Сергей Безруков. Солнечный мальчик или «мессия?»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070601/487-18-1.jpg)
Его называют «солнечным» мальчиком, способным ярко сыграть любые эмоции. И пафосным имитатором в искусстве, вечным заложником роли романтического бригадного капитана Саши Белого, принесшей актеру поистине всенародную любовь.
Его личная жизнь, а вернее брак с актрисой Ириной Ливановой (бывшей женой актера Игоря Ливанова) также сопровождался долго не утихающим скандалом. Впрочем, и сегодня, нет-нет, да и съязвит кто-то из досужих журналистов уже по поводу показушных отношений «сладкой парочки».
Сергей Безруков не уходит от ответов на провокационные вопросы. Но предпочитает говорить об искусстве. Он пунктуален и работоспособен. И спешит успеть сделать многое. Играет в Театре-студии под руководством Олега Табакова и во МХАТе. Много работает на радио и в кино. Только в прошедшем году на экраны вышло несколько проектов с участием Сергея Безрукова, вновь неоднозначно всколыхнувших общественное мнение. Это эпический анимационный фильм «Князь Владимир», где Сергей озвучивал главную роль. Телесериалы: «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко и «Есенин» режиссера Игоря Зайцева, снятый по идее самого Сергея Безрукова.
Так я начинала программу «Своя роль», зная Безрукова лишь по экрану. Сегодня, после общения с любимцем зрителей, не могу не дополнить данную преамбулу личными впечатлениями. Сергей Безруков — артист, безусловно, способный. Своего мнения я не изменила. И амбициозный. Не в самом лучшем смысле этого слова. Как иначе можно объяснить трансформацию искрометного на сцене и в кино молодого актера в умудренного опытом мэтра от искусства в рядовом интервью. Безапелляционно уверенного в том, что изреченная им сентенция сомнению не подлежит. В наиболее острых моментах, дабы не подвергать свои высказывания ненужным расспросам журналиста, Сергей прибегает к пафосному и безликому обращению «друзья мои». Он как будто поднимается над ситуацией, давая понять, что «торг (читай, «спор») не уместен». Истину в последней инстанции знает он и только он, Сергей Безруков. Умело манипулирует голосом, придавая ему то хрипотцы, то томности (в частности, во время разговора о жене). И от этого становится невыразимо скучно и предсказуемо. Вроде бы неплохой актер на проверку оказывается обыкновенным статистом, ловко пользующимся известным набором штампов. Наиболее искренним Сергей показался, рассказывая свои впечатления об Эмире Кустурице. То ли знакомство с всемирно известным режиссером впечатлило, то ли вопрос застал врасплох. Если думать последнее, быть может, слухи об актерской одаренности Сергея Безрукова несколько преувеличены? Впрочем, ходите в театр и в кино и судите об этом сами. А наша беседа с актером, хочется верить, просто поможет вам расставить некоторые акценты.
ЕСЕНИН
— Сергей, прошедший год некоторые кинокритики называли годом Безрукова. На телеэкраны вышло два небезынтересных, но спорных проекта — «Есенин» и «Мастер и Маргарита». Думаю, логично было бы начать разговор именно с них.
— Основное дело сделано. В очередной раз подчеркну, что выложился, играя эти роли, на сто процентов. Что касается объема работы, мне его не хватало. О Есенине, моем любимом герое, предположим, можно было бы снять гораздо большее количество серий. Глубина его гения безгранична. Это вселенная, бесконечность. И потому многое, естественно, осталось за кадром. Материала хватило бы на огромное число новых фильмов.
— На ваш взгляд, в новых фильмах Сергей Есенин был бы узнаваемым или разным?
— Он всегда будет абсолютно разным. И в воспоминаниях современников и близких великий поэт всегда иной. Каждый из них знал своего Есенина. Поэтому любая авторская версия видения его, представленная на суд зрителей, найдет и сторонников, и противников. Всем не угодишь. Что касается моего героя, мне не хватало есенинского простора. Изначально жанр, избранный режиссером, диктовал свои законы. Это детектив. Следователь расследует уголовное дело Есенина, а любое расследование само то себе требует конкретных фактов. Кстати, до недавнего времени никто и представить себе не мог, что на поэта Сергея Есенина было заведено 13(!) уголовных дел. Мы решили в основу фильма положить самую скандальную версию его смерти — убийство. Многие есениноведы придерживаются официальной версии — самоубийства. Мне же избранный нами вариант представляется единственно верным. Но это скандал.
— Вы верите, что Есенина убили?
— Да, я читал много литературы и знаю немало документальных фактов, подтверждающих это. К сожалению, многие из них сегодня еще нельзя использовать в кино по этическим соображениям. Еще живы родственники Есенина. Правда, мы порой забирались в такие глубинные пласты жизни поэта, куда, по мнению некоторых есениноведов, «ходить» не следовало. К примеру, в личную жизнь Есенина. Но ведь без этой жизни — сложной, некомфортной, порой даже страшной, полной эмоций, скандалов и проблем, множества женщин и любви к ним — невозможно представить гения ХХ века. В ней он черпал вдохновение. Его жизнь и есть сам Есенин.
— Правда ли, что после выхода фильма на экран родственники Сергея Есенина предъявляли к вам определенные претензии?
— Неправда. Просто существует огромное количество недоброжелателей, желающих облить грязью любое мало-мальски стоящее начинание. В этом наша действительность, к сожалению. Дело в том, что Есенин еще и политически задел русский характер. О национализме говорить не буду, поскольку он не был националистом. Сергей Есенин — русский патриот, что, однако, некоторыми воспринимается как коричневая чума, шовинизм. Категорически не согласен с такой точкой зрения и никогда не изменю свою. Тем не менее, любое проявление русского характера, бунтарского духа — Емельян Пугачов, Стенька Разин — многим не очень приятно. Определенные темы, затронутые в фильме, касаются политики и весьма щекотливы. После выхода картины на экран было много заказных статей: в каких только грехах нас не обвиняли. Если вы внимательно почитаете публикации, поймете, что кому-то Есенин очень нравится, кому-то — нет…
— Это второй вопрос.
— Сказал бы — это главный вопрос, ибо о Сергее Есенине при жизни не писали хороших статей и адекватных рецензий на его стихи. Есенина ненавидели, его произведения запрещали. Сергей Александрович недоумевал: «Неужели я настолько пропащий человек, что вызываю такую злобу в отношении себя?» Что касается эпатажных поступков, связанных с его именем: он «ярко горел», противопоставляя себя власти большевиков. У него болела душа за Россию. А его представляли банальным скандалистом. И в школьной программе Есенину уделялось наименьшее внимание по сравнению с другими поэтами серебряного века — Волошиным, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком. Не умаляю их таланта и значимости, но есенинская тема совсем отошла на второй план. Из поэта-бунтаря сделали слабенького херувимчика...
— Мещанского поэта. Была такая формулировка.
— Верно. И со временем Сергея Есенина стали забывать, его не знает молодежь. Посему мы и решились пойти на заведомый скандал, чтобы всколыхнуть интерес к замечательному поэту.
— Вы думаете, молодежь смотрела фильм?
— Если верить статистике, молодежь, в основном, и смотрела.
— Предполагаю, они смотрели на вас, своего кумира, актера Сергея Безрукова.
— Как бы там ни было, основная цель достигнута. Популярность стихов Есенина по информации интернета увеличилась почти в 30 раз. Школьники учат наизусть его поэзию. Проводят поэтические вечера. Им уже мало информации из учебников: молодежь начала читать поэзию серебряного века, искренне увлекается ею. И хотя с того времени прошло немало лет, у молодых людей абсолютно другие интересы, победа налицо. О фильме спорят, а это, верный путь к истине. Было бы страшно, если бы наша работа осталась незамеченной. Кстати, не так давно я встречался с женами поэтов, и они искренне благодарили меня за точные краски характера поэта, которые удалось подметить. С людьми творческими ведь, действительно, непросто сосуществовать, оспаривать никто не будет. Были и другие мнения: мол, Есенин — талантливый поэт и это главное. Зачем затрагивать личностно-бытовую линию? Не совсем понимаю такую точку зрения. Он ведь не человек-памятник, романтически покусывающий карандаш, и вдруг — бах! — озарение! И полились стихи. Подобный фильм уже был — «Пой песню, поэт!», где Сергей Никоненко замечательно похож на Есенина. Картина не принесла никаких плодов, живого Сергея Есенина мы не увидели. А про нашу работу даже кто-то из филологов сказал, что фильм — абсолютная поэма, поскольку в каждом кадре зашифрованы стихи Есенина. Просто нужно захотеть это увидеть.
— Вы с таким запалом и любовью говорите о Есенине, что возникает вопрос: увлекались им с детства?
