Сергей ГАРМАШ: «Даже во имя свободы нельзя переступать нравственную черту»

Спектаклем «Бесы» завершились гастроли театра «Современник». Легендарный польский режиссер Анджей Вайда, основываясь на инсценировке романа Достоевского, написанной Камю, рассказал вместе с российскими актерами страшную историю, которая может произойти с обществом, если подменяются нравственные критерии и верховенствуют демагоги — посланники зла. Это предчувствие катастрофы зрители ощущают в черном заднике сцены, в копошащихся «бесах», когда интриги, обман, убийства и самоубийства оправдываются «великими» целями общего дела построения «земного рая» (все рабы и в рабстве равны, все разрушим, а другие пусть строят, зуб за зуб)... Слова Достоевского резонируют, особенно остро их ощущают киевляне: ведь за стенами Театра им. И. Франко, в котором проходили гастроли, политические страсти накалены до предела. Более двух недель украинцы митингуют на Майдане независимости, отстаивая свое право на демократию. Видимо поэтому текст Федора Михайловича, звучащий со сцены, приобретает для нас особое звучание, напоминая в том числе и об опасности бесовщины.
Сюжет спектакля сконцентрирован. Поклонники Достоевского несколько разочарованы схематизмом прочтения романа. В инсценировке сокращены многие сцены, полностью убрана губернаторская чета и Кармазинов, уменьшена линия Степана Трофимовича Верховенского. Для актеров мало оставлено времени, чтобы показать своих героев, но тем не менее попаданием в десятку можно назвать актерскую интерпретацию Сергея Гармаша (капитан Лебядкин) и Елены Яковлевой (Лебядкина).
«Дню» удалось побеседовать с ведущим актером «Современника» Сергеем Леонидовичем Гармашом, который рассказал о том, как создавался спектакль, работе с легендарным Вайдой, о кино- и сериальных проектах, а так же о своих украинских корнях и многом другом.
О «БЕСАХ»
— Сила классики в том, что проходят годы, даже столетия, а вопросы, поднятые в великих произведениях, остаются для людей актуальными, — подчеркнул Сергей Гармаш. — Федор Михайлович Достоевский сумел предугадать то, что может произойти с Россией в будущем. Поэтому совсем не случайно критики называли его роман «политическим памфлетом на революционно-демократическое движение». Он рассказывает о событиях 60 — 70 х годов XIX века, а зрители, смотрящие наш спектакль, живо реагируют на каждое слово, звучащее со сцены. Они видят в постановке картину многих сегодняшних событий, которые происходят не только в Киеве на Майдане Независимости, а на всем постсоветском пространстве. Немало ответов на трудные вопросы можно найти в романе Достоевского. Я считаю, что «Бесы» — это роман-предупреждение и политическое завещание писателя.
Я впервые прочел «Бесов» еще в студенческие годы. Потом, спустя некоторое время, вновь перечитывал. И каждый раз ловил себя на мысли, что нахожу новые пласты, которые не заметил ранее в этом романе. Например, Достоевский пишет, что даже во имя всемирного торжества свободы, равенства и братства нельзя переступать нравственную черту. Он предупреждает нас о лжепророках и о том, что никакая, даже великая цель не может оправдать средства, что без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства... А ведь писатель написал об этом более 150 лет назад.
Я ни минуты не сомневался, ехать нашему театру «Современник» на гастроли в Киев или нет. Боязни, что тут неспокойно и наши выступления не ко времени, у меня не было. Мы не могли подвести киевлян и свою публику. Ведь за последние годы здесь у нас появились настоящие поклонники, не пропускающие ни одного спектакля. Мне показалось, что нашу версию «Бесов» киевские зрители приняли даже лучше чем московская публика. А это дорого стоит. За несколько дней, что я в Киеве, некоторые представители украинских СМИ настойчиво спрашивали: «Как вы комментируете нынешнюю ситуации в Украине»? Но я не политик, а артист и считаю, что делать какие-либо политические заявления мне, живущему в Москве, некорректно. Хотя я не скрою, что переживаю, как события пойдут дальше. Ведь я украинец. В Херсоне у меня живут мама и родственники. Очень хочу, чтобы мир и спокойствие были на украинской земле...
