Самые лучшие друзья человека
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070803/4128-18-1.jpg)
Хит-парады лучших и самых знаменитых кадров, образов или ролей создаются постоянно. Но на этот раз британская (весьма солидная, между прочим) газета «The Times» сделала кое-что действительно оригинальное: составила список 50 самых прославленных кинороботов. Официальным поводом стал выход в мировой прокат подросткового блокбастера «Трансформеры» (режиссер — Майкл Бей). Составители рейтинга руководствовались следующими параметрами:
1. Правдоподобие, т.е. возможность построить подобный прибор с использованием уже существующих технологий.
2. Красота: насколько хорошо выполнен дизайн робота.
3. Опасность: по этому параметру оценивалось не только наличие оружия, но и желание робота его использовать.
4. Комическая ценность (именно так!): как роботы, выполняющие в фильмах развлекательную функцию, справляются со своими обязанностями.
Вот некоторые самые интересные позиции из этого «хит-парада». Если страна производства не обозначена специально, значит, это Америка.
50. Эндрю Мартин из малоизвестной ленты «Двухсотлетний человек». Охарактеризован как очаровательный андроид, которому ничто человеческое не чуждо: он пускает газы и занимается сексом. Правдоподобие: 8. Красота: 0. Опасность: 0. Комическая ценность шуток такого уровня оценена соответственно: 0.
49. Дерил, главный герой британо-американского фильма «Д. Е. Р. И. Л.» (1985 г.) Сюжет достаточно знакомый: молодая супружеская пара усыновляет найденного в лесу мальчика, который страдает частичной потерей памяти, но компенсирует это массой других талантов: отлично учится, играет на пианино, чемпион по бейсболу. Одним словом, настолько идеальный ребенок, что его приемных родителей это начинает настораживать, и небезосновательно: оказывается, Дерил — робот, похищенный c секретной военной базы. Главную роль сыграл 12-летний Баррет Оливер. Мелодрамы о детях-роботах были тогда еще в новинку, поэтому Оливер получил награду «Сатурн» от Американской киноакадемии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужаса как лучший молодой актер. Правдоподобие: 8. Красота: 0. Опасность: 1. Комическая ценность: 0.
48. Твики из научно-фантастического «мыла» «Бак Роджерс в XXV веке» (1979—1981). Голосом актера Крейди Бланка, который озвучил Твики в 29 эпизодах, разговаривали сотни анимационных персонажей, среди которых и герой пародии на «Бака Роджерса». Правдоподобие: 0. Красота: 0. Опасность: 1. Комическая ценность: 10.
47. Родни из хитовой мультипликационной сказки 2005 года «Роботы». Вообще, тех Родни даже двое: Младший и Самый младший, озвученные, соответственно, актерами-братьями Вилом и Диланом Дентонами. Лучшая фраза в отношении этого персонажа: «У него глаза твоей матери и нос моего отца. Как хорошо, что мы смогли сохранить эти детали!» Правдоподобие: 0. Красота: 1. Опасность: 0. Комическая ценность: 9
46. Престон — едва ли не единственная собака-робот во всем списке. Появляется в кукольном мультфильме выдающегося режиссера Ника Парка «Стрижка под ноль» (Великобритания; отмечен «Оскаром» в 1996 г. как лучший короткометражный фильм). Если бы в этом рейтинге учитывалась еще и художественная ценность образа, Престон, безусловно, оказался бы в первой тройке как минимум. В «Стрижке под ноль» неизменные герои Парка — лысый мастер на все руки Уоллес и его верный друг, молчаливый пес Громит — пытаются спасти от Престона целую отару невинных овечек. Наконец Престон сбрасывает с себя собачью личину и оказывается настоящим терминатором на четырех лапах; сам процесс трансформации вызывает просто гомерический хохот, поэтому комическая ценность — 10, хотя на самом деле этот параметр просто зашкаливает. Правдоподобие: 0. Красота: 0. Опасность: 4.
45. Си-3-ПО, болтливый золотистый андроид с выпученными глазами из «Звездных войн». Стал, очевидно, настоящим проклятием для британского актера Энтони Дениэлса, который всю свою жизнь только его и играет. Один из немногих героев всей сексталогии, который ни с кем не дерется, поэтому и уровень опасности — 0, а комическая ценность — 9. Правдоподобие и красота — по 3.
44. Макс 404 из фильма 1982 года «Андроид», интересного разве что наличием Клауса Кински. Великий немецкий актер играет эксцентричного доктора Дениэла, который вместе с Максом занимается экспериментами в сфере роботехники. Наконец, Макс влюбляется в женщину, которая прилетела на их космическую лабораторию и от этой любви чувствует себя плохо, начинает делать глупости. Грустный финал для него неотвратим: «Мегги, это мой последний шанс. Меня отключат, как только встанет Кассандра. Доктор превратит меня в поливочное устройство для теплицы». Правдоподобие: 6. Красота: 2. Опасность: 7. Комическая ценность: 0.
...
38. Мария из шедевра немого кино «Метрополис» (Германия), антиутопии, снятой гениальным Фрицом Лангом в 1927 году. Низкая позиция этого персонажа вновь-таки доказывает ошибочность подхода, избранного британскими журналистами. В «Метрополисе» заложено столько визуальных и драматургических идей, что он стал своего рода моделью для всего жанра кинофантастики, а образы из него (в частности, оживление Марии) до сих пор цитируются в десятках фильмов и клипов. Что же касается исполнительницы роли Марии — Бриджит Хелм, то эта, безусловно, выдающаяся актриса на самом деле сыграла двух героинь-антагонисток — вполне положительную живую женщину и сконструированного по ее внешнему подобию антипода — механическую красавицу. Последняя является не просто роботом, а своего рода рукотворным демоном разрушения, который, оказавшись в аристократической части Метрополиса — Райских Садах — ввергает всех в настоящее безумие. Для кого-либо, кто видел фильм, следующие оценки покажутся просто смешными. Правдоподобие: 0. Красота: 10. Опасность: 8. Комическая ценность: 0.
37. Как на этой позиции оказалась Терминатрикс (официальное название Терминатор серия Х), убийца из «Терминатора-3: «Восстания машин», догадаться нетрудно. Выдающиеся качества Кристианны Лоукен особенно хорошо заметны в начале фильма, когда она в наряде Евы прогуливается ночным Лос-Анджелесом. Об актерских способностях лучше умолчать. Правдоподобие: 3 (?). Красота: 6. Опасность: 10. Комическая ценность: 0.
36. Робот-полицейский из раннего фильма Джорджа Лукаса «Thx-1138» (1971). Оказывается, до «Звездных войн» Лукас снимал по-европейски эстетичное, изысканное кино. Во всяком случае «Thx-1138» является одной из лучших антиутопий 1960—1970 х годов. Найденный режиссером образ механических полицейских очень удачный: в плотных черных костюмах, белых шлемах, с длинными копьями для пыток, в беспристрастных серебристых масках вместо лиц. Хотя их правдоподобие оценено на 7, оно, безусловно, намного выше — подобных правоохранителей, к сожалению, довольно легко можно получить, проделав несколько нехитрых манипуляций с живыми людьми... Другие параметры: красота — 6, опасность — 7, комическая ценность — 0.
35. Джони 5 из «Короткого замыкания» (1986). Лично для нас с братом этот фильм был в то время одним из самых любимых из-за Джонни Пятого — чарующего робота-балагура с лазерными пушками и отличным чувством юмора. Правдоподобие: 10. Красота: 0. Опасность: 1. Комическая ценность: 8.
34. Охотники из «Матрицы» придуманы неплохо, такие перевозбужденные кальмары, но слишком они все- таки однотипные, бесхитростные, да и немного «комической ценности» (0) им не помешало бы. Правдоподобие: 0. Красота: 9. Опасность: 9.
33. Роботы-великаны из «Небесного капитана и Мира будущего» (2004) — это типичные персонажи комикса с ногами на шарнирах и котлообразными головами. Появляются очень эффектно, тяжело топоча и разнося полгорода вдребезги. Правдоподобие: 0. Красота: 8. Опасность: 10. Комическая ценность: 1, с последним, впрочем, не согласен — эти машины несколько похожи на роботов из советских мультфильмов.
...
31. Боевые дроиды — электрифицированная пехота «Звездных войн». Бедные погибают тысячами. Правдоподобие: 0. Красота: 8. Опасность: 4. Комическая ценность: 8 (вот здесь — соглашусь, плюс-минус 1 балл).
30. Оптимус Прайм («Трансформеры») состоит из робота — Оптимуса и прицепа, который может разделяться на боевую платформу и вездеход Ролер. Оптимус Прайм является носителем Матрицы Управления, которая сохраняет мудрость, накопленную Автоботами за многие миллионы лет. Матрица дает Прайму ответ на нерешенные вопросы, помогает руководить Автоботами в самых трудных ситуациях и бороться с тиранией проклятых Десептиконов. Чистейший бред, поэтому правдоподобие — 0, а вот почему красота — 10, непонятно. Опасность: 10. Комическая ценность: 0
...
