывали до мели, капитан всех высаживал на берег и мы все шли по берегу до более глубокого места. Продуктов было мало, и мы по дороге набирали грушек, которые к тому времени уже созрели, и как-то приглушали голод. Когда пароход садился достаточно хорошо на мель, нам бросали канат и мы, все пассажиры, в том числе и наши старшие актеры Иван Александрович Марьяненко, Иван Эдуардович Замычковский, Петр Михайлович Милорадович, Иван Иванович Садовский, тянули канат под команду капитана, который отчаянно проклинал нас, когда мы тянули не так, не в ту сторону, куда надо. Был случай, когда канат порвался и все мы, словно те груши, попадали на землю. Было много смеха. И, несмотря на то, что это было, когда посмотреть со стороны, очень грустное зрелище, мы все были в хорошем и веселом настроении.
Когда мы подходили к Каневу, наши старшие товарищи обратились к капитану с просьбой остановиться, чтобы мы смогли пройти на могилу Шевченко. Капитан сначала сопротивлялся, а затем согласился, сказав, что сошлется на то, что пароход сидел на мели, хотя там никакой мели не было. И вот мы, все актеры театра, а за нами и все пассажиры пошли вверх по деревянной лестнице (эта лестница была сделана в 1917 году из дубовых колод бригадой рабочих, которой руководил безработный тогда Симон Петлюра, который только что вернулся из Петрограда и которого, уже как Главного атамана Украинского войска, В. Липкивский в августе 1919 г. торжественно встречал с украинским духовенством около Софийского собора. — К. Л.), имевшей всего 333 ступеньки, и поднялись к могиле. Я до сих пор помню то теплое, полное глубокой любви чувство, которое охватило всех нас, это я ясно видела, посмотрев на Марьяненко, Замычковского и других товарищей, когда мы поднялись к могиле. Никаких украшений и венков на могиле не было. Мы принесли цветы, собранные по дороге. Все стали на колени, и опять «Заповіт» полетел над кручами и Днепром. Я до сих пор помню, какие у всех были растроганные лица. На память я взяла несколько цветов и травы с горы. Я засушила их, и долго они были у меня как воспоминание о посещении могилы Тараса Шевченко, но, к сожалению, во время войны я потеряла их...»
Екатерине Осмяловской повезло — она успела поклониться Кресту на святой могиле Кобзаря, потому что уже через два года «неразумные дети Матери-Украины» сбросили его с этой могилы. Об этом с глубокой болью сказал в 1924 году первый митрополит Украинской автокефальной православной церкви Василий Липкивский в проповеди «Религиозность Тараса Шевченко»: «...Как предвидел отец Тарас, восстали теперь такие дети Украины, которым он вкладывает такие слова: «Нет ни ада, ни рая, нет и Бога, только я», — и к ним отец обращался с таким призывом: «Умийтеся, образ Божий багном не скверніте!» Пусть же эти неразумные дети, которые уже этой грязью испачкались, пусть они не пятнают ею чистую христианскую душу Т. Шевченко. А какое тяжкое издевательство совершили эти неразумные дети над святой для всех детей Украины могилой отца Тараса!? Он же всю жизнь свою сознательно нес на себе крест Христов, о котором Христос говорил: Кто хочет идти за Мной, пусть отречется от себя и возьмет крест свой и идет за Мной (Мар. 8, 34).
Это завещание буквально исполнил Т. Шевченко: он действительно отрекся от себя, от своей воли, от покоя, от счастья и за правду Христа нес крест страданий ссылки и неволи. И вот этот крест, который отец Тарас всю жизнь на себе нес, его неразумные дети сбросили с его могилы... Но не в силах они сбросить этот крест, с которым перешел отец Тарас на небо к Христу Спасителю, с которым он живет и всегда будет жить в душе нашего набожного народа и нам дал завещание: «Смирітеся, молітесь Богу та згадуйте один другого, свою Україну любіть, любіть її во врем’я люте, в останню тяжкую минуту за неї Господа моліть!»...»
...Вынесенные в заголовок слова — искренние и правдивые. Действительно, почти через 70 лет Екатерина Александровна начитала на магнитофон своей внучке Анне весь текст «Гайдамаків», а не только свою роль — наизусть! Хотя после того, как оставила Театр им. Т. Шевченко, нигде больше в «Гайдамаках» не играла, на радио не записывала — только, как признавалась, всю жизнь, если не могла заснуть, повторяла мысленно эти строки...
СПРАВКА «Дня»
Екатерина Александровна Осмяловская (родилась 26 ноября 1904 г. в Полтаве, умерла 16 октября 1997 г. в Киеве) — украинская актриса, народная артистка Украины.
Окончила Киевский музыкально-драматический институт им. Н. Лысенко (1921 г.). Была актрисой Одесского государственного драматического театра (1926-1929 гг.), потом — Киевского украинского драматического театра им. И. Франко (1930-1963 гг.).
Снималась в фильмах: «Перекоп» (1930 г.), «Прометей» (1935 г.), «Наталка Полтавка» (1936 г., Наталка), «Непокоренные» (1945 г., Валя), «Украинские мелодии» (1945 г., Соломия).
Выпуск газеты №:
№40, (2014)Section
Культура