— Читал уже с семи лет. Что может быть прекраснее и чувственнее ранней лирики: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой…» Как же это красиво! Я всегда был ребенком с воображением, и мне сразу представлялись березки, что росли возле моего окна. Особенно одна, которая зимой покрывалась инеем, вспыхивала в закатных лучах солнца. И на просвет каждая веточка — в радужной окантовочке… Это увлечение с детства: я улавливал в есенинских стихах эмоции, похожие на те, что испытывал сам, еще совсем пацан.
— Стихи писали в то время?
— Писал. Любовные, девушкам. Многие уже забыл, но одно, что родилось спонтанно, наверное, подражательное, меня испугало. И я перестал писать. В первую очередь, потому что, когда играешь поэтов, не можешь априори этого делать. Ничего не получится, ибо они гении, а я актер. Разные профессии: это в актерстве чувствую себя, как рыба в воде, у поэтов другая природа. А стихотворение было такое:
— Я знаю: мне судьбой начертано сгореть.
Душой, как магний, вспыхнуть и, погаснув, умереть.
От этой вспышки яркой тотчас ослепнет мгла.
И люди вновь уверуют: добро сильнее зла.
— Сколько же вам было лет, когда родились эти строки?
— Не так уж мало. Лет 16, наверное. Они показалось мне не моими, пророческими, что ли. Испугался, конечно, вот и принял решение никогда больше не писать.
ИЕШУА ГА-НОЦРИ
— Перейдем к «Мастеру и Маргарите», к роли Иешуа Га- Ноцри. Правда ли, что у вас было лишь пять съемочных дней?
— Правда. Я никогда не работаю параллельно в нескольких картинах. Стараюсь уделять внимание каждой роли. В данном случае получилось довольно легко. Есенин в фильме говорит о Христе. По сути, он и сам взошел на крест, если подойти к его образу философски. Сложная, изломанная судьба… «Коли черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней…» Есенин обладал ангельским, божественным даром, талантом поэта. В то же самое время — проза жизни, чертовщина, что была вокруг. Одна роль. Другая — Иешуа. Работа серьезная, я даже постился перед тем, как приступить к ней. Мне хотелось играть почти ребенка по мышлению, наивного, трогательного и ранимого философа. Однако режиссер фильма Владимир Бортко сказал, что это неверно. Благодарен ему: он действительно замечательный режиссер, прекрасно чувствует актеров. Мы работали вместе впервые, но нашли должную грань достоинства Иешуа Га- Ноцри. Ведь он выражает булгаковский взгляд на Библию, на Иисуса. На мой взгляд, «Мастер и Маргарита» — Евангелие от Булгакова. Слышал, правда, некоторые называют это произведение Евангелием от Сатаны, но не согласен с таким мнением. Михаил Булгаков, в первую очередь, писал о сыне Божьем. Это его версия. Режиссер мне все время повторял: «Сохраняй достоинство. Иешуа — не наивный, униженный и оскорбленный философ. Он — сын Божий, в нем есть сила духа». Это то, что не играли до меня. Ведь чтобы говорить об Истине, нужно иметь право и иметь силу. Кто сказал, что Свет не имеет силы? Все имеет силу. Недаром же говорят о войнах света. Мне важно было поверить в эти слова. Я православный, крещенный и порой нелегко было верить, что все земные особи — добрые люди.
— Сергей, неужели вы и убийце скажете, что он — добрый человек?
— Изначально все люди добрые. Душа не может быть злой. За души воюют Господь и Дьявол, но сама по себе душа чиста.
— А если это насильник, глумится над малолетними детьми?
— В какой-то момент им завладел дьявол. Когда-то и его душа была доброй.
— В таком случае, очевидно, моя душа — злая. Ни при каких обстоятельствах не назову насильника добрым человеком!
— Я отношусь к роли Иешуа философски. Она меня многому научила. Добро действительно побеждает зло. Зло разрушительно само по себе, а добро нет.
— По поводу фильма «Мастер и Маргарита» читала множество рецензий. Как восторженных, так и критических, хорошо аргументированных.. А также… Вы улыбаетесь, значит, предполагаете, о чем пойдет речь. Мол, Иешуа Безрукова — тот же Саша Белый из «Бригады», только с длинными волосами и в рубище. Ваши комментарии?
— Когда нечем зацепить, стараются что-либо выдумать. Если выдумывают, берут близлежащее. Ведь Саша Белый — вымышленный персонаж, несмотря на то, что многие считают его реальным героем. В жизни подобного не бывает. Сергей Безруков вместе с замечательным режиссером Алексеем Сидоровым создали образ не бандита, а обыкновенного человека, попавшего в страшную воронку событий 90-х. И он пытается остаться человеком. Возможно, моментами Саша Белый напоминает кого-то из определенной прослойки, поскольку подсознательно зрители пытаются найти эти параллели. Но однажды я услышал мнение знающих людей (не при общении — дошли слухи), что мы сыграли мечту бандитов. Они хотели бы быть такими в жизни. Увы, это нереально. Это сказка. Но коль мы сыграли мечту, значит, заслужили их уважение и почтение.
ИРИША
— Олег Павлович Табаков когда-то сказал, что в его театре, в «Табакерке» только два актера — Женя Миронов и Сережа Безруков — могут делать все и на театральных подмостках, и в кино, и на телевидении без ущерба для чего-либо. Редкая похвала. Но у вас же есть «своя роль» и в обыденной жизни. Хватает ли внимания для родителей? Для жены Ирины, которую, заметила, везде называете не иначе как Ириша. Кстати, это домашнее имя или сохранились эмоции, испытанные при знакомстве?
— У каждого мужчины существует свой идеал женщины. У моего отца, допустим, одни вкусы. У меня, его сына, плоть от плоти, другие…
— Отцу ваш выбор нравится?
— Это довольно сложно. У него существует свой взгляд на мою личную жизнь. Но ведь есть я, Сергей Безруков, которому уже 33 года. Пройден определенный рубеж, когда во всем слушаешь советы родителей. Не буду лукавить, прислушиваюсь. Ведь я их сын. У них большой жизненный опыт. Но поступать необходимо, полагаясь на сердце, интуицию. Для меня мой выбор — правильный и нужный. Ириша идеально подходит мне во всем: как женщина, любимая, друг и советчик. Говоря простым языком, с этим человеком приятно проводить время не только в постели. Ириша — интересная личность, что для меня, человека творческого, чрезвычайно важно. Нам есть что обсудить, о чем поговорить, когда встречаемся вечером дома. Наши вкусы во многом совпадают. Страсть, плотская привязанность — одно, собеседник — совершенно другое.
— Предполагаю, поговорить получается и в совместных путешествиях, которые любите. Более того, знаю, практически одновременно мы встречались с одним и тем же потрясающим человеком. Только я в Киеве, а вы в Сербии. Это режиссер Эмир Кустурица. Каковы ваши впечатления о нем?
— Он угостил нас обедом. Мы поговорили. Эмир любит Василия Шукшина — на этом мы с ним и сошлись.
— Параджанова очень любит.
— Кумиром для него также является Тарковский, а его фильм «Андрей Рублев» — эталоном в режиссуре. Эмир рассказал, что однажды корреспондент нелестно отозвался об этой картине, мол, слишком скучная — невозможно смотреть. От мордобития незадачливого журналиста спасло лишь то, что он перевел разговор на другую тему. Кустурица недоумевал, почему в России не ценят и не понимают своих гениев. Правда, самого Эмира Кустурицу не воспринимают в родной Сербии. Он там — изгой, хотя прославил нацию. Многим не нравится большое количество цыган в его фильмах…
— Мусульманские корни, к тому же.
— Молодым сербским кинематографистам он представляется диким отшельником, живущим вдали от всех. А он ведь режиссер уровня Тарантино, Вуди Аллена, Спилберга…Эмир казался немного усталым во время нашей встречи, но когда поднимал глаза, в них сразу начинали бегать чертики. Очень обаятельный человек…
Я читал стихи Есенина. Переводчица рассказывала суть стихотворения, затем я читал — сербы плакали, говорили, насколько его поэзия близка их мироощущению. Это реальный факт. Я ощутил, что мы — родственные души. Сербы, по-моему, остались единственным народом, беззаветно любящим русских. В кофейнях, когда узнавали, откуда мы, даже отказывались брать деньги. Меня поразило их отношение, особенно в современной ситуации, когда к России изменилось отношение… (улыбается) Украины…
— Не преувеличивайте.
— …других государств. В Сербии же, действительно, к русским относятся замечательно.
— Сергей, наш разговор начался с Есенина. Последний вопрос касался Эмира Кустурицы, но иронией судьбы вновь перешел к вашему любимому поэту. Чтобы поставить заключительную точку, прочитайте, пожалуйста, любимое из его поэзии.
— (Задумывается). Может быть, это, похожее на тост?
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».