О ВАЙДЕ
— Наш спектакль «Бесы» родился за полтора месяца. Анджей Вайда —легендарный режиссер. К этому произведению Ф. М. Достоевского он обращался в течение свой жизни несколько раз. В начале 70-х он поставил «Бесов» в Краковском старом театре. Потом делал несколько версий в разных странах. В «Современнике» он использовал для инсценизации пьесу Альбера Камю «Одержимые», которая написана на основе «Бесов» Достоевского. Перед началом работы Вайда посмотрел несколько наших постановок, а потом принял решение, кто из актеров будет у него играть. В спектакле заняты 30 человек, и все мы работаем без дублеров.
Репетиции проходили очень интересно и четко. За столом мы сидели всего один день, а потом сразу пошли на сцену. Утром репетировали, а вечером собирались в зале, и режиссер нас спрашивал по поводу постановки. Он внимательно выслушивал замечания, предложения. Потом рассказывал, как он видит спектакль, сцены, роли. Мы откровенно беседовали. Вайда — великий режиссер, и несмотря на то, что он очень знаменит (Оскаровский лауреат, автор таких известных картин, как «Пепел и алмаз», «Дантон», «Человек из железа» и др., ставил спектакли в ведущих театрах Англии, Польши, Югославии, Швейцарии, Японии — Т. П. ), при близком знакомстве оказался вовсе не диктатором. Он давал нам возможность углубиться в роль, влезть в шкуру героя, но при этом очень ненавязчиво подталкивал к решению, которое считал верным. Хотя я не могу сказать, что спектакль у нас получился на все сто... Есть некий схематизм, но несмотря ни на что я счастлив, что Анджей Вайда предоставил мне шанс сыграть образ капитана Лебядкина. Он — шут, пьяница, тиран, трус, поэт-графоман, т. е. я играю роль, где есть возможность проявится в актерском плане.
О СВОИХ И ЧУЖИХ
— На съемках фильма «Свои», которые проходили на Псковщине, мы подружились с Богданом Ступкой. Я его даже «батьком» стал называть. Те дни для меня стали настоящей школой мастерства. Мы с Костей Хабенским, играющим роль Политрука, с восхищением следили как высокопрофессионально работает Богдан Сильвестрович.
Когда режиссер Дмитрий Месхиев дал мне прочесть сценарий «Своих», то я ни минуты не сомневался и сразу сказал «да». В фильме я сыграл роль Чекиста — образ сложный, колоритный. Фильм рассказывает о тяжелых первых днях Второй мировой войны. Драматическая ситуация — когда стираются грани: кто свой, а кто чужой, кто враг, а кто друг? Обстоятельства заставляют каждого делать собственный выбор.
После съемок картины «Свои» Ступка предложил мне сыграть в одном из спектаклей Театра им. И. Франко, который он возглавляет. Вначале мы думали, что я введусь на роль Дмитрия в их версии «Братьев Карамазовых».
Достоевский — знаковый для меня писатель. Кстати, работать в театр «Современник» я попал благодаря роли Мити Карамазова. Дипломным спектаклем по сценической речи в Школе-студии МХАТ, которую я закончил, был спектакль «Карамазовы». На худсовете я читал отрывок «Разговор на большой дороге» Тургенева и «Монолог Митьки Карамазова» Достоевского... Через 10 лет режиссер Фокин поставил у нас в театре «Карамазовы и ад», и этот спектакль до сих пор в репертуаре «Современника»... Вы знаете, я считаю, тексты Федора Михайловича нужно обязательно читать актерам. Они для них станут тренингом для проникновения в нашу профессию, чтобы полнее раскрывать свои внутренние возможности...
