Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сцена на пленэре...

Как ивано-франковские деятели искусства нашли выход работать даже в «красной зоне», но не нарушая карантин, «Дню» рассказал режиссер Ростислав Держипильский
11 сентября, 10:04

Более полугода в Украине бушует эпидемия коронавируса, сейчас Минздрав сообщает, что количество больных ежедневно растет (более чем две тысячи) и конца-края этой напасти, захватившей весь мир, не видно. И если Киеву повезло оказаться в «желтой зоне», а это дает возможность работать, пусть с ограничениями, то Ивано-Франковск — в опасной «красной зоне»... По словам генерального директора —художественного руководителя Ивано-Франковского национального академического областного украинского музыкально-драматического  театра имени Ивана Франко театра Ростислава Держипильского, сейчас встал вопрос ребром: «Быть или не быть»?  Потому что «красная зона» — это практически ничего нельзя: запрещается работать общественному транспорту, образовательным и художественным заведениям, кафе, ресторанам, ТРЦ, бизнес-центрам, магазинам... Что же делать?  Опять сидеть на самоизоляции по домам?  Как зарабатывать деньги, когда спектакли не демонстрируют, а деньги на новые постановки коллектив «съел» еще осенью, когда всех отправили на жесткий карантин?  Где же выход?  Но выход из сложной ситуации обязательно найдется — надо поискать и подойти креативно!  Если нельзя работать в городе, то поедем в... горы (автобусами зрителей обеспечат спонсоры и меценаты), а еще спектакли артисты начали играть под открытым небом и все же открыли свой 82-й сезон.

Сейчас, в связи с введением на территории Ивано-Франковской ОТГ «красной зоны» карантина, с 1 по 13 сентября временной локацией Франковского драмтеатра стал Богородчанский район.  В соцсетях о постановке сообщают зрителям. Так, 1 сентября актеры играли спектакль «FELIX AUSTRIA» на живописной локации — площади у костела Посещения Пресвятой Девы Марии в Богородчанах. Театр организовал трансфер до и с места проведения спектакля...

Большой резонанс вызвала инициатива художников, ставшая уже знаковой, которая состоялась в День Независимости и уже вошла в историю украинского театра.  Спектакль «Нация» по произведениям Марии Матиос Ивано-Франковский национальный академический драматический театр им.  Ивана Франко сыграл на... вершине горы Поп Иван (ПопИван), на высоте 2028 метров над уровнем моря (его транслировали онлайн на сайте Общественного Карпаты и YouTube Общественного). Режиссер проекта «НЕДОСТИЖИМАЯ НАЦИЯ» — лауреат Шевченковской премии Ростислав Держипильский — рассказал газете «День» о реализации этого сверхсложного эксклюзивно проекта и новых локациях, которые осваивает театр в нелегкие времена карантинных испытаний.

«ПРОЕКТ «НЕДОСТИЖИМАЯ НАЦИЯ «СТАЛ И ВЫЗОВОМ, И ИСПЫТАНИЕМ»

— Ростислав Любомирович, карантин для многих театров стал вызовом: делать паузу до конца пандемии или искать другие пути, как продолжить творческую жизнь коллектива?  Хотя спектакли онлайн не передают все грани, когда постановку зрители смотрят вживую, но они пользуются популярностью. Ваш театр одним из первых начал показывать спектакли на креативных площадках, соблюдая санитарные нормы МОЗ. Чья была идея, чтобы на День Независимости Украины локация здания бывшей астрономической обсерватории на горе Поп Иван стала... сценой?  В чем была сложность играть спектакль «Нация» по одноименной книге Марии Матиос на горе?

