Семья и школа
В Украине в пятый раз проходит фестиваль «Неделя итальянского кино»Показ новых итальянских картин начался в столичном кинотеатре «Киев», и до конца месяца их увидят жители самых крупных городов нашей страны. Со времени предыдущей «Недели итальянского кино» минуло чуть больше полгода, что и оправдывает скромность нынешнего Фестиваля. Она проявилась как в количестве фильмов (всего четыре), так и в их качестве.
Открыли нынешнюю «Неделю...» лентой Пупи Авати «Золотой мальчик», которая рассказывает о той цене, которую часто приходится платить писателям и художникам за свою славу. Правда, копирайтер рекламного агентства Давид Бьяс (Риккардо Скамарчио), который мечтает о литературной карьере, никаких хороших плодов за свой роман не пожинает. На то время, когда его книга, выиграв национальную литературную премию, завоевывает признание у критиков и читателей, автор уже пребывал в психиатрической больнице. Но свет славы проливается на его отца, сценариста-неудачника, который накануне погиб в автокатастрофе. Собственно, Бьяс-старший покончил с собой в результате творческого кризиса. Да и многолетний конфликт с сыном тоже повлиял на его решение направить свой автомобиль в бездну. Не удержала его в этом безумном мире даже любовь такой роскошной женщины, как Людовика (Шарон Стоун), которая впоследствии очаровала и сына. Но и Бьяс-младший выбирает «небытие», правда, только социальное. На попытку Людовики вытянуть его из сумасшедшего дома он отвечает отказом — среди признанных медициной психов талантливому беллетристу уютнее, чем среди тех из них, которые считаются нормальными и борются за славу, деньги, власть. Хотя социальная критика «Золотого мальчика» касается разных граней жизни современного общества, главной темой этой мелодрамы стал кризис семейных отношений в мире, где все чувствуют себя «свободными». Эксплуатируя фрейдистские мотивы (в данном случае, комплекс вины сына за самоубийство отца, которую Давид искупает, написав роман от его имени), режиссер лишает героя права на отцовство — девушка, на которой он хотел жениться, вышла замуж и родила от другого мужчины.
Тема конфликта детей и родителей развивается и в автобиографической ленте Азии Ардженто «Пойми меня, если сможешь», где роль матери десятилетней героини исполнила известная французская актриса Шарлотта Генсбур. Устав от вечных скандалов родителей, которые, в конечном итоге, расстаются, девочка ищет любви то в доме матери, которая по ночам, если не спит с любовниками, мучает соседей игрой на рояле, то в доме отца, известного актера. В конечном итоге, Азия берет своего черного кота, самое родное, как оказалось, живое существо, и покидает дом. Между тем, ища понимания у других, режиссер не выражает желания понять чужую жизнь, потому пафос ее фильма сводится к гротесковой критике семьи и школы современной Италии. Мать на экране показана упорной нимфоманкой, что и объясняет приглашение на роль Шарлотты Генсбур; учительница, начинающая урок с молитвы, бьет подростков головой о стол, сестры героини показываются дурами и эгоистками. Только «золотая девочка» Азия выглядит здесь умницей, которую жестокий, эгоистичный мир превращает в жертву. Без сомнения, этот мир заслуживает еще большей критики. Однако она, в случае художника, не должна быть мотивирована личной обидой, банальным желанием мести.
О кризисе отношений в мире, где ни у кого не перед кем нет никаких обязательств, идет речь и в комедии Джованни Веронези «Вот так подружка». В ней дружба между мужчиной и женщиной разрушается в тот момент, когда они позволили себе интим. Наконец, в остросюжетной драме «Человеческий капитал» (картину выдвигали на «Оскар»), где играет обворожительная Валерия Бруни-Тедески, дети тоже становятся жертвами амбиций своих родителей.
Выпуск газеты №:
№43, (2015)Section
Культура