В этот раз — в Киеве, с Богданом Сильвестровичем — мы обсудили наши будущие совместные планы. Да, я обязательно сыграю в Театре им. И. Франко, причем на украинском языке, но не в «Братьях Карамазовых». Сейчас мы вместе выбираем пьесу.
ТЕАТР ИЛИ КИНО?
— У меня никогда не возникало дилеммы: театр или кино? Именно на сцене актер может экспериментировать, профессионально расти. А кино использует твои театральные наработки.
Подработки на стороне (участие в антрепризах, съемки в кино и сериалах) — реалии нынешней театральной ситуации. Не только в России, но и в странах СНГ. Но я никогда не снижаю свою профессиональную планку. Да, в репертуарном театре я проработал 20 лет и безумно люблю свой «Современник», но я все равно соглашаюсь на съемки. Однако я ни за какие деньги не снимусь в рекламе. Для меня это принципиальная позиция.
Я понимаю руководство театра, когда им не хочется отпускать нас на съемки, но ведь кино делает актеров более популярными, и это, по большому счету, идет на пользу родному театру. Восхищаюсь Галиной Борисовной Волчек, как замечательной женщиной и как прекрасным режиссером. Она всегда знает, чего хочет добиться, и работать с ней невероятно интересно. Я благодарен Галине Борисовне за очень многое. Она помогла мне по жизни, в актерской профессии.
Ныне снимается масса картин. Конечно, не все они качественные. Но если за дело берутся Абдрашитов, Балабанов, Хотиненко, Месхиев или Тодоровский, то я уверен, что фильм получится. И если они меня позовут, то я обязательно соглашусь с ними поработать.
Я с большим удовольствием вспоминаю съемки фильма «Любовник». Каждый вечер мы втроем с Валерой Тодоровским и Олегом Янковским шли ужинать и постепенно наш ужин переходил в репетицию. В 9.00 мы приходили на съемочную площадку, и Валера опять предлагал интересные режиссерские ходы. У меня создалось впечатление, что в период работы над «Любовником» он вообще не спал. Я рад, что картина понравилась зрителям, ее оценили критики, и ныне она зажила свой экранной жизнью...
Среди актеров старшего поколения существует мнение, что сериалы — это второсортное кино. Я хочу им возразить. Важно, как лично ты относишься к своей роли. Если ты любишь свою профессию, то никогда не будешь халтурить перед камерой. Мне не стыдно за минисериал «По ту строну волков». Есть любимый зрителями сериал «Каменская». Там поменялись режиссеры, снимавшие ленту, у меня есть претензии к сценарию, но я стараюсь свою роль всегда играть хорошо. Конечно, когда мы уже делаем четвертую «Каменскую», глупо говорить, что у меня остался прежний интерес, но я не халтурю. Ныне снимаюсь в двух хороших сериалах. Названия говорить не стану, чтобы не вспугнуть удачу. Назову лишь имена авторов, по чьим произведениям написаны сценарии, — Солженицын и Пастернак.
О МОРЕ И МАСТЕРСТВЕ
— Украина — моя родина. На улице Гагарина в Херсоне до сих пор живет моя мама. При любой возможности я стараюсь приехать домой и бываю там довольно часто. Общаюсь со своими одноклассниками. Приезжаю на встречи выпускников. Хотя уже 30 лет прошло, как мы закончили школу. Однажды в одном из интервью меня спросили: «А мемориальная табличка на здании школы висит, извещает, что здесь учился Сергей Гармаш»? Я рассмеялся. Вскоре приезжаю домой, а бывшие одноклассники меня спрашивают: «Ты хочешь табличку»? Бред! Какая табличка? Я не эстрадная «звезда»: мишуру и шумиху не люблю. Я актер театра «Современник» и горд этим званием. Никогда «звездянкой» не болел. И само слово «звезда» в контексте «актер драматического театра» не принимаю.
Я с детства мечтал вовсе не о театре, а о море. Увлекался парусным спортом, собирался поступать в мореходку. Даже принимал участие в соревнованиях в Мариуполе (тогда Жданове). Вы знаете, до сих пор яхты и море мне часто снятся...
Фактически актером я стал случайно. После восьмого класса мама купила мне справочник для поступающих. Листаю его и вдруг читаю: Днепропетровское театральное училище. Решил рискнуть и отвез документы, хотя в школе я не участвовал в самодеятельности, не посещал кружков и вообще был не лучшим учеником. На экзамены поехал вместе с отцом. Основной экзамен — «мастерство». Срочным порядком выучил басню и вспомнил стихи Исаковского, но нужно было прочесть отрывок из прозы. И я голосом Райкина рассказал одну его интермедию, которую запомнил по пластинке. Приемная комиссия ошалела от такой наглости, и меня приняли...
Я окончил Днепропетровское театральное училище по специальности «Артист театра кукол». Потом служил в армии и только затем поступил в Школу-студию МХАТа. Ну, а о романе с «Современником» я уже рассказывал. Он длится у меня уже два десятилетия.
О СЕМЬЕ
— Вместе с женой, актрисой Инной Тимофеевой, я давно работаю в «Современнике». Мы вместе учились актерским премудростям в Школе-студии МХАТа. Я влюбился в Инну на первом курсе и уже более 20 лет как мы женаты. Я никогда не пиарил супругу: ни в кино, ни в театре. Мы практически не играем с ней вместе на сцене, хотя могли создать семейный актерский подряд и ездить, например, с антрепризой, выступать на вечерах. Единственный спектакль, в котором мы выступаем вместе, — «Еще раз о голом короле» Л. Филатова. Хотя Инна — замечательная актриса, но почему-то режиссеры нас не видят партнерами. Значит, так тому и быть. Главное, чтобы счастье и любовь не покинули наш дом.
Я много сил потратил на то, чтобы наша дочь не захотела стать актрисой. Я не вижу в Даше актерских задатков. Поэтому мы ее не отдавали на танцы, не обучали пению. Она у нас много времени тратила на изучение английского языка и показывает очень хорошие результаты. Захочет заниматься творчеством, может, к примеру, стать кинопродюсером, и вовсе не обязательно ей становится актрисой.
СПРАВКА «Дня»
Сергей Леонидович Гармаш родился 1 сентября 1958 года в Херсоне. Окончил Днепропетровское театральное училище и Школу-студию МХАТ. В 1984 г. был принят в труппу Московского театра «Современник». Сегодня — один из ведущих артистов этого театра. Играет интересный и обширный репертуар: Лопахин в «Вишневом саде» Антона Чехова, Старший брат в «Карамазовы и ад» по мотивам позднего Достоевского, Сатрапюк в «Крутом маршруте» Евгении Гинзбург, Альфонс в «Трех товарищах» Эриха Марии Ремарка, Трешкин в «Коте домашнем средней пушистости» Владимира Войновича и Григория Горина, Сергей в «Титуле» Александра Галина, Михаил в «Мурлин Мурло» Николая Коляды, Первый министр в «Еще раз о голом короле» Леонида Филатова, Очищенный в «Балалайкин и К о » Салтыкова-Щедрина, Капитан Лебядкин в «Бесах» Достоевского и других спектаклях.
Гармаш дебютировал в кино в фильме «Отряд». Ныне в творческом активе актера более 70 картин, в частности: «Свои», «Любовник», «Мой сводный брат Франкенштейн», «72 метра», «Ворошиловский стрелок», «Ермак», «Роковые яйца», «Моондзунд», «Сталинград», «Время танцора» и др. А также он снялся в популярных сериалах «Каменская», «По ту сторону волков» и др.
Выпуск газеты №:
№225, (2004)Section
Культура