— На самом деле еще около трех лет назад мы общались с ректором Прикарпатского национального университета им.  Василя Стефаника Игорем Цепендой (мы активно сотрудничаем) и вообще обсуждали, как существовать университету — с его интересными креативными идеями, и нам — во времена сверхсложных вызовов для креативных индустрий?  И именно тогда еще совместно родилась эта идея.  А знаете ли вы, что на Попиване совместными силами Прикарпатского национального университета им.  Василя Стефаника и Варшавского университета продолжается восстановление древней обсерватории?  Поп Иван — это географическое название, зафиксированное на картах и ??маршрутах, а мы называем Попиван — это аутентичное название горы, которая «поет (співає)» — «попіває»...  Я предложил на этой вершине сыграть нашу драму-реквием «Нация» по книге Марии Матиос.  По разным причинам несколько лет мы не могли идею реализовать, а вот в этом году, несмотря на сложнейшие условия, эпидемиологическую ситуацию, мы это сделали.  Актеры и вся команда взошли на гору, в озере Маричейка искупались... Мы поставили себе цель сделать это не для зрителей, не во славу человеческую, а во славу Божию, во славу Украины.  Мы решили, несмотря на все погодные условия, сделать просто такую ??символическую акцию.  И, слава Богу, усилиями нашего театра, наших сильных и смелых актеров, благодаря Прикарпатскому университету, ДСНС в Ивано-Франковской области мы это воплотили в жизнь, реализовав этот на первый взгляд нереальный проект.

Для нас проект «Недостижимая нация» стал и вызовом, и испытанием.  В 2014-м, когда началась русско-украинская война, мы сыграли «Нацию» недалеко от нашего театра — в Мемориальном сквере Ивано-Франковска, где могилы сечевых стрельцов и героев Небесной Сотни и павших рыцарей украинско-российской войны.  Тогда мы играли ее под открытым небом для первых переселенцев, бежавших от войны, и наших земляков, чтобы совместно собрать деньги на помощь украинской армии.  В 2015 году мы повезли «Нацию» в только освобожденные города Луганщины: Северодонецк, Сватово и Кременную...

Молитва-реквием «Нация» уже 10 лет через сквозную деталь ляльку-мотанку — сакральный символ единения тех, кого уже нет и кого еще нет на этом свете — напоминает нам о высотах нашего духа, о силе нашей нации и мудрости поколений!  В День Независимости Украины мы открыли на вершине свой 82-й сезон для миллионов украинцев, во времена пандемии мы сыграли для всех украинцев, и в этом есть высокий духовный смысл.  Потому что наш театр — это не пол и потолок.  Наш театр — это Небо и Земля!

«МЫ ПУТЕШЕСТВУЕМ, КАК ЭТО ИЗНАЧАЛЬНО ДЕЛАЛИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ТЕАТРЫ КОРИФЕЕВ»

— Нынешний театральный сезон имеет свои особенности, так как зависит от того, не усилят ли  карантин.  Прогнозируют, что осенью пойдет вторая волна COVID-19.  Когда похолодает, на свежем воздухе уже не поработаешь.  А в залах играть, когда половина кресел должна быть пустая — не рентабельно.  Какой вы видите выход из ситуации, когда Ивано-Франковск оказался в «красной зоне»?

— На самом деле сейчас времена нелегкие.  Но сидеть сложа руки и жаловаться на судьбу — это не мой принцип и не принцип моего коллектива.  Поэтому мы нашли выход, приняли эти обстоятельства и каждый раз, узнав, в какую зону отнесен определенный район, решаем, куда нам поехать играть. Вы знаете, что до 21 сентября Ивано-Франковск отнесен к «красной санитарной зоне», где запрещено все!  Поэтому мы работаем в настоящее время на площадках ближайших районов Прикарпатья, которые попали в более благоприятные санитарные зоны.  Этих две недели нас принимают Богородчаны, где мы в формате оpenair играем наши лучшие спектакли для зрителей с соблюдением карантинных требований оранжевой зоны.  Мы нашли замечательную локацию — площадь перед костелом Посещения Пресвятой Девы Марии, где сыграли постановки «FELIX AUSTRIA» по роману нашей землячки Софии Андрухович в режиссуре Жюля Одри, «Солодка Даруся» — из «золотого фонда», а также «Три сестры», трагедию  современности «Заробитчанки, или Мама, вернись» по книге журналистки Надежды Семенкович и «Энеиду» по Ивану Котляревскому — в местном Доме культуры.

Также в Галиче планируем играть, в Надворной. Мы организуем трансфер для зрителей Ивано-Франковска, которые не могут самостоятельно добраться туда, где мы играем, а по дороге рассказываем им интересно о спектакле, который они увидят, об истории его создания, о режиссере.  То есть мы путешествуем, как это сначала делали передвижные театры корифеев, а ровно сто лет назад — Лесь Курбас, который также отправился на гастроли по городам Киевщины, создав «Кийдрамте» (Киевский драматический театр, который действовал в 1920—1922 годах. Предшественник театра «Березиль». С ноября 1920-го назывался — Государственный странствующий образцовый театр Народного Комиссариата Просвещения УССР. — Т.П.).  То есть история идет по кругу, что-то повторяется, и я даже не могу сказать, несмотря на все испытания, что это какая-то трагическая страница. Скорее — это наш вклад в историю украинского театра. Также это и своеобразная миссия, и движение навстречу себе, и, что немаловажно — встреча с театром тех, которые, может, смотрели только телевизор. Да, мы уже делали это не раз, когда ездили по селам Прикарпатья с «Солодкою Дарусею», не только в столицах европейских ее видели, в Киеве, или в Канаде и США, но и в малых городах и селах нашей области, и это, скажу  вам, огромное наслаждение — играть для простых людей, которые являются самыми настоящими украинцами.  Еще такое свежее ощущение у меня, как на второй наш гастрольный день меня поразили слезы простых сельских мужиков — они вытирали их не таясь, потому что истории Дарусь были в каждом селе, и об этом им точно рассказывали их бабушки.

ПРЕМЬЕРЫ БУДУТ, НО СО ВРЕМЕНЕМ

— Из-за карантина изменения в репертуаре театра будут?  Масштабные постановки отойдут до лучших времен, а ставку сделаете на камерные?  Состоятся ли запланированные премьеры?

— Уже произошли изменения в репертуаре.  Вот в четверг вечером нам объявляют, в какой мы зоне, и мы сразу вносим коррективы: решаем, что и как мы будем делать на следующей неделе. Не все запланированные премьеры нам удалось сдать.  Да, мы отложили две премьерные постановки — точно, потому что хотим новые спектакли играть же в театре, на базе — речь о премьере трагедии по Софоклу «Эдип» в переводе Ивана Франко и режиссуре Андрея Приходько, которую мы должны были сдать 5  сентября, а также — «Мадам Элен» — от главного режиссера нашего театра Жюля Одри, премьера которой была запланирована на 18 марта — за два дня до этого мы ушли на карантин... Эти премьеры мы отложили до лучших времен, которых очень ждем.

— Фестивали и гастроли тоже отменяются до 2021 года?

— Я даже не хотел бы принимать эту мысль, что они все же будут отменены. Да, говорят, что, наверное, их не будет.  Я все еще надеюсь, что мир найдет выход, появится вакцина или еще что-то.  По крайней мере, что с начала июня уже потихоньку проходят какие-то фестивали, я еще пока имею такую ??надежду. А 25 сентября мы едем на фестиваль в Кропивницкий с «Гуцулкой Ксенией» (режиссер — Ростислав Держипилський. — Т.П.) и драмой «На западном фронте без перемен» по роману Ремарка в постановке Алексея Гнатковского.

Да, 50-й юбилейный фестиваль «Сентябрьские самоцветы» предусматривает чествование памяти талантов корифеев украинского театра.  Поскольку в этом году отмечаем 180-летие со дня рождения Марка Кропивницкого и 175-летие Ивана Карпенко-Карого.  Планируется чествовать их на хуторе «Надия», где мы и сыграем драму по роману Э.М.  Ремарка, в которой есть посыл и к войне российско-украинской.

«МЫ СИЛЬНЫЕ. КАК ГОВОРЯТ, ПЛОТЬ ЖЕ НЕМОЩНА, ДУХ ЖИВОТВОРЯЩИЙ»

— Как удается удерживать в хорошей творческой форме ваш коллектив?

— Коллектив у нас действительно замечательный.  Как они после полугода играют, — меня спрашивали журналисты?  А наши актеры играют прекрасно!  Во время карантина мы работали, у нас были тренинги, репетиции в режиме онлайн в «зуме».  А когда было разрешение выйти на работу и работать не более 50 человек, мы также проводили репетиции и тренинги.  Теперь после отпуска все вышли и приступили к репетициям масштабной постановки «Эдип».  Сейчас наш коллектив в прекрасной творческой форме, в хорошем тонусе, абсолютно никаких проблем нет.  Да, на нас всех влияет эта неизвестность, которая есть сегодня в государстве, эта разбалансированность затрагивает, но то, что я вижу, то, как мы мобилизовались и начали работать вопреки всему, вопреки этим тотальным запретам «красной зоны», свидетельствует: мы сильные, как говорят, плоть же немощна, дух животворящий!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать