Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сценический украинский авангард 1910–1920-х

В Украинском музее Нью-Йорка демонстрируется уникальная выставка
26 мая, 10:01
АЛЕКСАНДРА ЭКСТЕР. ЭСКИЗ КОСТЮМА К СПЕКТАКЛЮ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» ШЕКСПИРА (1921 г.) / ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ОРГАНИЗАТОРАМИ ВЫСТАВКИ

На ней представлено искусство украинского авангарда первых двух десятилетий ХХ века в его посвящении театральной сцене. Организаторы вернисажа «Инсценизация украинского авангарда 1910—1920-х годов» невозможное сделали возможным — воспроизвели движение и эксцентрику спектаклей почти столетней давности нестандартным способом: через пропитанные взрывной динамикой художественного авангарда изображения театральных костюмов и образцы композиции и оформление сцены.

Из Киева в Нью-Йорк было передано 125 уникальных эскизов из коллекции Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины. Ансамбль экспонатов — неповторимый. Он не дублирует уже существующие образцы, а создает  новый фокус представления лучших достижений модерного украинского театра первых десятилетий ХХ века. Поражает подборка работ Матвея Драка, Александры Экстер, Марка Эпштейна, Костя Елевы, Бориса Косарева, Василия Кричевского, Фауста Лопатинского, Анатоля Петрицкого, Майи Симашкевич, Александра Хвостенко-Хвостова, Ниссона Шифрина, Валентина Шкляева.

Каждый эскиз костюма — уже сюжет. Каждая художественная идея эскиза словно живет в движении. Возрождение, украинское барокко, футуризм, кубизм, конструктивизм были переплавлены в индивидуальном стиле художественного творения — костюма и оформления сцены и обретали значение равноправного участника модерного театрального действа.

Эскизы передают это независимое движение в пространстве наложением плоскостей сложного костюма, сочетанием цветов и переходом тонов («Ассирийские танцы», «Мефисто» В.Меллера). Костюмы «оживают» и благодаря особым хореографическим осанкам фигур, зафиксированных в мгновение относительного равновесия (эскиз костюма Писаря для спектакля по М.Кропивницкому «Пошились в дураки» В.Шкляева и М.Симашкевич). Также они берут свою динамику от света, который падает на алюминиевые или бронзовые детали (эскиз костюмов двух Часовых для спектакля по К.Гоцци «Любовь к трем апельсинам» А.Хвостенко-Хвостова), и от того, что преломляется во многоплоскости костюма.

Художники сделали потрясающий прорыв в художественной интерпретации украинских национальных образов нового театра. Работы Б.Косарева над трагикомедией И.Кочерги «Марко в аду» и сегодня красноречивы, поскольку свою жизненную задиристость, веселый кураж и настроение не потеряли. Казаки К.Елевы сочетают в себе игру и победу. Конструктивистские решения эскизов костюмов А.Петрицкого для спектакля «В катакомбах» по Лесе Украинке апеллируют к сакральному горизонту украинской культуры.

Анатолий Петрицкий и Вадим Меллер как основоположники двух крупнейших школ украинской сценической живописи представлены выразительными и узнаваемыми по стилю работами. Петрицкий заложил выразительную национальную основу в оформление театров и спектаклей. «Невольничий плач» — эскиз росписи интерьера театра в Козельце — интерпретирует украинскую историю и вызывает в памяти образы казацких дум и песен. «Арлекинада» — насколько вертепно-карнавальная, настолько же и визионерская по своей артистической сути.

Документальное ядро вернисажа — прямоугольный зал, где были представлены инсталляции, снимки фотолаборатории «Березоля», макеты сцены для спектаклей «Газ» и «Алло на волне 477», слайд-шоу и даже 13-минутный фильм по спектаклю «Газ». Здесь триумф искусства, ответственного за зрителя и будущее общество. Здесь его поражение перед провинциализмом и региональностью современного. Здесь трагедия модерной Украины, которая не могла преодолеть свои колониальные комплексы без живой воды нового искусства, грубо отобранного у нее и безжалостно уничтоженного советской системой.

Эта выставка — бесспорный успех ее вдохновителей, организаторов, кураторов, спонсоров, составителей каталога, всего высокопрофессионального коллектива Украинского музея. Событие вызвало большой резонанс в жизни украинского общества в Америке. Искусство сближает и строит диалог между разными людьми.

Созданный украинским сценическим авангардом 1910—1920-х художественный язык не утратил эмоциональности и творческого потенциала. Художественный язык открыт к миру, возвращает щедрыми горстями уникальный художественный синтез из духа своей эпохи, национальной традиции, к творческой свободе и непокоренному человеческому «я».

Выставку можно увидеть до 13 сентября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать