Секреты первой сцены Украины
Михаил Захаревич, генеральный директор — художественный руководитель Национального театра им. И.Франко сделал презент всем, кто интересуется тем, что происходит в царстве Мельпомены
Свою новую книгу Михаил Васильевич назвал «Щоденниками директора театру» и ее только-только привезли из типографии и она еще пахнет краской. Издание дает возможность побывать за кулисами первой украинской сцены, узнать, как рождались постановки, которые уже стали историей, о знаковых личностях: кумирах, мастерах, звездах и талантливой молодежи, но это взгляд без ретуши, а потому особенно ценный, поскольку очень правдивый. Это эссе зафиксировало и гранд-гастрольные маршруты прославленного коллектива, и то, как непросто происходили реформы, а еще автор раскрывает секреты, в частности, как быть успешным, интересным и аншлаговым театром страны. «Щоденники» задокументировали события с 1992 г. и вплоть до наших дней (именно столько судьба Михаила Захаревича тесно связана с Театром им. И.Франко).
«В театре очень много амбициозных людей, — пишет руководитель франковцев. — Это не только актеры. Здесь каждая профессия уникальна. Взять того же художника-декоратора или бутафора. И все эти амбиции нужно уметь удовлетворить, а не унизить. Не стоять над людьми, а работать вместе».
— Дневники — очень интимная вещь и нужно иметь незаурядную силу духа и предельную человеческую порядочность, чтобы вынести на широкую общественность свои сомнения, чувства и ощущения относительно жизни театра, коллектива, в котором прошла большая часть собственной жизни, — отмечает Наталия ПОНОМАРЕНКО, руководитель литературной части Национального театра им. И.Франко, которая уже познакомилась с книжной новинкой М.В. Захаревича. — Считаю, что это эксклюзивное издание, в котором каждый читатель сможет найти для себя интересные факты, волнующие истории. Если для театроведов это знакомство с неизвестными подробностями, фактами из жизни театра за последние 25 лет и более приближенное придирчивое знакомство с Михаилом Васильевичем как неординарной личностью, чрезвычайно требовательной, в первую очередь к самому себе, а также стратегом и тактиком театрального дела; то для рядового читателя — это искренняя исповедь мастера, который прожил бок о бок с франковцами все самые сложные годы. Напомню, что 1990-е — становление и утверждение государственности нашей страны, а вместе с ней — появление нового направления развития украинского сценического искусства в непростых экономических и политических условиях. Когда перед руководителем большого коллектива, которым является первая сцена Украины, появлялись сверхсложные задачи: каждый раз доказывать, что именно этот Театр Франко является образцовым и именно он всегда на всех этапах своего развития был в авангарде художественных поисков, открытий, при любых обстоятельствах отстаивал национальное достоинство, язык, культуру, духовность.
Чрезвычайно скрупулезно, придирчиво зафиксированы события 1990-х — первые годы деятельности Михаила Васильевича во главе коллектива были довольно тяжелыми. Нужно было искать пути из безвыходного положения. В первую очередь — сохранить коллектив. Так при театре возник Опекунский совет. Одним из определяющих шагов М.Захаревича на должности директора стала опека ветеранов-франковцев, и он смог вернуть в наш коллектив мастеров, вселил надежду на лучшее легендарным мастерам, в частности Ольге Кусенко, Нонне Копержинской, Владимиру Дальскому, Аркадию Гашинскому и другим актерам, которые отдали свою жизнь сцене и которые в то время нуждались в помощи. И не только актерам. Напомню, что Михаил Васильевич с юношеских лет, зная театр изнутри, знал, как трудно выживать без театра не только материально, но и в первую очередь — морально.
За лаконичностью, аскетичностью фраз, особенно относительно первых лет деятельности, за констатацией отдельных фактов чувствуется кропотливая повседневная работа по совершенствованию творческо-производственного процесса, острота и риск неординарных решений, огромное желание передать свой опыт коллегам и грядущим поколениям.
Рассуждая над проблемами коллектива, автор не обошел и проблем театрального дела в целом (М.В. Захаревич много лет возглавлял Украинскую ассоциацию директоров театров, работал на должности первого заместителя министра культуры).
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
И все же, со страниц «Щоденників» Михаил Васильевич предстает непоправимым романтиком, безгранично влюбленным в театр. Ища пути выхода из трудных положений, он обращается к опыту предшественников, придирчиво изучает и проводит огромную творческую работу по исследованию истории Театра им. И.Франко, жизни его руководителя — Игната Юры, в известном он находит неизвестное, в проблемах начала ХХ века ищет созвучность с проблемами сегодняшними, а вместе с этим — ответы на собственные вопросы. Погружаясь в исследовательскую работу, Захаревич словно обретает воодушевление на решение сверхсложных задач дня сегодняшнего. Однако не ограничивается опытом украинского сценического искусства, его острый ум и актерская интуиция провоцируют его на изучение практики и опыта европейского и мирового искусства.
Щемящей болью пропитаны воспоминания автора о творческом побратиме Сергее Данченко, с которым они смело шли наперекор бюрократическим помехам, циркулярам и т.п. «Я горжусь, что почти десятилетие работал бок о бок с Сергеем Владимировичем — великим человеком, великим режиссером, с которым мы успели кое-что сделать, я — организационно, он — творчески». В 1990-х первыми в Украине, когда еще не существовало такого популярного сегодня слова, как «евроинтеграция», они начали успешную работу по знакомству Европы с украинским сценическим искусством. Сегодня трудно представить, как им удалось организовывать многочисленные гастрольные турне в Польшу, Македонию, Германию, Грецию, Австрию. Приобщать разные зарубежные институты к сотрудничеству с театром.
Лейтмотивом многочисленных размышлений автора является пронзительная фраза: «Я пытаюсь, чтобы актеры не знали моих забот, пусть спокойно работают». Это кредо мастера, который досконально знает потребности театра.
Говоря об издании, нельзя не сказать и о творческой группе, которая работала над выпуском и визуально-образным решением книги: Анастасии Коржовой — распорядителе и авторе концепции, редакторе Валерии Гайдабуре, графическом дизайнере Вадиме Фелике и фотохудожнике Викторе Марущенко. Фотографии и тексты объединяют разные времена, фигуры, события в единый живой пульсирующий организм, имя которому Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко.
Завершая «Щоденники», Михаил Васильевич пишет: «Хотелось бы, чтобы все работники были здоровы, чтобы нам удалось выпустить достойные спектакли, чтобы наш юбилей (официальный день рождения Театра им. И.Франко — 28 января 1920 года, а торжества франковцы планируют провести в мае 2020 г. — Т.П.) был настоящим праздником. Оглядываясь на историю Театра Франко, которому скоро 100 лет, я вижу, что это годы испытаний, кризисов, побед, открытий — годы утверждения украинского национального театра, Что будет завтра? А завтра будет премьера».
Кстати, 26 сентября М.В. Захаревич празднует день рождения. «День» поздравляет именинника и желает здоровья, осуществления его многочисленных амбициозных планов, а еще аншлагов и оваций на всех спектаклях франковцев!
Выпуск газеты №:
№175, (2019)Section
Культура