Семь исповедей в...песке
В рамках фестиваля «Мария» представили спектакль театра Freiewerkstatt «Германия-Сендвич»
Тема поиска собственной идентичности в современном театре — одна из самых популярных. А в то же время и наиболее провокативных. Особенно если эта тема оказывается в поле зрения театрального коллектива из Германии. Страны, в истории которой был четко выраженный период борьбы за чистоту расы и которая теперь должна признать очевидный факт: нынешний мир является плотным переплетением разных культур, традиций, религий, а миграционные процессы, которые из года в год набирают обороты; не просто ставят под сомнение, а решительно перечеркивают, делают невозможными приоритеты прошлого.
Сюжет спектакля «Германия-Сендвич» (режиссер — Светлана Фурер, в главных ролях — Ярослава Горобей, Алена Кюн и Вика Левовская) выстроенный из многочисленных интервью представителей разных национальностей, которые cейчас живут в Германии. Зрители слушают откровение сирийца, турков, молодой русской немки, семью которой во время Второй мировой войны выслали в Казахстан, евреев, выехавших из СССР, коренных пожилых немцев, которые помнят бомбардировку и всю жизнь прожили со своими детскими страхами, так называемых инфлюэнсеров, людей, которые создают свой мир сами и для которых местожительство — это всего лишь условность. Семь историй-исповедей, по большому счету, очень похожи между собой: люди учатся чувствовать себя частью сообщества, ограниченного определенной территорией, вместе с тем они -сознательно или подсознательно — не готовы и не желают отказаться от философии и традиций своего рода.
Спектакль о самоидентификации построено... на песке. В прямом смысле: спектакль начинает видео с огромным песчаным карьером, который тянется по полу сцены прямо к ногам зрителей. Рассыпанный песок, волей режиссеры, трансформировался в целый ряд образов и ассоциаций. Это и песочница, в которой играются обычные дети мира, рисуя «смайлики» и строя «пасочки» и крепости. И отсылка к библейским сюжетам: Моисей водил евреев по пустыне сорок лет, а сколько должны пройти современные люди, чтобы найти свою Святую землю? И напоминание о существовании такого природного явления, как сыпучие пески, — коварного, смертельно опасного. Искать себя — занятие лишь на первый взгляд невинное, иногда на этом пути попадаются скелеты в шкафу, которые ждали своего появления десятилетиями, даже веками, и только сильные духом люди способны к взвешенности, способны оказывать сопротивление, не позволить засосать себя «сыпучим пескам» обид, страхов, комплексов.
На протяжении спектакля звучат не очень оптимистичные утверждения о стране, которую ее нынешние жители пытаются постичь, о мироощущении людей, которые всего лишь песчинки Вселенной и вся Вселенная в то же время: «Германия — это открытая рана...», «кратер, в который упал метеорит», «молчаливый ландшафт печали», «правда имеет много обликов», «кто для меня другие?» ...Мысли и вопросы, вызревавшие веками, собраны в «Германии-Сендвич». Тревоги и сомнения, которые необходимо пропустить через собственное сердце, чтобы жить дальше.
Выпуск газеты №:
№190-191, (2019)Section
Культура