Сцена для актуальной драмы
2014-й запомнится скромным по масштабу, но стратегическим по сути прорывом во ЛьвовеВ городе Львове усилиями энтузиастов открыта Первая сцена современной драматургии «Драма.UA». О необходимости создания такой площадки всеукраинского масштаба в Киеве говорят много и часто — а львовяне уже сделали, и их опыт теперь может стать полезным.
Организаторы Первой сцены называют свое детище «постоянно действующей платформой для презентации актуальных драматургических текстов» в разных форматах — сценических чтений, эскизов к спектаклям и др. Полноценных многофигурных постановок теперь не обещают (для этого нет ни надлежащего помещения, ни ресурсов), но камерные спектакли вполне возможны. Первой такой премьерой является «Лондон» молодого белорусского автора Максима Досько — история минского сантехника Гены, который попадает в Лондон (режиссер Павел Арье, исполнитель — актер Театра им. Л. Курбаса Ярослав Федорчук).
Конечно, называть собственноручно расчищенную и минимально оборудованную большую комнату в недрах Львовского муниципального театра им. Леси Украинки «сценой» — слишком громко. Но, с другой стороны, это задает вектор на перспективу: долгий путь, как известно, начинается с первого шага.
Существование в примаках, конечно, порождает определенные проблемы и неудобства, однако оно теперь является обоюдовыгодным. Ведь зрительские потоки перекрещиваются, объединяются; к «шоковым» в эстетичном смысле событиям (наподобие чтения знаменитой пьесы Сары Кейн «Подорванные») приобщается публика, до этого не слишком удовлетворенная тихим и мирным течением львовской театральной жизни — и таким образом проторяет тропинку к театру как таковому. Тем более что для зрителей на ближайшее время запланирована дополнительная интересная вещь — общие чтения драматургических текстов со зрителями под названием «Драмкружок».
Ради справедливости отметим, что Первая сцена создана не на пустом месте. Ее команда (прежде всего главный идеолог Оксана Дудко) имеет десятилетний опыт организации международных театральных мероприятий — фестивалей, постановок, гастролей, показов — под брендом Художественной мастерской «Драбина». Одним из этих проектов является конкурс пьес «Драма. UA», который проводился уже в пятый раз. Правда, от традиционного фестиваля — с чтениями, обсуждениями, мастер-классами драматургов, критиков, режиссеров из Украины и Европы — сегодня решили отказаться, потому что несвоевременно. Но чтение пьесы-победителя — ею стали «Полярники» (автор спрятался под псевдонимом М.) — будет презентовано как раз на Первой сцене.
В целом тематика и пьес, поданных на конкурс, и тех, что месяцем раньше читались и обсуждались на традиционной Неделе актуальной пьесы в Киеве, засвидетельствовала ощутимый поворот драматургов в сторону социальных проблем.
Большинство авторов еще плохо представляют себе специфику сцены и, соответственно, почти не учитывают ее. Это понятно: связь между отечественной драмой и театром в Украине разрушена несколько десятилетий назад, поэтому молодым авторам просто негде приобрести соответствующий опыт и навыки. Но если сначала на таких конкурсах и чтениях пять лет назад драматурги выносили на суд зрителя больше потоки сознания и достаточно абстрактные фантазии, то сегодня очевидной является их попытка рефлексировать относительно острых вопросов настоящего: так, минимум в половине представленных пьес (около двух десятков, отобранных из поданной сотни, на Неделе, и семь текстов из 68 — на «Драма.UA») так или иначе фигурируют Майдан, АТО, Донбасс.
Другое дело — насколько продуманным и глубоким является такое «быстрое реагирование». Некорректно было бы обвинять авторов в чистой конъюнктурности (ведь их попытки выглядят крайне искренними), однако в итоге торопливость и вливание «новой» проблематики в «старые» схемы не приводит к убедительному художественному результату. Очевидно, известный принцип «утром в газете, вечером — в куплете» может быть эффективно воплощен только в вербатиме, документальной драме, авторские же тексты нуждаются во времени, чтобы материал отлежался, отстоялся. Кстати, именно так читает и главный редактор варшавского журнала «Театр» Яцек Копцинский. На недавней презентации украинского числа журнала он сравнил Украину после Майдана с Польшей после гибели Президента Качинского и представителей польских элит: мол, только сейчас, когда прошло несколько лет, сцена начинает адекватно реагировать на эту национальную трагедию — но не напрямую, а опосредствовано, обобщенно. Очевидно, украинской драматургии и театру еще надлежит преодолеть этот путь.
Теперь же, как ни парадоксально, лучшие отзывы получили тексты, не связанные напрямую с текущим моментом. В Киеве одним из фаворитов стала пьеса Людмилы Тимошенко «Не мона відержат» — остроумная переработка бессмертного «За двома зайцями» М. Старицкого в стиле своеобразного «жлоб-арта». И в Киеве, и во Львове была отмечена пьеса Дмитрия Левицкого «Парикмахеры» — жесткий трешь в традициях театра абсурда, очень театральный и динамичный. Наконец, в «Полярниках» — пьесе-победителе конкурса «Драма. UA» — тоже есть упоминание о «светошумовых гранатах на Майдане» и о далекой войне в Европе. Но здесь это — только фон, самое главное — ощущение мира и друг друга людьми, которые по собственной воле оказались в буквальном смысле «на краю света», на заброшенной антарктической станции за Южным полярным кругом. Тонкий, поэтический — и одновременно достаточно жесткий текст привлекает и своей атмосферой, и теми широкими возможностями, которые он открывает для режиссерской фантазии.
Главный вывод из «драматургически-театральной осени-зимы» в Украине такой: отечественная драматургия есть, она ищет связи с реальной жизнью и реальным театром, спрос на актуальную драму (и нашу, и зарубежную) тоже есть, он увеличивается, следовательно, есть и перспектива, и ожидание, и интрига на будущее.
Выпуск газеты №:
№1, (2015)Section
Культура