Сергей Лозница сделал заявление
В основном конкурсе МКФ в Канне принимает участие картина украинского режиссераМай кинематографический: это, конечно же, всегда - Международный Каннский кинофестиваль. Потому что Канн (как Берлин и Венеция) диктует, хотите вы того или нет, синефильскую моду ближайшего времени. И попасть в конкурсную программу Каннского форума (а уж тем более получить приз!) всегда считалось престижным и для режиссера, и для страны, которую он представляет на кинофестивале.
В нынешнем году в основном конкурсе юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля, который пройдет с 17 по 28 мая, за «Золотую пальмовую ветвь» будут соревноваться 18 фильмов со всего мира, среди которых ожидаемые сенсации - «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке, «Двойной любовник» Франсуа Озона, «Роковое искушение» Софии Копполы, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Кроткая» Сергея Лозницы.
О последней работе несколько подробнее. Всем киноманам, конечно же, известно, что Лозница – украинский режиссер, который в настоящее время живет и работает в Германии. Он – не новичок на Каннском кинофестивале. В 2001 году документальная лента режиссера «Портрет» была удостоена Первого приза в конкурсной программе «Cinefondation». Премьера игровой дебютной картины Сергея Лозницы «Счастье мое» состоялась на МКФ в Канне и вызвала большой интерес в профессиональных кругах, а следующий фильм «В тумане» был представлен в конкурсной программе Каннского кинофестиваля и получил приз жюри ФИПРЕССИ.
Картину «Кроткая» Сергей Лозница снял по мотивам одноименного романа Федора Достоевского. Эта работа - ко-продукция Украины, Франции, России, Германии, Литвы и Нидерландов. Партнер с украинской стороны – компания SolarMediaEntertainment, продюсер – Сергей Лавренюк. Главный продюсер картины – Марианн Слот из SlotMachine (Франция).
Казалось бы, все замечательно. Остается ждать фестиваля и болеть за нашего земляка. Однако, еще до каннского марафона среди зрителей и профессионалов возникли разночтения в том, чью страну представляет режиссер Сергей Лозница. Мои коллеги из России, например,потирают руки, предвкушая «Золотую пальмовую ветвь» уже хотя бы потому, что от их страны в конкурсной программе - две картины: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и (по их мнению) «Кроткая» Сергея Лозницы.
Не хочется никого обижать, но, если коротко: не умаляя участия в съемочном процессе фильма (ни финансового, ни творческого) разных стран, именно гражданство режиссера главенствует в определении, какую страну представляет та или иная работа. Это первое.
Второе – выдержка из обращения Сергея Лозницы к коллегам, которое было зачитано на пресс-конференции, посвященной участию Украины в юбилейном Каннском кинофестивале. На мой взгляд, искренняя и важная: «Мне бесконечно больно, что две страны, с которыми неразрывно связаны моя судьба и моя работа, находятся в состоянии войны. Мне бесконечно больно, что одна из этих стран проявляет агрессию по отношению к другой – это трагедия. Моя личная трагедия.
Кино, искусство вообще – не имеет государственных границ, и автору не пристало предъявлять справки о происхождении своих картин. Фильм говорит сам за себя. Все, что я думал о том, что сейчас происходит на родине Достоевского, Лескова, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Платонова, Шаламова, Сорокина, - я сказал в своем фильме.
Хочу вспомнить слова уроженца Варшавы, великого русского поэта Осипа Эмильевича Мандельштама:
Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной.
Не город Рим живет среди веков,
А место человека во вселенной.
Им овладеть пытаются цари,
Священники оправдывают войны,
И без него презрения достойны,
Как жаркий сор, дома и алтари.
Сергей Лозница. 18 апреля 2017 г.»
Автор
Ирина ГордейчукSection
Культура