С инструментами – на выход!
Киевская власть выгоняет Национальный союз композиторов на улицу, позарившись на здание в центре столицы![](/sites/default/files/main/articles/16042018/7spilka2.jpg)
В последние дни обращение Правления Национального союза композиторов Украины к громаде по поводу многолетней борьбы за свое помещение в Киеве по ул. Пушкинской, 32 — как последний крик отчаяния — вызвало резонанс в соцсетях и бурную поддержку почитателей современной академической музыки (только репостов на моей странице в facebook за 6 дней набралось 1950!). С одной стороны, это наглядно показало все проблемы отношения властных органов к высокому музыкальному искусству. Цитирую это коллективное (подчеркиваю) обращение:
Осуществляется геноцид музыкальной культуры Украины!!!
Мы — представители украинской культуры, оказались в катастрофической ситуации: речь идет о разрушении основ современной музыкальной культуры, которую представляет Национальный союз композиторов Украины. По сути, происходит ее тотальное уничтожение! 50 лет известный во всем мире Дом композиторов Украины (улица Пушкинская, 32) связан с историей украинской музыки и ее выдающимися представителями, среди которых — Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, И. Шамо, Платон и Георгий Майборода, А. Билаш, современные всемирноизвестные композиторы — М.Скорик, Е.Станкович, В.Сильвестров. Следовательно, этот дом является чрезвычайно важным объектом историко-культурного наследия национального значения.
Сегодня Национальный союз композиторов Украины агрессивным, подлым и коварным образом лишают помещения, где бурлит музыкальная жизнь. В этом обвиняем Постоянную комиссию по вопросам собственности Киевской городской рады во главе с членом партии «Самопомич» Антоненко Л.В., которая действует методами классического провластного рейдерства.
Пользуясь бюрократическими механизмами, творческий Союз, который является неприбыльной общественной организацией и не имеет никаких денег, искусственно доводят до банкротства, подавляют долгами, тем самым лишая композиторов и всех, кто любит музыку, общения с искусством. Подчеркиваем, что всю свою фестивальную, концертную, конкурсную, не говоря уже о композиторской деятельности НСКУ осуществляет по сути на волонтерских принципах. У нас не остается других рычагов для спасения Союза, кроме обращения к широкой общественности в надежде на поддержку.
Правление НСКУ.
Попробую коротко очертить круг проблем, которые загнали Союз композиторов в тупик, и ситуацию, о которой идет речь. Дело в том, что во всем мире поддержка высокого академического музыкального искусства, в частности современного, осуществляется за счет дотаций — государственных или спонсорских, если последнее закреплено на законодательном уровне, чего у нас, к сожалению, нет.
Так случилось, что именно на Союз композиторов Украины приходится львиная доля деятельности по промоушену современной академической музыки, а на членов Союза — ее создание. Союз композиторов, который давно уже утратил свои социальные функции для членов, не утратил пока еще главную творческую функцию — организацию композиторского процесса и международного представительства.
Мы имели очень небольшую государственную поддержку на проведение наших всемирноизвестных фестивалей («Киев Мюзик Фест», «Киевские музыкальные премьеры», «Контрасты», «Международный форум музыки молодых», «2 дня — 2 ночи новой музыки»), концертов, конференций, симпозиумов и т.п., а также на обеспечение деятельности и оплаты аренды помещения. Эту и без того мизерную поддержку всем Национальным творческим союзам в 2014 году уменьшили вдвое, якобы ссылаясь на опыт западных стран. Но мы в контакте со всеми композиторскими организациями мира, очень хорошо знаем, как их поддерживают во многих восточноевропейских странах, союзы композиторов плодотворно работают, имеют серьезные бюджетные поступления на свою деятельность. Так, скажем, Союзу композиторов польских в 2012 году государство выделяло сумму, эквивалентную 3 млн долларов США, Союзу композиторов США город Нью-Йорк выделил помещение с арендной платой 1 доллар в год, и таких примеров масса по всему миру, и это тема специального исследования.
Конечно, мы остались на грани коллапса, и все наши призывы обратить внимание на современную непопсовую музыку, все совещания у министра культуры Е.Нищука, все воззвания со всего мира к Комиссии по культуре ВР не дали никакого позитивного результата.
И понятно, что это отразилось на любимом помещении многих ценителей современной классической музыки — Национальном союзе композиторов Украины и его Концертном зале.
Наш дом по ул. Пушкинской, 32 в Киеве имеет давнюю музыкальную историю, так как еще до революции 1917 года здесь работала частная музыкальная школа композитора Констанина-Казимежа Регаме, отца всемирноизвестного польско-швейцарского композитора и ориенталиста, также Константина Регаме, который в этом доме и родился. И уже более 50 лет в нем находится наш союз. Перевести помещение в собственность союза в 1990-х не удалось только потому, что этот дом был «историческим памятником» из-за того, что в нем останавливался когда-то Дмитрий Ульянов. Владелец здания — Киевская власть — забирала частями наши помещения, в начале 1990-х передала площадь нашего кафе постороннему лицу — сначала в аренду, потом в собственность, но все же мы имели возможность платить арендную плату на уровне эксплуатационных расходов, и как-то выживали.
В 2016 году, после окончания очередного договора аренды, Комиссия по собственности Киева через балансодержателя здания КП «КиївЖитлоСпецЕксплуатація» предложила нам кабальный договор на 4 процента от оценочной стоимости недвижимого имущества, которая составляла 5-6 наших годовых бюджетов на все. Мы обратились к Комиссии Киеврады по культуре (председатель — В.В. Муха), которая в полном составе проверила все наши помещения и деятельность и рекомендовала Комиссии по собственности назначить нам арендную плату в размере 0,01% от оценки, что и было последним принято в апреле 2016 года в нашем присутствии сроком на 3 года. Но через пару недель, на следующем заседании Комиссии по собственности ее глава Леонид Антоненко (который имеет свой депутатской офис в нашем доме) провел решение, в котором льготный срок нам предоставлялся только на один год, и поручил члену комиссии депутату Юрию Вахелю составить дополнительное соглашение между Киеврадой и НСКУ, в котором бы отмечались, какую пользу приносит союз городу (концерты, встречи в школах, с бойцами АТО и т.п.) взамен на скидку. Такое соглашение было подписано, и мы вовремя в 2017 году подали отчет с добавлением всех необходимых материалов. К сожалению, депутат Юрий Вахель — как порядочный человек — сложил с себя депутатские полномочия, и мы остались один на один со своей проблемой. В августе этого года, не предупредив нас, комиссия по собственности решила не продолжать срок действия скидки, хотя мы и выполнили все условия соглашения. Считая, что мы правы, мы продолжали платить за помещение по-старому, потому что на другое у нас финансов не было. Началась задолженность, судебные иски. Мы обратились к Минкультуры Украины с просьбой о помощи и все же заставили комиссию по собственности еще раз рассмотреть наш вопрос. И тут сыграл административный опыт пана Антоненко — он поставил наш вопрос в самом конце заседания (было более 200 вопросов), когда часть членов комиссии разошлась, осталось из 11 семь человек при кворуме для принятия решения 6, пятеро членов проголосовали за нас, один не голосовал, Антоненко сказал, что он воздержался, объявил решение непринятым и вышел из зала.
Дальше были суды. Нам судья предложила мировое соглашение по реструктуризации долга, мы составили график погашения задолженности, который был согласован с сотрудниками истца — КП «КиївЖитлоСпецЕксплуатації», но в самый последний момент они передумали идти на мир, по-видимому, по указанию сверху. Мы и так уже отказались от подвала, который передали по акту, обратились о передаче в прямую аренду второго этажа нашему постоянному официальному суб-орендатору, — основанному когда-то Союзом Национальному ансамблю солистов страны «Киевская камерата». Ничего не помогает. Мы очень хорошо знаем, кому пообещал Леонид Антоненко наше помещение или часть его, но доказательств не имеем.
Понятно одно — нас хотят с ул. Пушкинской убрать. И этот наш крик отчаяния в соцсетях свидетельствует об одном — никому высокая музыкальная культура в этой стране не нужна. Ну неужели наш секретариат — М. Скорик, Е. Станкович, Л. Дичко, Г. Гаврилец, Т. Невинчаная, Л. Олийник, И. Тараненко, Е. Петриченко, О. Скрипник, Б. Сюта, О. Зинкевич, ваш слуга, наконец — лучшие композиторы, музыковеды, которые имеют множество заслуг и званий, должны бегать по комиссиям и судам вместо того, чтобы заниматься творчеством и своей основной работой? Или должно государство решить этот вопрос, чтобы они достойно себя чувствовали, не стояли как попрошайки с протянутой рукой перед каждым?
Уже терпение лопнуло.
Выпуск газеты №:
№67, (2018)Section
Культура