28. Бишопа в «Чужих» (второй фильм цикла, 1986, режиссер — Джеймс Кемерон) играет Ленс Хенрикссен. Играет не очень плохо, поэтому за красоту — 7. За опасность также поставили 7, хотя на самом деле, когда он был роботом, то защищал людей, а вот когда появился в третьих «Чужих» в качестве ученого, тогда уже был на стороне плохих ребят. Но ведь это уже совсем другая история! Правдоподобие: 6. Комическая ценность: 1.
27. Андроид Эш из первого «Чужого» (1979, режиссер Ридли Скотт), мастерски исполненный Яном Хольмом, удачно притворялся своим человеком, а на самом деле оказался электрифицированным гадом. Один из самых эффектных кадров с его участием — это когда голова Бишопа разговаривает почти отдельно от тела, умудряясь при этом еще и паскудно хихикать. Его внутреннюю рабочую жидкость делали из молока. Правдоподобие (очевидно, актерское): 6. Красота: 5. Опасность: 10. Комическая ценность: 1.
26. Макс («Черная дыра», 1979). Здесь лучше всего ограничиться цитатой из первоисточников. Имя робота V.i.n.cent расшифровывается, как «Необходимая Централизованная Поздравительная Информация». Имя B.о.b. означает «Биосанитарный батальон», имя — S.t.a.r. говорит о том, что его обладатель — из войск специального назначения. Что авторы ленты хотели сказать именем М. а. к. с., — известно только им самим. Правдоподобие: 4. Красота: 5. Опасность: 9. Комическая ценность: 4.
25. Терминатор серия 1000 («Терминатор-2»). Роберт Патрик после этого играл и военных, и спецназовцев, появлялся и в драмах, и даже в сказках. Но в памяти народа он все равно остался тем, чье лицо растеклось по полу психиатрической больницы. За это фильму «Оскара» и дали, в конце концов. Правдоподобие: 2. Красота: 9. Опасность: 10. Комическая ценность: 1.
...
22. Бюстгальтер Фемботс, который эффективно уничтожает врагов, появился в конце 1990-х в фильмах о прихиппованном шпионе Остина Пауэрса, которые представляют собой пародию на всю бондиану вместе взятую. Идея такого прибора также не оригинальна — позаимствована из итальянского научно-фантастического фильма «Десятая жертва». Правдоподобие: 1. Красота: 8 (очевидно, имеется в виду то, на что Фемботс надевается). Опасность: 4. Комическая ценность: 10.
21. Клер Уэллингтон («Стэпфордские жены», 2004) — по-видимому, самая гламурная позиция. Стэпфорд — это город розовых платьев, идеальных жен и счастливых мужчин — некая картинка из модного журнала 1950-х. На самом деле же эта тотальная идиллия — воплощение безумной идеи хозяйки города, Клер Уэллингтон (Гленн Клоуз): она таким образом хотела вечно сохранить свою молодость и все, что с ней связано. Поэтому подавляющая часть горожан — биороботы, как, впрочем, и сама Клер. Но наконец появляется незапрограммированная Николь Кидман и устраивает бунт. Финал для Клер печальный: они вместе с ее мужем сломались.
Правдоподобие: 7 (да, такие леди довольно часто встречаются во внеэкранной жизни). Красота: 6. Опасность: 8. Комическая ценность: 2.
...
17. Жиголо Джо из «Искусственного интеллекта» Стивена Спилберга (2001) в исполнении Джуда Лоу — настоящий красавчик, поэтому это должны оценить на все 10 (дали 9). Действительно, единственный в этом параде робот-соблазнитель. Правдоподобие: 7. Опасность: 5 (если для женщин, то тогда 10). Комическая ценность: 3.
16. Робот Робби — это нечто уникальное. Из всего списка это единственный на самом деле существующий робот, не актер и не мультяшка. Дата и место его рождения — 1 июля 1955 года, студия «Метро-Голдвин Майер», город Калвер, Калифорния, США. Рост от рождения — 229 см, вес — около 150 килограммов, стоимость — 125000 долларов. «Отец» Робби — американо- японский арт-дизайнер Роберт Киношита. Робби дебютировал в культовом космическом триллере «Запрещенная планета» (1956), где летал в составе межзвездного экипажа на Альтаир. Его появление на открытии выставки «Это завтрашний день» в лондонской галерее Вайтчеппел в том же году было расценено критиками как первое проявление поп- арта в искусстве. Робби сделал хорошую карьеру: играл в знаменитом сериале «Стар Трек», в черной комедии «Симейка Адамс», в общем — 22 роли. Поэтому правдоподобие — 5, красота — 6, опасность — 6, комическая ценность — 7. Настоящее совершенство.
15. Мегагодзилла в «Годзилле против Мегагодзиллы» (Япония, 1975). Стометровый динозавр-мутант мучил Японию еще с 1950-х. Поэтому люди соорудили исполинского летающего робота Мегагодзиллу, использовав при этом генетический материал его биологического двойника. Битва была жестокой, но, в конце концов, Мегагодзилла почувствовала родную душу, и, обняв умирающего побратима, бросилась с ним в море. Правдоподобие: 1. Красота: 5. Опасность: 10. Комическая ценность: 8.
...
12. Джоидека ( «Звездные войны: Скрытая угроза», 1999) — довольно ловкая боевая машина, которая вылетает из-за угла тугим шариком, разворачивается и начинает палить налево и направо со скоростью 240 двойных выстрелов в минуту. Даже джедаи неспособны с ней справиться. Правдоподобие и красота — 8. Опасность: 10. Комическая ценность: 0.
11. Еще один персонаж из «Звездных войн» — похожий на комбинацию старого советского пылесоса и стиральной машины R2-d2, не менее знаменитый, чем его приятель Си-3-ПО c 45-го места этого рейтинга. Абсолютно бесстрашная машина. Правдоподобие: 5. Красота: 10. Опасность: 2. Комическая ценность: 10. На самом деле здесь на первом месте должен стоять «трудовой героизм», поскольку, когда 112-сантиметровый британский актер Кенни Бейкер в последний раз залез в эту механическую шкуру в 2005 году, бедняге был уже 71 год!
10. Сентинел в «Людях Икс-3» появился только в одном эпизоде, однако публике понравился очень. Правдоподобие и красота — 9. Опасность: 10. Комическая ценность: 0.
9. Сонни («Я, робот», 2004, по роману Айзека Азимова) — очень эмоциональный, постоянно рефлекcирующий и очень человечный прибор, чистейший Гамлет среди штампованных коллег. По всем параметрам получил 7.
...
7. ABC Warriors («Судья Дред», 1995). Правдоподобие — 8, красота — 9, опасность — 8, комическая ценность — 3; все это, конечно, хорошо, но настоящий робот в фильме только один — Сильвестр Сталлоне.
...
5. ED 209, он же Робокоп в одноименном фильме — машина с драматической судьбой и лицом Питера Виллера. Стоит отметить, что из всех современных актеров, которые играли роботов, Виллер действительно лучший; его механический полицейский вышел нетипичным и многогранным. Правдоподобие: 9. Красота: 9. Опасность: 10. Комическая ценность: 1.
...
2. Cуперкомпьютер Hal 9000, который управляет космическим кораблем в шедевре Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея» (1968). Его сюжет — это хрестоматийная коллизия восстания машин против людей, но у Кубрика она приобретает философское звучание. Ведь этот корабль, по существу, направляется к месту, в котором человечество может открыть тайну не только своего прошлого, но и будущего. И это уже не просто путешествие, но и также духовное усилие, попытка понять себя, которую суперкомпьютер просто не выдерживает. Правдоподобие: 10. Красота: 8. Опасность: 10. Комическая ценность: 5.
1. Терминатор серия 800/модель 101 («Терминатор» — 1, 2, 3), по совместительству — губернатор Калифорнии. Правдоподобие: 5. Красота: 11 (именно так). Опасность: 10. Комическая ценность: 9. Что к этому еще добавить? Черные очки — 1. Штука. Поговаривают, что на экране больше не появится. Дай то Бог.
Конечно многих знаменитых образов в этом списке нет. Удивляет отсутствие мальчика-робота, главного героя из того же таки «Искусственного интеллекта» — над его судьбой пустила слезу не одна пара женских глаз; нежная, трепетная японка-андроид из четвертых «Чужих» также была бы здесь не лишней. Однако же есть и собственная гордость! Кто помнит пионерский космический блокбастер 1970-х «Отроки во Вселенной», согласится, что роботы-исполнители, а тем более роботы- вершители легко дали бы фору всем этим робокопам. А о «Приключениях Электроника» излишне даже говорить. Рыжие близнецы были кумирами, кажется, всего СССР.
В общем же, даже из этого, далеко не полного перечня заметно, насколько запутаны отношения у биологического вида Гомо сапиенс с собственными созданиями. Потому что, фактически, роботы на экране — это те же люди, с их страстями и хлопотами. А больше всего, по- видимому, греет мысль, что всю эту электрическую братию, так или иначе, можно наконец выключить. Хотя бы у этой проблемы есть легкое решение.